Меню
16+

Интернет-портал Gazeta-bam.ru

27.10.2016 18:13 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 42 от 19.10.2016 г.

Житель Минска Василий Князюк: БАМ построен на века, дорога работает

Автор: Василий Князюк

По сей день сообщество бамовцев – это как сообщество ветеранов какого-то рода войск. При встрече если ты узнаешь, что человек в одно время с тобой был на БАМе – это как пароль, как пропуск в какие-то потаенные уголки души. 

Василий Князюк

Интересный сегодня день… 27 октября 1984 года было открыто сквозное движение по Байкало-Амурской магистрали, если кто-то помнит, что это вообще такое и где она находится. А я вот там вырос! Замечательное было время, правильное!

Я жил на БАМе, в Тынде, с 1982 по 1987 год. Чего я там только не видел. Хотите снег 1 июня? Пожалуйста! Хотите на улице гулять (играть) в минус 20-25? Какие проблемы! Минус 40 – это уже да, проблема! Хотите лето такое, что +25 – это прохладно? Да так, чтобы и тайга горела, и гнус одолевал, и купались до одури, и одеваться так в +30 и +35, чтобы на теле не оставалось открытых участков? А что вы хотите – клещи! Их там – тьма!

Я видел сопки багряные от цветущего багульника и видел поля, на сколько глаз хватает, цветущих полевых цветов. Ловил руками хариусов на перекатах, но по малолетству. Не поймал ни одного. Ставил силки на рябчиков (с тем же успехом). Катался зимой с таких горок – два раза скатишься и удовольствия на весь день – такие они высокие! Любишь кататься, люби и саночки возить! Пока в горку поднимешься раз-другой…

Там я научился ходить на лыжах и даже что-то выиграл в соревнованиях.

Там пионерская организация была… Как бы это поточнее выразиться-то… во! Нашел! Там пионерия была взята из парижской палаты мер и весов – такая, какая она должна была быть. Там ты ни секунды не был одинок. Вечно какая-то интересная движуха: то соревнования спортивные, то кружки, то факультативы, то туристический клуб, то секция, то продленка. Помню у меня были «Веселые старты» классе во втором, что-то такое. Так за меня (!) поболеть заявилось чуть ли не половина класса моего брата старшего, а он в 7-м классе учился!

Погодите улыбаться саркастично и причитать, что «остальная страна жила не так». И о Бамлаге мы знаем. Сам знаю, что «не так». Я рассказываю только о том, что видел сам! Оставьте рассуждения…

Кстати в окрестностях бамовского «Артека» — пионерлагеря «Лапри» — следов того самого Бамлага столько, что нам даже запрещали к ним прикасаться и никакие рассказы о том, что «это дорогу строили, водители разбивались» не могли глаза застить даже нам, 10-летним. Все мы уже тогда понимали. Ржавая колючая проволока, заросшая густым подлеском, многое могла рассказать. А уж что чуть ли не в каждой тындинской сопке заключенные добывают уран – об этом вдохновенно врали в школе все ученики второй смены.

Я помню, как в Тынде построили вокзал, архитектурный проект которого занял какое-то место на каком-то конкурсе. С тех пор я уйму вокзалов видел по всей Европе, но тындинский, отчего-то, сидит гвоздем в голове как один из любимых. Впрочем, как и минский, который до конца 80-х стоял….Мы на этот вокзал на экскурсию ходили. Просто посмотреть!

Я отлично помню, как строился БАМ, как в школе висел плакат на котором отмечался путь: «До стыковки осталось 300 км, 200 км»… Потом счет пошел на километры – 80, 55, 43… И чем ближе стыковка, тем больше росло возбуждение! Было такое ощущение причастности к чему-то большому, грандиозному и полезному! Я не знаю, как встречали первых космонавтов, но… вот когда первый раз с «Шерифом» вышел в Лигу Европы, вот примерно таким же было ожидания первого матча в группе! Какой-то нереальный праздник и ты, в белой рубашке идешь в школу, хотя тебя никто не заставляет!

И 27 октября 1984-го я помню отлично! Да, там была трибуна на привокзальной площади и с нее кто-то выступал. Но был реально ПРАЗДНИК НЕ ПО РАЗНАРЯДКЕ! К стройке имели отношение чуть ли не все жители Тынды и к вокзалу шли все. Все вложили свой труд и все отмечали завершение строительства.

А день такой был, может, минус 20, максимум. Потому что я весь митинг с родителями там провел и первый поезд встречал, и хоть бы кашлянул… А вечером чуть ли не в каждом доме накрывали столы, ходили друг к другу в гости. Большое дело вместе сделали!

Сколько уже лет прошло с тех пор, да? А по сей день сообщество бамовцев – это как сообщество ветеранов какого-то рода войск. При встрече если ты узнаешь, что человек в одно время с тобой был на БАМе – это как пароль, как пропуск в какие-то потаенные уголки души, сразу дистанция сокращается намного. Хотя вру, сейчас уже не так остро. Уже закостенел и открываешься не всем. И не всегда. Но БАМ – это БАМ.

7 лет тому назад ностальгия задушила и я зимой, в декабре, в свой отпуск, проехал по БАМу: от Комсомольска до Тайшета. 9 пересадок только на БАМе… И — 56 было в Постышево, и в Тынду приехал в — 52, и в — 27 купался в открытых горячих источниках Гоуджекита под Северобайкальском, и в свою квартиру в Тынде зашел. Спасибо нынешним (третьим, после нас, жильцам), и в школу, и в классный кабинет.… И был на обходе Северомуйского тоннеля и на «чертовом мосту». Проезжал тоннели: от Дуссэ-Алиньского до Кодарского. По всем бамовским мостам. Стоят, родненькие! Посмотрел своими глазами на то, как там сейчас дело обстоит. И с людьми поговорил. Работает БАМ! Что с ним сделается? На века строили. Места там – богатейшие. Эффективно их использовать, вот задача государства, а не кричать на каждом углу, что «зря построили». «Зря построили» — это когда не знаешь, что с этим делать. Если в церкви сделать конюшню, это «зря построили» или мозгов нет? «Зря построили» — это про другую страну, попозже, и про другие стройки.

А БАМ построен очень даже не зря.

Про БАМ есть много песен. Градский и его «Яростный стройотряд» великолепен!  «Строим БАМ» от «Самоцветов»... Бамовский марш…. Все это, конечно, здорово. Но мне, почему-то, ближе по духу та, которую написал Владимир Гузий. Уж его-то на БАМе знали все!

С Праздником, бамовцы!

Новости партнеров

Новости партнеров

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

260