Меню
16+

Интернет-портал Gazeta-bam.ru

14.04.2023 16:26 Пятница
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Мой друг Иван Варшавский: знаменитые строители БАМа о труде и дружбе с Героем Соцтруда

Автор: Елена Павлова

Фото: архив РИА Новости

Варшавский и Бондарь боролись за первенство. Я вам скажу: это были две сильнейших бригады, два отличных бригадира.

Сегодня Тында станет местом встречи бамовцев со всей страны. Они прилетели на амурский север из Москвы, Новосибирска, Якутска, Красноярска, Читы, Тайшета, Северобайкальска. Нет, до 50-летия начала строительства великой дороги еще год. Они приехали к другу — Ивану Варшавскому. 10 апреля легенде БАМа, Герою Соцтруда исполнилось 85 лет. Последние годы он не любит давать интервью — за последние полвека их были сотни. Мировым, советским и российским СМИ Варшавский много рассказывал о своей отчаянной бригаде, о работе в минус 50 и о том, как вместе с бригадиром и другом Сашей Бондарем пили из касок «северное сияние» на стыковке БАМа. В юбилей этого необыкновенного человека «Амурская правда» попросила его друзей, которые прошли с ним школу мужества и жизни, рассказать, какой он — человек, соединивший рельсы Байкало-Амурской магистрали.

Ефим Басин: «Иван Николаевич — это самородок»

Начальник Главного управления по строительству БАМа — «ГлавБАМстрой», заместитель министра транспортного строительства СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат Государственной премии РФ, заслуженный строитель России:

— Иван Николаевич — прекрасный человек, волевой, неординарный. Он — самородок. Он возглавил свою знаменитую укладочную бригаду на БАМе в 1980 году — я как раз прибыл туда в качестве заместителя начальника «ГлавБАМстроя». Так что мы с ним одновременно приступили к этому важному делу, хотя Варшавский на БАМе оказался на пять лет раньше меня. Он постоянно работал и учился — у него хватало силы воли приобрести специальность и достойно нести свою службу. Всегда отличался четкой дисциплиной, ответственностью, крепким словом — и в результате у него все получилось.

Его бригада должна была обеспечить укладку пути с Востока, с Тынды — в сторону Тайшета и Лены. А навстречу им шла бригада во главе с бригадиром Александром Бондарем. Вы можете представить условия, в которых мы работали: вечная мерзлота, суровый климат, непроходимые болота. Но все это было преодолено благодаря порыву молодежи и патриотизму. Это действительно стройка века и школа мужества, которую мы все там прошли.

Что такое укладка пути? Казалось бы, всё элементарно. Но чтобы обеспечить укладку, надо было прорубить просеку, отсыпать земполотно, уложить водопропускные трубы, построить мосты и тоннели — и только после этого шла укладка. И все должны были работать как часы. А после нее — отбалансировка, строительство электросетей и другое. Колоссальная работа, на которой были завязаны тысячи коллективов. Всего на БАМе работало порядка 100 тысяч человек.

Варшавский и Бондарь боролись за первенство. Я вам скажу: это были две сильнейших бригады, два отличных бригадира. У нас был график подведения итогов. Например, в 1983 году первое место занял Иван Николаевич — его бригада установила всесоюзный рекорд, уложив 4600 метров пути в сутки. А на следующий год рекорд поставила бригада Бондаря: они уложили 5400 метров за сутки. Такое соревнование было!

Но у Варшавского действительно участки были сложнее. Одной из преград, которая помешала прийти вовремя на назначенную точку стыковки, был знаменитый Кодарский тоннель. Из-за того, что бригаде Варшавского пришлось делать обход, Бондарь и его команда ушли вперед на восток — и стыковка сдвинулась на 20 километров и прошла не на станции Куанда, а на Балбухте. Но тем не менее мы пришли к ней на месяц раньше срока. Трудно описать радость людей во время укладки «золотого звена»: ребята смеялись, плакали, подбрасывали каски, заливали их шампанским. А потом уже к приезду руководства страны устроили официальный праздник на Куанде.

В октябре был подписан указ о награждении Варшавского и Бондаря званиями героев Соцтруда с вручением «Золотой Звезды» и ордена Ленина.

Иван Николаевич сегодня ведет колоссальную общественную работу. Он достучался даже до председателя Совета Федерации Валентины Ивановны Матвиенко! И благодаря его авторитету и настойчивости были выделены деньги на ремонт городской больницы — ее строили еще бамовцы. Он — член попечительского совета Всероссийской общественной организации «БАМовское содружество», президентом которой я являюсь. Мы создали её еще в трудном 1999 году. У нас 50 отделений, в том числе Амурское — его возглавляют Иван Варшавский, Иван Шестак и Руслан Демчук.

Целая группа летит от нас к нему на юбилей. Иван Николаевич — заслуженный человек! И думаю, в будущем году мы вместе отметим главный наш праздник — 50 лет начала строительства БАМа! Организуем три поезда в Тынду: со стороны Нерюнгри, Тайшета, Комсомольска-на-Амуре и 8 июля 2024 года отметим это событие!

БАМ — это действительно дорога жизни. И главная радость Ивана Николаевича и всех нас: БАМ наконец-то реабилитирован. Когда в 90-х говорили, что это рельсы в никуда, что государственные деньги были потрачены зря, что рельсы ржавеют, — нам было очень и очень больно это слышать. Сегодня мы видим, как БАМ загружен, как всем нужен и что государство выделяет средства для развития магистрали.

Иван Николаевич, желаю тебе здоровья и хорошего настроения! Мы с тобой вместе еще обязательно что-нибудь построим!

Юрий Вербицкий: «Варшавскому было не до славы — у него были самые тяжелые участки»

Начальник штаба ЦК ВЛКСМ на БАМе, почетный транспортный строитель:

— Иван Николаевич начинал на линии «БАМ — Тында», а я с ним близко познакомился позже. С укладки по разным причинам ушел Валентин Шпеньков — это был знаменитый бригадир. И нам в штабе ВЛКСМ вместе с начальником «ГлавБАМстроя» Константином Владимировичем Мохортовым предстояло найти надежную замену — опаздывать было нельзя. Много было бригад и желающих. Но выбор пал именно на Варшавского.

Иван Николаевич отличался от всех. Во-первых, он уже был опытный транспортный строитель, имел колоссальный опыт работы путейцем-укладчиком, прошел все этапы технологического процесса. А во-вторых — это очень серьезный, очень ответственный человек. Знаете, тогда было много так называемых выскочек, которые хотели только славы или еще что-то. А Варшавскому было не до славы — у него были самые тяжелые участки, они работали днем и ночью. Поэтому выбор пал на Ивана Николаевича — и руководство «ГлавБАМстроя» не прогадало, он не подвел.

Я считаю, что именно его личные качества, его трудовые навыки, знания, умения дали результат.

Ну и, кроме этого, это очень дружелюбный, очень ответственный человек, который сплотил коллектив, — он (так же, как и Саша Бондарь) работал и личным примером, личным трудом вдохновлял всех. Варшавский не был каким-то бригадиром, сидящим на бронепоезде и дающим интервью. Этот человек сам шел вперед — и за ним шли люди.

Это был такой единый порыв — это был финал великой стройки, ради которой все приехали. Задача была — открыть рабочее движение поездов. И она была выполнена.

Да, у него характер! Но, поверьте, у нас на БАМе простых людей не было. Каждый, кому были поручены участки, был личностью — я говорю про все направления. И на строительстве, и на укладке, в больницах, в пекарнях — везде были сильные люди!

Работать в минус 50 градусов — сами понимаете, какие условия! Наш путеукладочный кран УК-25, который рельсы укладывал, по регламенту должен был эксплуатироваться при температуре не ниже минус 30 градусов. Но никто же этот регламент не выдерживал. Люди работали при любой погоде и делали все, чтобы стройка не останавливалась.

Иван Николаевич, конечно, отвечал за все: и за технику, и за быт людей, и за их самочувствие — без этого нельзя было создать коллектив. Это же как на фронте: есть коллектив — победа за нами. Он и сейчас, несмотря на все испытания судьбы, не теряет оптимизм! Еще одну мечту он претворил: мы развеяли на Балбухте прах Александра Бондаря. Это было трудно сделать, но спасибо РЖД — помогли.

И сегодня, несмотря на возраст, Иван Николаевич не покоится на лаврах — думает о БАМе, очень много делает для Тынды. Он известен в стране и не дает спать спокойно ни нашей Думе, ни Федеральному собранию, ни областным властям. Это — человек-легенда. И первый командир отряда имени 17-го съезда ВЛКСМ бригадир Володя Лакомов, и Саша Бондарь — тоже легенды.

Когда с человеком прошел такой большой путь, сейчас понимаешь: иначе и быть не могло. Эта история, которая воплотилась в жизнь. Я очень счастлив, что я знаком с Иваном Николаевичем. Что мы с ним до сих пор в очень тесной связи. И делаем все, чтобы встретить 50-летие с начала строительства БАМа. Он много думает о подрастающем поколении, встречается со школьниками — это тот патриотизм, которого нам в 90-е годы не хватало.

Бамовцы — это национальность, понимаете? Я ему везу памятную медаль, изготовленную Императорским монетным двором. Она из чистого серебра и золота: там с одной стороны изображен Владимир Ильич Ленин, а с другой — герб СССР. Это символично, потому что Варшавский — дите Советского Союза и воспитан там. Поэтому для него долг и честь — самое главное, что может быть!

«Он — железный человек»

Тамара Андреева, собственный корреспондент на БАМе газет «Амурский комсомолец» и «Гудок» (1974–1998 годы), член СЖМ и Союза писателей России:

В Иване Николаевиче я вижу редкое сочетание мудрости и мужицкой силы. Человек он решительный. Примеров тому много. Решил — и сменил теплую Молдавию на холодную Сибирь. Решил — и рванул на БАМ. А потом, когда рухнула страна, в которой все мы родились, не стало работы и денег, он не залег на диван, как некоторые, не ныл, не жаловался. И не кичился, что Герой Труда, ничего ни у кого не просил. Стал таксовать.

Я тогда поинтересовалась у его жены Лидии Ивановны: на бензин хоть выручки хватает? «Ну что он там зарабатывает?! — махнула она рукой. — Он со знакомых денег не берет. А у него вся Тында — знакомые…»

Помню, праздновали 45-летие с начала строительства БАМа. После юбилейных торжеств дома у Варшавского собрались его друзья — герои Социалистического Труда. Была и я с ними. Засиделись до полуночи, заговорились… И вдруг хозяин дома резко встает и говорит: «Все, выметайтесь!» Мы онемели: что это с Варшавским? И тут выяснилось, что в шесть утра за ним придет машина, и он поедет в Благовещенск, а оттуда полетит в Москву. Представьте мое удивление и восхищение им: после такого напряженного дня решиться на дальнее путешествие в 80 лет мог только железный человек!

Оказалось, Героя Социалистического Труда Ивана Варшавского пригласила Валентина Матвиенко выступить на заседании Совета Федерации. И как он выступил! Ярко, резко, не смягчая острых углов. По всем «болевым точкам» прошелся. Сказал, что бывшая столица БАМа при наличии многих путей сообщения стала недоступной. Когда-то из Тынды ежедневно летали самолёты в Благовещенск, Зею и Хабаровск. А теперь только один рейс в областной центр по выходным дням. От Тынды до Благовещенска — 900 км. Как добираться? Как и до БАМа — на перекладных. На поезд надежд мало. Он ходит через день, да и цены на билеты «фирменные», не всем по карману.

А если что-то случится и потребуется срочная помощь — откуда ее ждать? В Тынде есть больница, но в ней лет сорок не было ремонта. Деньги, правда, выделили, но в пять раз меньше, чем нужно. И про жилищный вопрос сказал: за последние пять лет в городе построили 100 тысяч квадратных метров жилья, а нужно еще почти столько же. Не забыл и про любимую тайгу: вырубают ее нещадно, вокруг Тынды сопки все уже лысые, но даже простенькой пилорамы не построили, не говоря уже о мебельной фабрике. Разве это по-хозяйски?

Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко пообещала тогда помочь с ремонтом больницы — и слово свое сдержала. В декабре 2021 года она по телемосту Москва — Тында открыла обновленный корпус больницы. Вот так Варшавский решил очень важную для города проблему.

Себя наш герой никогда не жалел, и сегодня не жалеет. Это чисто мужское качество. Прошлым летом мы уговаривали его отдохнуть в железнодорожном профилактории. «Нет!» — сказал он, как отрезал. Но почему? «Некогда, — ответил Иван Николаевич, — меня в тайге грибочки, ягодки ждут».

Я желаю Ивану Николаевичу, чтобы тайга еще много лет радовала его своими дарами! Пусть она дает ему радость жизни и силы как источник живительной энергии!

Иван Шестак: «Варшавский прошел огонь, воду и медные трубы»

Основатель и первый редактор газеты «БАМ», писатель, почетный житель Тынды:

— Хорошенький вопрос, когда мы познакомились! Году в 1975-м. Я интересовался и знал, что Варшавский участвует в строительстве Малого БАМа. Ушел на трассу, стали чаще встречаться — и фамилия бригадира Варшавского стала звучать все чаще, появляться в сводках. Он нам писал информашки: что они сделали, что взорвали в тайге.

Когда Ивана бросили на укладку главного пути Байкало-Амурской железной дороги, тут уже крути не верти — о нем узнали все. Они вместе с Сашей Бондарем частенько собирались то в агитпоезде «Комсомольская правда», то на пресс-конференции в Иркутске, то на трассе — и подводили итоги своей работы. И я стал участвовать в этих мероприятиях. И мы все стали общаться всё ближе и ближе. Строительство, стыковка — это навсегда в нашей памяти и в сердце. Всегда это вспоминаем, отмечаем эту дату.

Варшавский — работяга, который прошел огонь, воду и медные трубы. Он настолько хороший специалист, знает все путейские дела: от любой железки до оборудования.

На БАМе у путейцев был тяжелейший труд. Если водитель автомобиля, бульдозерист — у них все равно есть крыша над головой, они могут укрыться, то только взрывникам-бедолагам со своим буровым станком некуда было деться — и путейцам. Он всегда на трассе: надо 140 километров уложить в этом году — и он прет. Снег, дождь, морозы, жара, комары — никого это не волнует. Жизнь в бронепоезде — тоже испытание! Но все работали на стыковку БАМа. Вся страна этого ждала, и они шли вперед.

Ругались ли мы когда-нибудь? Да, бывает! Он же упертый, бляха-муха! Ему же всегда надо доказать, что он прав, — и его не переломаешь!

Чего я ему желаю? Годы, конечно же, делают свое дело — есть уже места, которые требуют ремонта. Желаю, чтобы мы еще виделись не один год, и чтобы встретили 50-летие БАМа. И добились установки памятника бамовцам!

От автора: «Спасибо, что вы у нас есть!»

Иван Николаевич, я не знаю, имею ли я честь назвать вас своим другом. Все-таки очень надеюсь, что да. Я помню свою первую командировку в Тынду и наше первое знакомство. Вы так устали от интервью и «щелкоперов» и не хотели со мной встречаться. Но в последний момент вздохнули в телефонную трубку: «Приходи». А спустя час беседы у вас на кухне спросили: «Чай будешь?» И я поняла: я прошла проверку.

С той поры любая командировка в столицу БАМа — всегда к вам, на вашу уютную кухню. Где мы сидим за рюмкой (уже не чая) под ваши потрясающие рассказы о стройке, анекдоты, стихи, фирменные голубцы и соленые грузди.

Мне стыдно, что мое поколение, выросшее в 90-х, так мало знает про БАМ и про то, какой ценой он дался вам, вашим друзьям и тысячам романтиков, поверивших в эту великую и тяжелую стройку. И горжусь тем, что последние годы «Амурская правда» исправляет эту несправедливость — и пишет, пишет, пишет о нашем БАМе.

Желаю вам крепкого здоровья, бамовского оптимизма и щедрого урожая грибов! Спасибо за то, что вы у нас всех есть: у страны, у области, у БАМа, у родных и друзей. И у меня.

Новости партнеров

Новости партнеров

Новости партнеров

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.