Меню
16+

Интернет-портал Gazeta-bam.ru

14.05.2024 14:26 Вторник
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Покорители тайги. Как семья Пузан строила БАМ

Автор: Екатерина Алавердян

Николай Константинович и Анна Ивановна ПузанФото: Елена Журавлёва

«Мы жили в вагончике, который был разделён на две комнаты, – вспоминает Анна Пузан. – В одном углу – кухня, в другом – две кровати. В этом доме на колёсах мы и объездили весь БАМ».

При входе в дом сразу замечаю на подоконнике большой кактус в окружении орхидей, на стене – деревянные часы с выжженными на доске портретами членов семьи, а на полках серванта – атласы и фотоальбомы. Внушительный фотоархив хранит историю, наполненную рассказами о северных морозах и встрече с медведями, свадебном кортеже из самосвалов, успехах и достижениях членов семьи Пузан из Шебекино.

Познакомила стройка

Николай Константинович и Анна Ивановна показывают один фотоальбом за другим. В одном – кадр армейской службы Николая во Львовской области у границы с Польшей, в другом снимки памятных семейных торжеств и праздничных встреч. Детские чёрно-белые фото и современные карточки рассказывают об истории поступления в учебные заведения и создания уже своих семей детьми. Но особое внимание супруги уделяют нескольким фотоальбомам, сопровождая просмотр рассказом о жизни тогда ещё молодых Ани и Коли в далёкой Бурятии, где комсомольцы прокладывали железную дорогу, которую позже назовут стройкой века.

Они могли встретиться ещё в Гомеле на заводе, где Николай работал и куда юная Аня пришла на практику. Может, и виделись тогда ребята мельком, но сейчас точно об этом не известно.

Фото: Елена Журавлёва

Фото: Елена Журавлёва

На вопрос о том, как они познакомились, супруги улыбаются – так на БАМе и повстречались.

«Я к сестре на подмогу приехала – заболела она тогда. Села на самолёт и прилетела из Витебска. Мама не отпускала, а я решилась, – рассказывает Анна Ивановна. – В январе 1979 года впервые оказалась на БАМе, а в августе мы уже свадьбу сыграли. Платье мне сестра сшила, а из остатков материала – жениху рубашку. Даже куклу у племянников тогда одолжили для украшения машины молодожёнов.

Николай Константинович показывает свадебный архив. На небольшой чёрно-белой фотографии юные и счастливые Аня и Коля позируют на фоне огромной машины «Магирус» (немецкие грузовики Magirus сейчас выпускаются под брендом Iveco – прим. авт.). Расписываться молодые ездили на заимки – в посёлке Кичера, где они жили, тогда не было своего загса.

Фото: Елена Журавлёва

«Мой друг сказал, что к его жене приезжает сестра. И я сразу решил: надо не упустить невесту, – смеётся мужчина. – И не упустил».

Поездом на БАМ

Построить на краю земли предприятия и города – задача на десятилетия. А начинать необходимо было с железной дороги. Точнее – с палаточных городков, в которых поселились строители, лесорубы, проходчики.

«Через обком комсомола от Черниговской области, где я тогда работал на заводе, достались нам с другом две путёвки, – с улыбкой вспоминает Николай Пузан. – От Украинской ССР выбрали 40 человек. В составе 611 добровольцев со всего Союза первым составом отправились в Бурятию. В каждом крупном городе на вокзале нас встречали как настоящих героев – митингами, концертами, напутственными словами».

XVII съезд ВЛКСМ в Москве 27 апреля 1974 года объявил БАМ ударной комсомольской стройкой. Провожали добровольцев сразу после съезда с Ярославского вокзала на восток огромной страны, где их ждала тайга, болота, реки, горы, вечная мерзлота.

«Ехали мы 10 дней. Через несколько суток поезд привёз нас в Тайшет, где железная дорога раздваивалась, – рассказывает мужчина. – Здесь комсомольский отряд тоже разделился на две части. Одни отправились в Усть-Кут, другие – в посёлок Тындинский: из этих пунктов мы и строили дорогу навстречу друг другу. Работать сначала устроился плотником. А других специальностей в первое время и не было – или плотник, или лесоруб. Позже перевёлся в машинисты, когда дома для первых добровольцев построили и мы приступили непосредственно к прокладыванию железнодорожного полотна».

О том, в каких условиях приходилось трудиться первым строителям, лесорубам и проходчикам, ярко свидетельствуют фотографии. Тротуары из дерева, фанерные домики и палаточные города из больших шатров, которые внутри разделялись фанерными щитами – так комсомольцы отделяли комнаты для семейных сослуживцев.

Фото: Елена Журавлёва

«Мы жили в вагончике, который был разделён на две комнаты, – вспоминает Анна Пузан. – В одном углу – кухня, в другом – две кровати: для детей и взрослых по отдельности. В этом доме на колёсах мы и объездили весь БАМ. Мужа переводят на новый участок, а мы следом. Тоннельный, Северомуйск, Белые Озёра… Много было посёлков. И все переезды – зимой. Как только сильный мороз – так сразу в дорогу. В 1980 году сын родился, в 1981-м – дочка. Осенью пришло время мне рожать. Дороги в ноябре были уже совсем плохие, никто везти в роддом не соглашался. Один знакомый решил помочь и говорит мне: «Только вниз не смотри» – так страшно было».

Анна Ивановна вспоминает, как весело жила тогда молодёжь – праздники отмечали все вместе. Столы собирали прямо на улице – и Пасху, и Первомай, и День Победы всегда отмечали с песней. Дружно жили – как одна семья.

Молодые комсомольцы легки были на подъём. Раз, два – и уже где‑нибудь в горах у костра, или оздоравливаются в водах горячих источников.

«Помнишь, как сыну пустышку забыли взять с собой на пикник? – обращается к супруге мужчина. – Это был май-июнь. Тепло уже, снег сошёл. Ромка расстроился, что нет любимой соски. А как только домой приехали, я спрятал от ребёнка пустышку. Ему сказали, что мышка соску унесла, пока никого не было дома. Ох и ругался тогда Рома на мышку, всё пальчиком грозил!»

Палатки, в которых жили первопроходцы / Фото: Елена Журавлёва

Пока супруг строил БАМ – Николай Константинович был мастером по строительству земляного полотна для железной дороги, – Анна Ивановна занималась детьми. Когда ребята подросли, семья вернулась в Кичеру – там и музыкальная школа была, и хороший детский сад. Женщина сначала устроилась нормировщиком, потом приходилось работать и сторожем, и главным бухгалтером в администрации посёлка, откуда она ушла на пенсию. Ведь на БАМе были в основном мужские специальности.

«Любила вязать – одевала в изделия ручной работы всю семью», – рассказывает о своих увлечениях Анна Пузан.

О сложностях жизни того времени супруги не говорят. Для них БАМ – это любовь и счастье. Это их молодость.

Дети во время отдыха на горячих источниках / Фото: Елена Журавлёва

Ореховое дерев / Фото: Елена Журавлёва

«Первое время после переезда в Шебекино мы очень скучали по той нашей кочевой жизни – дорога снилась», – говорит женщина.

С наступлением 1990-х на БАМе всё стало разваливаться – работы не было. Тогда Николай Константинович устроился в школу резьбы по дереву, заведовал столярным цехом, позже трудился на строительстве федеральной трассы Чита – Хабаровск, потом на железнодорожной дороге, ведущей к угольному месторождению.

«Брался за любую работу – детей нужно было поднимать, – говорит пенсионер. – Сын в это время окончил школу с золотой медалью и поступал в военное училище в Красноярске. Позже и дочь Оксанка решила пойти в университет».

Дом у Нежеголи

В 2006 году, выйдя на пенсию, Анна Ивановна и Николай Константинович переехали в Белгородскую область – отсюда было удобно добираться на Украину и в Белоруссию к старикам-родителям. Выбрали они небольшой дом в Шебекино, на берегу реки Нежеголи, завели небольшое хозяйство, стали обрабатывать огород.

«Я люблю копаться в земле. Нравится заниматься садоводством», – говорит женщина.

На всю стену у хозяйки висит лунный календарь садовода и огородника, чтобы не пропустить благоприятные дни. На окнах – растения: большие кактусы соседствуют с цветущими фиалками.

«Да что вы, это сейчас они маленькие! – восклицает Анна Ивановна на наше удивление размерам цветка. – Этот кактус мы привезли из Кичеры».

Фото: Елена Журавлёва

«Чтобы его не повредить, пришлось соорудить деревянный ящик вот такой высоты, – Николай Константинович отмеряет рукой около метра от пола. – Привезли целым и невредимым. Правда, уже здесь грузчики умудрились поставить вверх ногами».

Зимует колючее растение на подоконнике, а как потеплеет, пенсионеры выносят его погреться на солнышке. Однажды сильный ветер перевернул горшок, сломав цветок. Женщина спасла колючего любимца, укоренив его заново. Теперь эхинопсис продолжает радовать шебекинцев яркими цветами.

«Зацветает он, когда нас ждут хорошие новости – или дети скоро приедут, или внуки позвонят и порадуют стариков положительными изменениями, – улыбается Анна Пузан. –Он напоминает нам о тех счастливых годах, которые мы провели на стройке Байкало-Амурской магистрали».

Обосновавшись в Шебекино, семья завела кроликов. Николай Константинович даже разводил их на продажу, но планы спутал коронавирус, отменив все ярмарки и базары. Сейчас мужчина держит несколько особей лишь для личного пользования. А вот пасеку не бросил – на столе у семьи всегда мёд. Хозяин усадьбы угощает нас сладким лакомством, а супруга предлагает чай на выбор – дочь прислала набор из многочисленных баночек с ароматным фруктово-травяным ассорти.

Окна дома выходят на южную сторону, и яркие солнечные лучи приглашают нас на прогулку. За двором у семьи Пузан – небольшой пруд, в котором поселились лебеди.

«Птицы уже прилетели. В последние дни февраля я их увидел вот за теми кустами, – Николай Константинович указывает на заросли камышей. – Они здесь уже третий раз гнездятся. Два года назад четырёх птенцов вырастили, в прошлом – двух».

Продолжая экскурсию, мужчина рассказывает о своих любимцах – ореховых деревьях. Совсем тоненькие деревца высотой не больше 30 сантиметров супруги привезли с Украины – родины Николая Константиновича. Саженцы прижились и теперь радуют хозяев урожаем.

Юбилейный год

В этом году будет 50 лет, как от перрона Ярославского вокзала столицы отошёл поезд с первыми строителями БАМа – членами Всесоюзного комсомольского отряда имени XVII съезда ВЛКСМ.

Рассказывая о своей жизни в суровых бурятских условиях, Анна и Николай Пузан вспоминают о тех годах со светлой тоской, перечисляя имена соседей, друзей и просто знакомых. Многие из них разъехались по стране, некоторые остались там, у БАМа. Сестра Анны Ивановны проживает в Кичере и присылает женщине её любимый иван-чай – как будто они все вместе включили сериал и, сидя на одном диване, пьют ароматный напиток.

О том, как будут отмечать юбилей, супруги не загадывали – время покажет. На страницах атласа России Николай Константинович находит непривычно звучащие для белгородцев названия – Новый Уоян, Янчукан, Витим, Куанда…

Здесь прошла молодость супругов, здесь они создали свою семью, здесь родились и выросли дети. Молодые комсомольцы строили самую известную железную дорогу страны.

«Отрадно, что сейчас начали строительство второй ветки железнодорожного полотна. Значит, наш труд и силы были потрачены не напрасно. Тогда, в далёкие 1980-е, мы доказали, что невозможное – возможно», – говорит Николай Пузан.

Этот год у супругов богат на юбилеи – в августе исполнится 45 лет, как комсомольцы решили создать семью. Память Анны Ивановны и Николая Константиновича хранит только счастливые, светлые моменты жизни. Оставляя в стороне горести, как и все эти годы, юбиляры преодолевают трудности и проблемы вместе. Супруги признаются, что секрет крепкой семьи – в уважении, терпении и понимании друг друга.

Новости партнеров

Новости партнеров

Новости партнеров

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.