Меню
16+

Интернет-портал Gazeta-bam.ru

30.03.2015 15:33 Понедельник
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 12 от 25.03.2015 г.

Участник Великой Отечественной войны Алексей Терехов сегодня отмечает 100-летний юбилей

Автор: Вера Григорьева

Машинист паровоза Алексей Никифорович Терехов показал высокий профессионализм в годы Великой Отечественной войны.

Перед войной он окончил Шилкинское железнодорожное училище и был назначен помощником машиниста в паровозное депо станции Сретенск.
– Со своей главной задачей, держать нужное для преодоления перепадов рельефа пути давление пара, справлялся успешно, – рассказывает Алексей Никифорович. – После пройденных 30 тыс. км пошёл на курсы машинистов и стал водить товарные и пассажирские составы по сретенской ветке до станций Карымская и Зиловская.
Фронтовая биография Алексея Никифоровича началась в августе 1941-го. Получив назначение на станцию Мациевскую, находящуюся вблизи границы с оккупированным японцами Китаем, Терехов под самым носом вражеской разведки по ночам без звука и света выводил составы с живой силой и техникой на помощь обороняющейся столице. Известно, что, трогаясь с места, паровоз пробуксовывает, и от трения колёс о рельсы возникают искры. Устранить этот демаскирующий момент Алексею Никифоровичу помогла смекалка.
– Я подумал, что использовать воду для гашения искр нет смысла: её просто не хватит для обеспечения нормальной работы локомотива, – продолжает он. – Поэтому разработал несложный в изготовлении искрогаситель в виде канала-трубы, куда попадали искры при пробуксовке. 
Годы войны прошли для старшего сержанта в постоянных поездках то на действующий фронт, то в Монголию, то к будущему театру военных действий – советско-японской границе. В 1945 году Терехов был назначен машинистом на один из четырёх бронепоездов. Это была ударная сила наших войск. 9 августа 1945 года Красная армия силами трёх фронтов развернула массированное наступление на японские позиции. 
– Важную роль в выполнении планов командования сыграл наш 3-й отдельный эксплуатационный железнодорожный полк, – вспоминает фронтовик. – Японцы ожесточённо сопротивлялись, и только участие в боях бронепоездов, один из которых вела моя паровозная бригада, сломило врага.
В 1946 году воин-железнодорожник демобилизовался. На его груди сияли орден Отечественной войны I степени, медали «За победу над Германией», «За победу над Японией». Фронтовик вернулся в паровозное депо и женился на учительнице начальных классов Анне. Семья получилась крепкой. Родились два сына и дочь, потом появились 7 внуков и 3 правнуков. В 2002 году супруги Тереховы переехали в Тынду. Анна Ефремовна ушла из жизни, а за Алексеем Никифоровичем заботливо ухаживают дети.
– Отец всегда был очень подвижным и трудолюбивым, – отмечает его дочь Татьяна Плотникова. – Когда жил в Забайкалье, ни минуты не сидел без дела: с паровоза – на сенокос, оттуда – на пасеку. Пчеловодство для него было любимым увлечением, мёдом угощал всех знакомых. Переехав на БАМ, восхищался, какие добрые здесь живут люди. Да и сам он – человек необычайной доброты.
Тындинские железнодорожники – частые гости в доме Терехова. Годы берут своё, зрение у ветерана сильно ухудшилось, но он узнаёт друзей по голосам. 
– Алексей Никифорович – очень душевный человек. Несмотря на почтенный возраст, он сохранил бодрость духа, ясность памяти, – рассказывает председатель профсоюзного комитета эксплуатационного локомотивного депо Тында Владимир Пархомук. – Мы можем с ним, взявшись за руки, долго обсуждать паровозы, устройство которых он помнит в деталях. Пожалуй, я не встречал больше таких светлых и порядочных людей. Прожив 100 лет, пройдя через многие трудности, он остался человеком с большой буквы.

Новости партнеров

Новости партнеров

Новости партнеров

Комментарии (1)

  • Demon888, 30.03.2015 23:48 #

    Главное — ЗДОРОВЬЯ и ВНИМАНИЯ близких!

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.