Меню
16+

Интернет-портал Gazeta-bam.ru

Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Валерий Березин: Мне посчастливилось пройти по Малому и Восточному участку БАМа от первой нитки полевого телефонного кабеля

Бесперебойная и надежная связь – это не только кубы грунта в насыпи и метры рельсошпальной решетки, это здоровье, а парой и жизнь людей.

БАМ для меня начался со слов, произнесенных на торжественном заседании в Алма-Ате 15 марта 1974 года, посвященном 20-летию начала освоения целинных и залежных земель генеральным секретарем ЦК КПСС Леонидом Ильичем Брежневым, назвавшим БАМ важнейшей стройкой девятой пятилетки.

А поскольку мои школьные годы и начало трудовой деятельности прошли на целине в Северном Казахстане слова Леонида Ильича стали призывом к действию, так как по жизни я всегда думал раньше о Родине, а потом о себе! Да и помнил слова Михаила Васильевича Ломоносова: «Российское могущество прирастать будет Сибирью и Северным океаном и достигнет до главных поселений европейских в Азии и в Америке», а значит и Дальним Востоком.

После выхода постановления ЦК КПСС и Совмина СССР от 8 июля1974 г. №561 «О строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали» в августе 1974 года, проходя военную службу в учебном полку железнодорожных войск старшим инструктором, я написал рапорт о своем желании принять участие в строительстве БАМа.

Уже в сентябре, подготовив к отправке на БАМ две радиорелейные станции Р-405, проехав из Москвы на поезде до станции Большой Невер на Транссибе, прибыл в Тынду в формируемый там железнодорожный корпус, войсковую часть 46120, где включился в (службу) работу по организации и обеспечению связи на Малом и Восточных участках БАМа.

В октябре 1974 года, высадившись с вертолета на будущей станции Маревая, обеспечил развертывание РРС – Р-405 и организацию радиотелефонной связи в узле связи железнодорожного корпуса в/ч 46120 в то время имеющего не благозвучный позывной «Карбазол», который вскоре был заменен на позывной «Кипящий».

Поскольку радиорелейная связь во много зависит от рельефа местности размещение радиорелейных станций, да и радиостанций КВ диапазона, происходило на вершинах сопок.

Единственным в таком роде на БАМе был передающий радиоцентр узла связи «Кипящий», построенный в основном из стеновых панелей из которых возводились жилые дома в Тынде. Главмосстроем. Он был расположен на сопке недалеко от действующего ныне объекта РРЛ – БАМ, построенного в свое время специалистами СМУ-3.

Отсюда осуществлялась радиосвязь по обеспечению руководства строительством Восточного участка БАМа, а также решались вопросы боевой готовности подразделений железнодорожных войск.

Мне посчастливилось пройти по Малому и Восточному участку БАМа от первой нитки полевого телефонного кабеля и участия в организации и обеспечении связи хода тактико-специальных учений по выполнению целевых задач по строительству БАМа до обеспечения связью на мероприятии по укладке золотого звена в апреле 1984 года на 491 км от Тынды, на разъезде сегодня носящем имя Героя Советского Союза Виктора Мирошниченко, с товарищами по службе – генералами, офицерами, прапорщиками, сержантами и рядовыми. Товарищами с большой буквы, делавшими каждый на своем месте общее дело.

БАМ строила вся страна и дети разных народов. Это русские Матросов и Узкий, Соснин и Голощапов, украинцы Руденко и Заика, таджик Саидов, латыш Жеберс, дагестанец Агубеков. Связь – это нервы армии, и она была действительно нервами стройки века.

Как-то зимней ночью пропала связь с вертолетным отрядом. Рядовой Зайцев, обнаружив обрыв телефонного кабеля, голыми пальцами на обжигающем морозе за считанные минуты срастил кабель и связь была восстановлена. Почти год, находясь автономно, на одной из сопок обеспечивал работоспособность вверенной радиостанции и устойчивую связь сержант Перминов. Ефрейтор Устюжанин, рискуя жизнью, при ураганном ветре устранил обрыв антенного устройства многоканальной радиорелейной станции. Что обеспечило работу радиорелейной линии между Тындой (узел связи «Кипящий») и Дипкуном (узел связи «Доха»).

Понимание причастности к общему делу, необходимому нашей Родине, коллективизм и товарищеская взаимопомощь, и как не банально звучит, высокая воинская дисциплина позволили выполнить задачу по обеспечению связью строительства Байкало-Амурской железнодорожной магистрали.

Бесперебойная и надежная связь – это не только кубы грунта в насыпи и метры рельсошпальной решетки, это здоровье, а парой и жизнь людей, так как по каналам связи осуществлялись запросы на санитарный вылет, давались консультации врачами, поддерживались человеческие связи между людьми. Ведь у большинства в первые годы стройки родные и близкие люди находились на «большой земле».

Обеспечение и организация связи была в ряде случаев невозможна без взаимодействия с организациями министерства связи. Так после ввода в действие РРС-БАМ появилась возможность организации устойчивой связи с Зейском (станция Верхнезейск) и находящимися там воинскими подразделениями, а также организация связи на всем протяжении Восточного участка БАМа. Поэтому хочется вспомнить добрым словом начальников Тындинского районного узла связи В.В. Рыкалина и Ю.М. Карибжанова.

Конечно, были и неудачи, из-за неправильного расчета линии радиорелейной связи не была запущена связь с помощью радиорелейных тропосферных станций Р-408 между Тындой и Верхнезейском.

Немного ранее по той же причине не была организована радиорелейная связь в помощью радиорелейных станций Р-400 между Тындой – Кувыктой и Хорогочами в интересах подразделений Главбамстроя.

В этом году исполняется 50-летие с начала этой великой стройки, продолжение которой идет уже сегодня и сейчас в рамках проекта «Восточный полигон».

Накануне этого события вспоминаю своих товарищей по службе в железнодорожных войсках, тех, для кого не пустым звуком были позывные узлов связи «Кипящий», «Карица», «Доха», «Пароперегрев», «Бамия», «Циклоид» и «Валенсия». Среди них – Зимина Александра Михайловича, Кошман Николай Павлович, Зиновьев Владимир Михайлович, Ильин Николай Иванович, Виста Сергей Оскарович и многих других, кто отдавал свой воинский долг на строительстве БАМа.

Когда-то в Тынде не раз встречался в Леонтием Махитаровым, в то время главным инженером БАМ.ж.д., замечательным человеком, безвременно ушедшим из этой жизни.

От этих встреч остались хорошие воспоминания и его стихи для всех нас, бамовцев:

Живи и здравствуй вечно, магистраль!

Живи и здравствуй, бамовцев плеяда!

И сохрани в душе своей печаль

О тех, кто не дожил до этой даты,

Кого лишила радости судьба

Пройти весь путь сквозь лихорадку буден,

Пускай им "вечным памятником" будет

Живущий и работающий БАМ.

Я слов высоких нынче, не боюсь,

Они в моей душе родились сами:

Друзья мои, прекрасен наш союз,

Родившийся в суровых буднях БАМа!

Куда бы нас не бросил перст судьбы,

В сердцах у нас останутся навеки

Святое чувство правды и борьбы

За гордый труд и право человека!

Валерий Владимирович Березин,

ветеран военной службы и железнодорожный войск. Работник ОАО «РЖД»

На БАМе с 10 сентября 1974 года по 9 июля 2004 года

Радиостанция Р-140
В районе ст. Ижак. прокладка кабеля связи на УС Кипящий-2
Радиотелеграфист Вячеслав Голощапов на боевом посту УС Кипящий
Место укладки золотого звена на Восточном участке БАМа 491 км
РРС Р-404
Телефонный коммутатор Узла связи

Новости партнеров

Новости партнеров

Новости партнеров

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.