Как знаменитый Дин Рид в Тынде смешал карты всем партработникам и лично сел за руль «Волги»
В память о концерте знаменитого певца в микрорайоне Таежный столицы БАМа есть улица Дина Рида.
Август 1979 года был большим праздником для строителей Байкало-Амурской магистрали. Девятнадцать дней шла концертная поездка популярного американского певца Дина Рида.
Дин Рид тогда в особых представлениях не нуждался. Певец, известный не столько своими политическими взглядами, сколько невероятным обаянием. Актёр, сыгравший в нескольких успешных фильмах производства ГДР. Он пользовался в Советском Союзе огромной популярностью.
Пригласил на БАМ популярного певца первый секретарь ЦК ВЛКСМ Борис Пастухов. Центральное телевидение решило сделать фильм о поездке.
Это большое турне, которое началось еще в Усть-Илимске, где Дин выступал с ВИА «Верасы». В те дни там проходил III фестиваль интернациональной дружбы молодёжи «Идём дорогой коммунизма – памятник дружбы строим!», в котором принимали участие представители 23 стран, а в городе шла стройка СЭВ – возводили лесопромышленный комплекс.
На стадионе «Юбилейный» вечером 7 августа собрались 12 тысяч человек. Сначала выступали лауреаты фестиваля политической песни — студент третьего курса философского факультета Ленинградского университета Айслер Ральф (ГДР), студент второго курса Ленинградского института инженеров связи Пламен Радев (Болгария), студент пятого курса МИСИ Будсурэнгийн Тумэнзоригт (Монголия) и студент второго курса Иркутского политеха Сергей Пузырев. А потом на сцену вышел Дин Рид.
Когда ведущий объявил, что Дин пять раз был в тюрьме, раздался всеобщий рев восхищения. Музыканты ВИА вспоминали, что как только они заиграли первые аккорды, вся трибуна вдруг засияла солнечными бликами: «Мы догадались что это «солнечные зайчики» от донышек стеклянных бутылок с пивом и вином, которые все зрители принесли с собой и дружно к ним приложились».
Безопасность высокого гостя должны обеспечивала группа из разных служб под руководством заместителя начальника Усть-Илимского ОВД Ивана Дмитриевича. Через несколько месяцев строительная бригада из ГДР, приехавшая в Усть-Илимск, передала ему подарочную коробку с надписью «Ваньке». Ее содержимое так и осталось секретом.
В интервью Дин сказал, что напишет песню об Усть-Илимске — городе дружбы и интернационализма. К сожалению, мы не знаем продолжение этой истории.
А первая БАМовская остановка была на Усть-Кут. Дин Рид прибыл сюда 9 августа. На выбор города повлияли и соображения символизма – это была самая восточная точка, где работали иностранные студенты, учившиеся в СССР.
Потом были Звёздный, Магистральный, Улькан, Кунерма (11 августа), Северобайкальск.
18 августа – выступление на Фестивальной сопке в Тынде, столице БАМа, где проходил четвёртый общетрассовый фестиваль самодеятельной патриотической песни. Новость о том, что в город прилетел музыкант, быстро облетела всех жителей, и в аэропорту негде было яблоку упасть. Дину подарили большой букет гладиолусов. По дороге из аэропорта знаменитого музыканта должен был сопровождать целый кортеж из партийных работников и сотрудников милиции. Однако тот смешал все карты, лично сев за руль белой «Волги».
Все хотели получить фотографию, поэтому у него была заготовлена заранее пачка, каждую из которых он подписывал с указанием имени, например, «Коле от Дина» или «Свете от Дина».
На концертной площадке в ДК «Юность» Дин обошёл негласный запрет на фотосъёмку. Двигаясь по сцене, он всегда намеренно останавливался там, где видел камеры, прыгал в толпу, обнимался со строителями и жестами показывал, чтобы их снимали.
Зрители привыкли к темпераменту, зажигательности его песен. Но вдруг – спокойный, неторопливый аккорд. «Эту песню, – сказал Дин, – я посвящаю матери!». Началась неторопливая мелодия, в конце которой певец встал на одно колено.
Выступавшая с ним на том концерте солистка ВИА «Верасы» Надежда Микулич вспоминала, что Дин Рид совершенно не знал русского языка, но хохмил на концертах с помощью нескольких фраз, которым его научили: «Был очень простой, легкий в общении. Он был красив не только внешне, но и внутренне. А как проходили концерты! До какой степени была отдача! Он был мокрый от пота после выступления. Его рубашку можно было выкручивать. Все ведь работалось вживую. Дин Рид выходил в зал, импровизировал. Вел себя как настоящий шоумен. Была у него одна песня, которую он делил на куплеты. Говорил: «Так, теперь поют только комсомольцы!», или «Теперь женщины», или «Те, кто любит выпить».
В память о том концерте в микрорайоне Таежный есть улица Дина Рида.
На БАМе проявились лучшие азартные качества музыканта. Он любил все, что движется. Увидев лошадь, тут же прыгал в седло и начинал скакать. Не зря же носил шляпу Родео и ковбойские сапоги. Увидев ГАЗ-69, кричал: «Джип! Джип! Советский джип!» – и тут же просил дать ему порулить. Выписывал виражи на мотоцикле, пел на крыше вагона идущего поезда.
Фотограф Александр Князев рассказывал, что в конце поездки прошел концерт в иркутском Дворце спорта «Труд»: «Зал в Иркутске гремел аплодисментами – уже первых песен было достаточно. Дин Рид спускался со сцены, ходил среди публики, ему подпевали, с ним охотно общались. Его внимание привлёк человек в пятом ряду, который был важен, велик, а крупная лысая голова излучала сияние... «Ты большой и сильный, – обратился к нему Дин. – Скажи, как тебя зовут?»
Человек недовольно и выразительно прокашлялся, зал в изумлении замолк, а мальчики из комсомола затрепетали в панике: то был первый секретарь Иркутского обкома партии Николай Васильевич Банников.
«Наверное, ты здесь самый сильный...», – снял напряжение певец, так и не получив ответа, и запел следующую песню.
После концерта его завалили цветами, а он смеялся: «Наверное, после моих концертов садовники Иркутска обидятся на меня, потому что в городе не останется цветов».
А потом Дин Рид получил приглашение к обеду в загородный дом к Банникову. Нас привезли в «Дом рыбака». Понятно – водка, пельмени, икра с блинами. Сидим, обедаем... Дин Рид спрашивает: «Я построил своими руками дом под Берлином, в котором живу сейчас, но он намного меньше... Николай, скажи, а ты участвовал в строительстве этого дома?!»
Вилки замерли над столом, рюмки покачнулись. «Да, – ответил Банников, – я подписывал решение бюро обкома об этом строительстве...»
Банников тоже не промах: тут же перевёл на другую тему и стал рассказывать о своих певческих дарованиях и, к изумлению застолья, хорошо поставленным драматическим тенором затянул до звона люстры: «Сижу за решёткой в темнице сырой...», назвав это любимой песней большевиков. Переводчик тут же шёпотом сообщал гостю текст».
Документальный фильм, в который вошли кадры с БАМа, вышел под названием «Я желаю вам счастья». На магистрали был снят клип на песню «This train», а все сборы с концертов Дин Рид направил в фонд солидарности с борющимися народами мира.
13 августа 1979 года в 22:20 иркутский концерт Дина Рида показали по местному телеканалу. Интересно, сохранилась ли та пленка в архивах?
По материалам СМИ и воспоминаниям участников.
Новости партнеров
Новости партнеров
Новости партнеров
Добавить комментарий
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.