Меню
16+

Интернет-портал Gazeta-bam.ru

17.04.2015 11:23 Пятница
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 15 от 15.04.2015 г.

Соловьёвцы освобождали Киев от фашистов

Автор: Максим Ермаков. Фото из личного архива семьи Стрельцовых

В селе Соловьёвск будет торжественно открыта мемориальная доска.

16 апреля в селе Соловьёвск Тындинского района произойдёт историческое событие – на фасаде здания школы будет торжественно открыта мемориальная доска бывшему ученику школы Герою Советского Союза Василию Андреевичу Стрельцову.

Восстановить справедливость

Старожилы Соловьёвска и те, кто читает газету «БАМ», знают, что в годы Великой Отечественной войны двое жителей Тындинского (ранее – Джелтулакского) района: Василий Андреевич Стрельцов и Владимир Корнилович Беломестных – были награждены золотыми звёздами Героя Советского Союза. Их биографии есть в уникальной книге «От Соловьёвска до Берлина», автором которой стала педагог, краевед, почётный гражданин Тындинского района Александра Павловна Остапенко. А нашу газету я упомянул потому, что мы публиковали материалы о героях, в том числе и самой Александры Павловны.

В годы войны Соловьёвск отправил на фронт сотни своих лучших сынов и дочерей. 101 воин не вернулся в село. Их имена навечно высечены на монументе Славы, который стоит на центральной площади. В День Победы здесь собирается всё село, чтобы почтить память своих земляков. Многие приходят с портретами фронтовиков. Увы, участников тех страшных событий становится всё меньше. Я часто бываю в Соловьёвске, не раз приезжал на День Победы. И когда на встречах с ветеранами, в прииске и администрации сельсовета заходил разговор о Героях Советского Союза, многие с сожалением отмечали, что в Соловьёвске нет ни памятника этим уникальным людям, ни мемориальной доски. Конечно, всё дальше и дальше от нас 1941-1945 годы, всё меньше ветеранов, но не хочется, чтобы из памяти людей стирались имена и подвиги. В год 70-летия Победы в Соловьёвске решили восстановить справедливость и на фасаде здания школы установить мемориальную доску Герою Советского Союза Василию Андреевичу Стрельцову. Накануне этого события мы нашли его сына Андрея Стрельцова, который передал нашей газете бесценный материал – биографические сведения, копии фотографий и документов отца. Сам Андрей живёт в Москве, он полковник запаса, два его сына продолжили путь деда и отца – суворовцы, офицеры.

Медаль «За отвагу» в 19 лет

Будущий Герой Советского Союза родился на амурских просторах в селе Новопетровка в семье Андрея Тимофеевича и Анисьи Константиновны. Семья проживала на прииске «Соловьевский». С 1931 по 1938 годы Василий Андреевич учился в Соловьёвской школе. После окончания семи классов поступил в Благовещенский речной техникум. Но получить мирную профессию речника не успел, началась Великая Отечественная война. 8 ноября 1941 года студент третьего курса Василий Стрельцов подаёт заявление об отправке добровольцем на фронт, а так как возраст у парня был ещё не призывной, то военкомат его направил на курсы радиотелеграфистов в Хабаровск. В январе 1942 года наш земляк оказался в действующей армии. В составе истребительного отряда (Северо-Западный фронт) десятки раз он совершал рейды в тыл врага. Уничтожал крупные опорные пункты, штабы, шоссейные узлы, сопровождая группы разведчиков, добывая документы. За боевые отличия по разгрому двух гарнизонов в тылу врага (январь 1942 года) был награжден медалью «За отвагу». Боец из Соловьёвска, не страшась опасности, точно корректировал огонь нашей артиллерии. А ведь ему было всего 19 лет, но воевал смело, проявляя решительность и храбрость.

В истребительном отряде ему часто приходилось действовать с разведчиками. Фронтовику нравилась их энергичная, быстрая, смелая и решительная работа, особенно разведчиков-сапёров. Это люди высокого долга и ответственности, недаром о них говорят: «Сапер ошибается один раз». Василий Андреевич также решил переквалифицироваться, стать сапёром-разведчиком. Ему самому хотелось продвигаться впереди, прокладывая путь войскам в минно-взрывных заграждениях или же преграждать ход противника. В мае 1942 года, освоив новую боевую специальность, изучив свои мины и мины противника, Стрельцов стал сапёром-разведчиком 280 саперного батальона 163 стрелковой дивизии.

День и ночь на передовой

В своих воспоминаниях после войны Василий Андреевич писал: «В июне 1943 года наша дивизия была переброшена на Курскую дугу. К тому времени командование уже хорошо знало, что немецко-фашистские захватчики готовятся здесь к крупному наступлению. Немцы не только хотели взять реванш за поражения под Москвой, Ленинградом, Сталинградом, но и в пропагандистских целях стремились показать всему миру, что они сильны и способны вести наступательные операции. Наша дивизия занимала оборону в районе населённых пунктов Ольховатка и Поныри. В это время мне уже было присвоено воинское звание сержант и я командовал отделением сапёров-разведчиков. Зная намерения немцев, мы вели кропотливую работу по созданию глубоко эшелонированной обороны. День и ночь на передовой и в глубине нашей обороны сапёры устанавливали противотанковые и противопехотные минные поля, перекрывая все танкоопасные направления. Только воины отделения, которым мне довелось командовать, установили около 3000 противотанковых и более 4000 противопехотных мин».

Находясь в обороне, все подразделения и части упорно занимались боевой учебой, отрабатывая порядок отражения атак противника, прорыва немецких танков. Немцы забрасывали листовками, в которых сообщали, что у них появилась новая техника, перед которой никому не устоять. Стрельцов и его сослуживцы в это уже не верили. Командиры обучали, как уничтожать прорвавшиеся танки противника противотанковыми гранатами и бутылками с зажигательной смесью. Кроме этого, они учились преграждать путь немецко-фашистским танкам противотанковыми минами.

25 июня 1943 года, в середине дня, Василия Стрельцова вызвал к себе в землянку командир батальона майор Арабаджиев. Он отдал приказ, чтобы Стрельцов с группой поступил в распоряжение общевойсковой разведки, отправляющейся в поиск для захвата «языка». Из воспоминаний Героя Советского Союза: «Я отобрал моих верных товарищей, с которыми неоднократно бывал уже в подобных действиях, – ефрейтора Силантьева, рядовых Воронова, Таракановского и Джафарова. Это были опытные и смелые сапёры-разведчики. Вооружившись всем необходимым и взяв продовольствие, мы убыли на передовую. Перед отправкой, как всегда, нас обняли командир батальона и комиссар, пожелав нам возвратиться обратно, выполнив поставленную задачу, и непременно целыми и невредимыми. На передовой мы обсудили с командиром взвода план подготовки и действий по захвату «языка». Готовились долго, напряжённо. Группа из пяти человек через проходы в наших минных полях, проделанные нами же, выползла на нейтральную полосу поближе к проволочным заграждениям противника. Замаскировавшись, двое суток вели наблюдение. Нам удалось хорошо изучить, где выставляются часовые, когда они сменяются, где расположены блиндажи, огневые точки, минные поля и где наиболее близко подходит к траншеям противника проволочное заграждение. Тут же было намечено, где нам сделать проходы и в каком месте снять часового». Возвратившись в расположение своих войск, группа Стрельцова провела ещё раз со всеми разведчиками рекогносцировку с нашего переднего края. Были намечены ориентиры с таким расчётом, чтобы их можно было увидеть и ночью. Вся разведгруппа была поделена на группу захвата из четырёх человек, группу поддержки из пяти человек и группу обеспечения из трёх человек. Стрельцов входил в группу захвата.

«Язык» был доставлен в штаб        

28 июня в 22.30 бойцы подползли к нейтральной полосе и двинулись по намеченному маршруту. Нейтральная полоса в этом месте составляла 250-300 метров. Около 24.00 был проделан проход в минном поле и проволочном заграждении. Группа обеспечения заняла свою позицию, а команда Стрельцова двинулась дальше, чтобы снять часового. Гитлеровцы беспрерывно освещали местность ракетами, поэтому нашим фронтовикам продвигаться было затруднительно. Когда подползли к первой траншее, залегли. Немецкий часовой прошёл возле наших бойцов вправо по траншее метров 100, выпустил осветительную ракету, постоял и двинулся в сторону наших солдат. Из воспоминаний Стельцова: «К тому времени бойцы уже находились в траншее. Когда часовой поравнялся с нами, набросились на него, вставив в рот кляп, связали и передали группе поддержки. Затем пустили осветительную ракету, как это делал часовой, всей группой захвата быстро вышли к двум блиндажам немцев и забросали их противотанковыми гранатами. Произошли сильные взрывы. Тут только немцы и всполошились. Они открыли сильную беспорядочную стрельбу, стали беспрерывно освещать местность ракетами. Но было уже поздно. Подхватив двух раненых, мы перебежками достигли проволочных заграждений, благополучно проползли через минные поля и вскоре оказались на нейтральной полосе. К 8.00 «язык» был доставлен в штаб. Немец сообщил, что на передовую прибыли новые части врага, которые сразу же начали готовиться к наступлению».

Окончание в следующем номере

C родными.
Сержант В.А. Стрельцов.

Новости партнеров

Новости партнеров

Новости партнеров

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.