Меню
16+

Интернет-портал Gazeta-bam.ru

09.05.2016 15:20 Понедельник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 18 от 04.05.2016 г.

Солдат Победы: Алексей Никифорович Терехов

Автор: Вера Григорьева

Фото из архива газеты "БАМ"

Японцы ожесточённо сопротивлялись, и только участие в боях бронепоездов, один из которых вела паровозная бригада Терехова, сломило врага.

Перед войной он окончил Шилкинское железнодорожное училище и был назначен помощником машиниста в паровозное депо станции Сретенск.

– Со своей главной задачей, держать нужное для преодоления перепадов рельефа пути давление пара, справлялся успешно, – рассказывал Алексей Никифорович. – После пройденных 30 тыс. км пошёл на курсы машинистов и стал водить товарные и пассажирские составы по сретенской ветке до станций Карымская и Зиловская.

Фронтовая биография Алексея Никифоровича началась в августе 1941-го. Получив назначение на станцию Мациевскую, находящуюся вблизи границы с оккупированным японцами Китаем, Терехов под самым носом вражеской разведки по ночам без звука и света выводил составы с живой силой и техникой на помощь обороняющейся столице.

Известно, что, трогаясь с места, паровоз пробуксовывает, и от трения колёс о рельсы возникают искры. Устранить этот демаскирующий момент Алексею Никифоровичу помогла смекалка.

– Я подумал, что использовать воду для гашения искр нет смысла: её просто не хватит для обеспечения нормальной работы локомотива, – продолжал он. – Поэтому разработал несложный в изготовлении искрогаситель в виде канала-трубы, куда попадали искры при пробуксовке. 

Годы войны прошли для старшего сержанта в постоянных поездках то на действующий фронт, то в Монголию, то к будущему театру военных действий – советско-японской границе. В 1945 году Терехов был назначен машинистом на один из четырёх бронепоездов. Это была ударная сила наших войск. 9 августа 1945 года Красная армия силами трёх фронтов развернула массированное наступление на японские позиции. 

– Важную роль в выполнении планов командования сыграл наш 3-й отдельный эксплуатационный железнодорожный полк, – вспоминал фронтовик. – Японцы ожесточённо сопротивлялись, и только участие в боях бронепоездов, один из которых вела моя паровозная бригада, сломило врага.

В 1946 году воин-железнодорожник демобилизовался. На его груди сияли орден Отечественной войны I степени, медали «За победу над Германией», «За победу над Японией». Фронтовик вернулся в паровозное депо и женился на учительнице начальных классов Анне. Семья получилась крепкой. Родились два сына и дочь, потом появились 7 внуков и 3 правнуков. В 2002 году супруги Тереховы переехали в Тынду. Анна Ефремовна ушла из жизни, а за Алексеем Никифоровичем заботливо ухаживали дети.

– Отец всегда был очень подвижным и трудолюбивым, – отмечает его дочь Татьяна Плотникова. – Когда жил в Забайкалье, ни минуты не сидел без дела: с паровоза – на сенокос, оттуда – на пасеку. Пчеловодство для него было любимым увлечением, мёдом угощал всех знакомых. Переехав на БАМ, восхищался, какие добрые здесь живут люди. Да и сам он – человек необычайной доброты.

3 марта 2016 года Алексей Никифорович ушел из жизни. 30 марта фронтовику исполнился бы 101 год.

Связанные ссылки

Новости партнеров

Новости партнеров

Новости партнеров

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.