Меню
16+

Интернет-портал Gazeta-bam.ru

09.09.2018 09:49 Воскресенье
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 36 от 05.09.2018 г.

Иван Шестак: Я впервые услышал голос Иосифа Кобзона в 1962-м году

Автор: Иван Шестак

Спасибо тебе, Иосиф Давыдович, за все, что ты сделал за свои длительные творческие годы.

Его смерть не стала неожиданностью. Поклонники певца, к которым причисляю и себя, следили за последними днями жизни Иосифа Давыдовича.

В интернете время от времени мелькали слова о том, что состояние его улучшилось, но в это мало верилось. На сей раз болезнь навсегда остановила его большое сердце. Не хочется говорить «ушёл из жизни», а приходится. Прощальные слова хочу произнести от имени своего поколения, людей, рожденных в Великой стране, имя которой СССР. Мы прожили большую жизнь в ней вместе с песнями Кобзона, по ним мы судили и судим о той эпохе, о времени, наполненном героическим трудом и созиданием. Они помогали нам жить и строить, вселяли надежду на светлое будущее. Мы его не дождались, но оно живёт в нас ностальгической мелодией, которая бередит наши души, страдающие от того, как новую Россию разворовывают жулики, разного рода проходимцы, готовые ради денег продать и друзей, и близких, и Родину.

Кобзон, в отличие от многих сегодняшних эстрадных певцов, никогда не причислял себя к звездам. Он не был королем эстрады, не присвоил себе звание «Золотой голос России». Без восторга воспринимал такие слова как «Императрица», «Примадонна». Он с гордостью пронес через годы своей жизни одно звание – народный артист Советского Союза, того Союза, которого вот уже 27 лет нет на карте мира. Конечно же, служил Иосиф Давыдович и России. Но во всех его публичных выступлениях всегда просачивалась тоска по тому времени. Особенно это касалось песенного творчества, в котором ценились, прежде всего, слова и мелодия песни. Ему чужды были однодневки. Он работал с выдающимися поэтами и композиторами Советского Союза.

Всесоюзная слава пришла к Кобзону через год после окончания Гнесинки – ​в 1964 году, когда он исполнил песню Аркадия Островского «А у нас во дворе» на стихи Льва Ошанина. Я же впервые услышал голос певца в 1962-м году. Это было время зарождения нового жанра – ​молодежной песни. Вот тогда творческая группа Москонцерта в составе молодого композитора Александры Пахмутовой и поэтов-песенников Сергея Гребенникова и Николая Добронравова и появилась в Братске. Композитор и поэты отправились в Сибирь за песнями. Вместе с ними в компании оказались студенты Гнесинского института Виктор Кохно и Иосиф Кобзон. Пребывание в Братске, знакомство со строителями крупнейшей в мире гидроэлектростанции, таежные просторы покорили москвичей, вдохновили их на цикл песен «Звезды над тайгой», о которых вскоре заговорила вся страна.

Их выступления произвели на меня, как и на всех братчан, сильное впечатление. С тех пор я и начал следить за творчеством этих людей. По радио все чаще стали звучать песни Пахмутовой, написанные на слова Гребенникова и Добронравова. А исполнять их стал только Кобзон, Кохно куда-то исчез, а вскоре компанию Александры Николаевны покинул и Гребенников. Через несколько лет тройка оказалась в Братске, вынеся на суд братчан новые песни. На одной из встреч Кобзон рассказал о том, что они с Кохно, увлекшись песнями, не всегда посещали институт, будучи студентами. И хотя они учились хорошо, ректор Гнесинки Муромцев поставил их перед выбором – ​либо учеба, либо эстрада. Кохно решил остаться в институте и исполнять камерную музыку, а Кобзон ушел…в самостоятельную жизнь. Что касается Гребенникова, то он продолжал сотрудничать с Пахмутовой, но поэт, видя складывающиеся отношения Добронравова с Александрой Николаевной, отошел в сторону. Так родился потрясающий творческий дуэт, до сих пор радующий нас своими прекрасными песнями.

Не пропускал я концерты Кобзона и в Тынде. Разве забудешь его потрясающие выступления, длившиеся в Доме культуры «Юность» до трех часов ночи! В свой первый приезд он был еще народным артистом Российской Федерации, а в следующий – ​народным артистом СССР. Тогда же и было принято решение о присвоении Иосифу Давыдовичу звание почетный гражданин Тынды. Я присутствовал на этом событии, когда в конференц-зале Тындинского горкома КПСС первый секретарь горкома партии Ю. А. Есаулков в присутствии Кобзона сообщил об этом решении. Но странное дело, впоследствии в списке «почетников» я не увидел фамилии Кобзон. Так было на самом деле такое решение или нет? Очевидцы утверждали, что было. Тогда куда подевались документы Тындинского горисполкома? Вопрос далеко не праздный. И только спустя годы после того события Тындинская городская дума исправила допущенную ранее оплошность, признав, что 27 ноября 1985 года решением исполкома Тындинского городского Совета народных депутатов № 484 Кобзону Иосифу Давыдовичу, народному артисту СССР, было присвоено звание почетный гражданин Тынды.

Вспоминаю празднование 25-летия БАМа. Я с другими бамовцами в Москве, в концертном зале гостиницы «Россия». Идет концерт мастеров искусств. Выступают «Самоцветы», другие популярные ансамбли. Ведущий приглашает на сцену Александру Пахмутову и Иосифа Кобзона. После нескольких песен я с букетом цветов поднимаюсь на сцену и вручаю его Александре Николаевне. Кобзон стоит в сторонке. Подхожу к нему и прошу дать мне микрофон. Кобзон выполняет мою просьбу. Сказав несколько добрых слов в адрес Пахмутовой, спрашиваю Иосифа Давыдовича, не пора ли ему как почетному гражданину Тынды снова побывать на БАМе. Звание надо отрабатывать. Кобзон явно в замешательстве. Он стал оправдываться, ссылаясь на нехватку времени. Я стою на своем. Планирует приехать в Тынду или нет? Зал поддерживает меня, и ему ничего не остается делать, как сказать да.

Не приехал. И тому были веские причины. С мая 1989 по сентябрь 1991 года Кобзон был народным депутатом СССР и выступал за сохранение СССР как федерального государства. Депутатскую деятельность решил он продолжить и в Госдуме. В год, когда я приглашал его на БАМ, шла подготовка к выборам в Госдуму второго созыва, куда баллотировался и Кобзон. Он стал тогда депутатом и до конца своих дней работал в законодательном собрании Российской Федерации. Но он не забывал БАМ и часто в своих выступлениях наряду с другими точками, где ему пришлось побывать, упоминал и Байкало-Амурскую магистраль.

В год 40-летия БАМа на вопрос корреспондента газеты «Комсомольская правда», что бы вы хотели пожелать ветеранам БАМа, Иосиф Давыдович ответил: ​«Я хочу бамовцам пожелать здоровья и счастья. И пусть передадут детям и внукам эту любовь к романтике, в которой они жили. Сколько семей бамовцев родилось там. Я рад, что имею к БАМу прямое отношение, и горжусь этим. Вот 60 лет отметила целина, и 40 лет отмечает БАМ. Это большие подвиги той державы, это исторические вехи».

Историческая веха и жизнь Кобзона. Он был и останется Великим гражданином Великой страны. Он навсегда в нашей памяти, в песнях, которые мы любим и с которыми шли и идем по жизни. Спасибо тебе, Иосиф Давыдович, за все, что ты сделал за свои длительные творческие годы. Думаю, со мной согласится большинство бамовцев, и общество помянет добрым словом Человека с большой буквы.

Новости партнеров

Новости партнеров

Новости партнеров

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.