Меню
16+

Интернет-портал Gazeta-bam.ru

Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Стальные дороги к Победе: Музей истории БАМа приглашает на новую выставку

Автор: Наталия Кроитору
Специалист Музея истории БАМа

Фото автора

Экспозиция рассказывает о роли железнодорожных войск в Великой Отечественной войне.

«Без хорошо работающих железных дорог мы не смогли бы осуществлять не только большие оперативные перевозки, но и бесперебойный подвоз материально-технических средств
на большие расстояния. Железнодорожники, работая под постоянным воздействием авиации,
а иногда и артиллерии, проявили массовый героизм и законно заслужили признательность Красной Армии и всего советского народа».
Маршал Советского Союза Г.К. Жуков

В Музее истории БАМа подготовлена к показу выставка «Стальные дороги к Победе», на которой представлены материалы из фондов музея. Экспозиция рассказывает о роли железнодорожных войск в Великой Отечественной войне.

75 лет назад отгремели последние залпы Великой Отечественной войны — наиболее жестокой и кровопролитной за всю историю наше­го Отечества. В обеспечении Победы над фашистскими агрессорами исключи­тельно важную роль сыграл железнодорожный транспорт. Громадные пространства, на которых развертывались сражения, возросшая по­требность в массовых перевозках, в том числе крупных стратегичес­ких грузов, превратили железные дороги в военный фактор первосте­пенного значения.

На стальные магистрали СССР в 1941 — 1945 гг. пришлась подавля­ющая часть грузооборота в стране — свыше 80 процентов, в том чис­ле до 70,5 процента выполненных воинских перевозок.

Все крупнейшие операции Великой Отечественной войны были неразрывно связаны с широким использованием железнодорожного транспорта, который был обязан по решениям Ставки Верховного Главнокомандования своевременно, а зачастую и в крайне предельные сроки, обеспечивать перевозками на направлениях этих операций круп­ные войсковые группировки и потребные фронтам средства усиления.

Всего за годы Великой Отечественной войны объем воинских перевозок на железных дорогах составил невиданные в истории войн раз­меры — более 19,7 млн. вагонов (или 444213 поездов). Если бы все воинские грузы погрузить в четырехосные вагоны, то состав из таких вагонов опоясал бы земной шар по экватору свыше шести раз.

Необходимым условием бесперебойной работы железнодорожного транспорта явилась героическая деятельность воинов железнодорожных войск и спецформирований НКПС. Без их самоотверженного труда он не справился бы со своими задачами, не выдержал бы того гигантского напряжения, которое выпало на его долю в 1941 — 1945 гг.

Война потребовала огромных усилий по восстановлению железных дорог. На территории СССР гитлеровцы вывели 26 из 54 железных дорог довоенной сети и частично повредили 8 магистралей, разрушив 65 000 км пути, 13 тысяч мостов общей протяженностью около 300 км, 4100 станций, 2436 вокзалов, 317 паровозных депо и много дру­гих железнодорожных объектов и устройств.

Кроме того, фашисты уничтожили или угнали с территории СССР большое количество паровозов и вагонов. Транспорт любой другой страны после таких неисчислимых потерь и разрушений оказался бы неизбежно парализованным. Но железнодорожный транспорт СССР не только выдержал этот удар, но и в ходе войны неуклонно наращи­вал свою мощь, интенсивность и размеры перевозок.

Готовя вооруженное нападение на Советский Союз, фашистское командование в числе других благоприятных факторов на пути к мол­ниеносной победе рассчитывало и на слабость транспортной системы нашей страны, особенно на неподготовленность железнодорожной се­ти, надеясь, что она не сможет обеспечить огромные масштабы пере­возок в современной войне.

Высокую оценку боевой деятельности железнодорожных войск в 1941 — 1945 гг. дали Государственный Комитет Обороны, Ставка Верховного Главнокомандования, Военные советы фронтов, видные советские полководцы Г. К. Жуков, А.М. Василевский, И. С. Конев, И.Х. Баграмян, К.А. Мерецков, К.К. Рокосовский и другие. Так, от­мечая заслуги воинов-железнодорожников в успехе наступательных действий наших войск в Прибалтике, командующий 1-го Прибалтийского фронта — генерал армии И.Х. Баграмян подчеркивал, что решающую роль «в своевременной переброске войск, подвозе боеприпасов, фуража и горючего фронту сыграли железнодорожные коммуникации фронта. Несмотря на большие разрушения, произведенные противником на железнодорожных линиях района действий войск, железнодорожные войска в кратчайший срок восстановили железнодорожные линии фронта и обеспечили четкую их эксплуатацию».

Родина высоко оценила вклад военных железнодорожников в Победу. В годы Великой Отечественной войны четырнадцать из них удостоены зва­ния Героя Советского Союза и двадцать девять — Героя Социалистического Труда. Более 401 тысячи воинов железнодорожных войск были награждены за самоотверженный труд в годы войны орденами и медалями. 21 соединение и часть железнодорожных войск награждены орденами, од­на из бригад за проявленный героизм, стойкость и отвагу преобразо­вана в гвардейскую. За образцовое выполнение боевых задач при ос­вобождении Варшавы, Познани, Кенигсберга ряд железнодорожных бригад и батальонов получили почетные наименования этих городов.

Новости партнеров

Новости партнеров

Новости партнеров

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

9