Меню
16+

Интернет-портал Gazeta-bam.ru

15.03.2023 10:37 Среда
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Владимиру Путину представили мастер-план развития Тынды

Путин: "Городам БАМа требуется обновление аэропортовой инфраструктуры, замена инженерных сетей. Нужно отремонтировать и в дальнейшем содержать в нормативном состоянии дороги, благоустроить общественные пространства. И конечно, нужно запланировать развитие сферы культуры и досуга, строить спортивные сооружения, объекты сервиса, туризма".

На площадке Улан-Удэнского авиационного завода глава государства в режиме видеоконференции провёл совещание по вопросам реализации программы развития дальневосточных городов.

В.Путин: Уважаемые коллеги, добрый день!

Мы с Юрием Петровичем Трутневым и с руководителем Бурятии Алексеем Самбуевичем [Цыденовым] здесь и находимся – в Бурятии – для того, чтобы вместе с вами обсудить одно из наших приоритетных направлений, а именно развитие Дальнего Востока. Ключевая, базовая задача здесь – сделать этот регион по-настоящему современным, притягательным для учёбы, работы и для ведения бизнеса.

Если взять последние десять лет, то за это время мы добились заметных результатов в рамках развития экономики, инфраструктуры и социальной сферы Дальнего Востока. Вместе с тем предстоит приложить серьёзные усилия, чтобы кардинально повысить качество жизни людей в дальневосточных регионах, создать комфортную и безопасную городскую среду, решить инфраструктурные, экологические проблемы, придать дополнительный импульс деловым инициативам, открыть новые возможности и перспективы для образования, трудоустройства и самореализации граждан.

В этой связи на Восточном экономическом форуме в 2021 году было объявлено о запуске большого проекта по развитию дальневосточных городов. Он охватывает все административные центры субъектов Федерации и города, где живёт более 50 тысяч человек, а также Тынду и Северобайкальск – важнейшие точки Байкало-Амурской магистрали.

Ключевым инструментом, своего рода отправной точкой для работы, для приложения ресурсов здесь являются мастер-планы городов. Как мы договаривались, они должны базироваться на запросах жителей и бизнеса, включать не только градостроительные решения: например, ввод в строй жилых домов, благоустройство парков и скверов, создание детских садов и школ, поликлиник и больниц, дорог и мостов. Эти задачи должны грамотно сочетаться с развитием экономики в целом, с использованием конкурентных преимуществ городов и территорий.

В сентябре прошлого года мы обсудили первый мастер-план, подготовленный для Петропавловска-Камчатского. Его реализация уже одобрена Правительством. До 2030 года на развитие города и округа будет направлено почти 150 миллиардов рублей. По одиннадцати объектам уже определены земельные участки и инвесторы, ведётся проектирование.

Сегодня в нашей повестке дня ещё пять мастер-планов. Речь о проектах развития Читы, Южно-Сахалинской и Улан-Удэнской агломераций, Тынды и Северобайкальска. Вначале хотел бы обозначить несколько ключевых вопросов, которые должны найти отражение в этих мастер-планах.

Первое. В Чите и Улан-Удэ стоит острая проблема загрязнения воздуха. Сейчас только на предприятии, где мы находимся, встречался с рабочими, и люди как раз поднимают этот вопрос, и понятно почему: проблема действительно острая. Основным источником загрязнения является частный жилой сектор: люди вынуждены – именно вынуждены – отапливать дома углём и дровами. Я уже сказал и ещё раз подчеркну: именно вынуждены, потому что других возможностей просто нет.

Я обращаю внимание коллег: это системная проблема, и она требует системного подхода для решения. Предстоит большая работа, связанная с модернизацией электро- и теплоснабжения, строительством качественного жилья и инфраструктуры, износ которой в некоторых местах близок к критическим отметкам.

Добавлю, что в указанных городах, о которых я уже сказал выше, сложилась непростая ситуация с расселением аварийного [жилого] фонда. Уже в ближайшие годы нужно добиться кардинального улучшения ситуации, обеспечить людей современными квартирами и домами.

Второе. Необходимо принять давно назревшее стратегическое решение, а именно: в ближайшие десять лет обеспечить магистральным газом и Бурятию, и Забайкальский край – об этом тоже только что говорили с людьми здесь. На этой основе, на основе более экологически чистого топлива нужно обеспечить развитие электрогенерации и сетей, чтобы удовлетворить растущий спрос. Разумеется, все планы по развитию экономики и социальной сферы городов, о которых я сказал, должны строиться с учётом этих важнейших изменений.

Третье. Есть ещё одна специфическая черта городов, о которых мы сегодня говорим. В их центральной части значительные территории занимают объекты Минобороны, ФСИН, других федеральных ведомств. Известно, что есть предложения по выводу таких объектов в другие места, чтобы освободившееся пространство использовать для возведения жилья, социальных объектов, парков и так далее и тому подобное. Давайте сегодня обсудим и эту тему.

Четвёртое. Мощным стимулом развития городов должно стать такое обновление инфраструктуры, которое, что называется, не ограничивается только городской чертой, а позволит городам более активно включиться в экономическую жизнь страны, выстраивать новые связи с соседними регионами и государствами.

В целом нужно эффективно использовать географические преимущества дальневосточных городов, расширить транзитные коридоры и увеличить встречные грузопотоки с партнёрами в АТР. Это востребовано сейчас для страны в целом, и, конечно, это должно способствовать развитию тех регионов, в которых эта логистика должна развиваться.

Таким образом, мы добьёмся здесь комплексного эффекта: и морские порты Дальнего Востока разгрузим, и связанность наших территорий повысим, и дадим дополнительный импульс региональным экономикам для создания рабочих мест и открытия новых производств.

Чтобы реализовать эти планы в Чите, например, потребуется как развитие федеральной инфраструктуры, включая пункты пропуска на границе, так и строительство производственно-логистического центра. Отмечу, что его условия должны быть не просто максимально комфортными для инвесторов и резидентов, но и учитывать их специализацию на сотрудничестве с соседями.

Пятое. На потребности экономики, на перспективные планы развития городов обязательно надо настроить систему профессионального образования. Дальневосточные вузы, колледжи, техникумы должны получить новую учебную базу, усилить кооперацию с бизнесом, который работает в этих регионах. И я очень рассчитываю, что такой подход будет отражён в мастер-планах.

Наконец, отдельно хотел бы сказать о развитии Тынды и Северобайкальска. Как уже отметил, это важнейшие, опорные точки БАМа. Они обеспечивают надёжную работу магистрали, нагрузка на которую в последнее время, как мы все знаем, существенным образом выросла.

Нужно учесть специфику этих городов, профиль их экономики. Это значит, здесь нужны дополнительные предприятия сервисного обслуживания Байкало-Амурской магистрали. Она становится более современной, отвечающей требованиям сегодняшнего дня, и города соответствующим образом должны меняться. Имею в виду и современные мультимодальные логистические площадки.

Добавлю, что этим городам БАМа требуется обновление аэропортовой инфраструктуры, замена инженерных сетей, о чём уже сказал. Нужно отремонтировать и в дальнейшем содержать в нормативном состоянии дороги, благоустроить общественные пространства.

И конечно, нужно запланировать развитие сферы культуры и досуга, строить спортивные сооружения, объекты сервиса, туризма – словом, всё то, что определяет комфорт и удобство современной жизни.

Что ещё хотел бы отметить. Проекты мастер-планов рассчитаны на длительный срок, но уже сейчас важно понимать, как будут выглядеть города, скажем, к 2030 году, и шаг за шагом идти к намеченным целям.

Важный вопрос – финансовое обеспечение. Напомню о решении, которое было принято в декабре прошлого года на Совете по национальным проектам. В текущем году мы выделяем регионам дополнительно 250 миллиардов рублей инфраструктурных бюджетных кредитов, и из них 100 миллиардов целевым образом пойдут на проекты именно в городах Дальнего Востока.

Кроме того, у нас есть средства дальневосточной программы, включая механизм дальневосточной концессии, ресурсы национальных проектов, госпрограмм, возможности институтов развития. Вместе с тем до 2030 года может потребоваться дополнительное финансирование из федерального бюджета.

Весь этот потенциал должен быть максимально консолидирован, работать на развитие экономики и повышение качества жизни дальневосточников. Повторю: вот наша базовая, главная цель, ключевой показатель эффективности и результативности применяемых мер.

Давайте начнём. Пожалуйста, Юрий Петрович, Вам слово.

Ю.Трутнев: Уважаемый Владимир Владимирович!

Вы уже сказали о поручении, которое Вы дали Правительству по реновации городов Дальнего Востока. Мы ведем работу по его выполнению.

Выполнение Вашего поручения носит исторический характер, открывает новую страницу в развитии Дальнего Востока России.

Первый этап – разработка мастер-планов – проводится во всех регионах. Основой для разработки мастер-планов стали уникальные особенности и преимущества дальневосточных территорий, направления развития городской среды, приоритетные отрасли, в которых будут создаваться рабочие места.

Все мастер-планы готовились совместно с жителями, обсуждение направлений развития было организовано как на электронных платформах, так и в виде прямых собеседований. Важнейшие вопросы, которые ставили жители, – экологическое состояние городов, дорожная сеть, качество жилья, придомовых территорий, обеспеченность объектами образования, здравоохранения и культуры.

Сегодня мы подготовили доклады по пяти городам: Улан-Удэ, Чита, Южно-Сахалинск, Тында и Северобайкальск. По оставшимся городам доклады будут подготовлены для Вашего рассмотрения в период до VIII Восточного экономического форума, а часть представлена непосредственно на нем.

Для реализации мастер-планов мы используем все специальные дальневосточные механизмы развития, такие как президентская дальневосточная субсидия, «Дальневосточная концессия», «Дальневосточный квартал».

Под руководством Председателя Правительства Российской Федерации Михаила Владимировича Мишустина проведена стратегическая сессия, на которой определены 11 важнейших инициатив, создающих условия для реализации мастер-планов. Это строительство арендного жилья для востребованных специалистов, развитие города-спутника Владивостока, создание филиалов ВГИК, ГИТИС и Щукинского училища, увеличение доступности санитарной авиации и создание универсальных центров малого и среднего предпринимательства.

Очевидно, что создание новых условий для жизни людей основывается на ключевых направлениях развития экономики.

Важнейшим фактором развития Дальнего Востока всегда было сотрудничество со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Сегодня это направление становится ключевым. Для развития торгово-экономических отношений расширяется трансграничная инфраструктура: в 2022 году введены в эксплуатацию мосты Нижнеленинское – Тунцзян, Благовещенск – Хэйхэ, зерновой терминал в Забайкалье. Для эффективного использования построенной инфраструктуры предлагаем использовать механизм межправительственных соглашений.

Уважаемый Владимир Владимирович! В то же самое время есть ряд факторов, которые сдерживают работу по развитию Дальнего Востока: это высокая стоимость строительных материалов в удаленных районах, сложная логистика, высокая сейсмическая активность.

В этой связи прошу Вас для ускорения реализации поставленных задач поддержать следующие предложения: ввести для Дальнего Востока коэффициенты учета региональных особенностей, включая транспортную доступность, сейсмику, при распределении средств федерального бюджета на строительство и реконструкцию объектов социальной, культурной, транспортной, энергетической и коммунальной инфраструктуры; разрешить использовать при реализации программы «Дальневосточный квартал» механизм комплексного развития территорий и софинансирования их подготовки.

Благодаря Вашему решению, Владимир Владимирович, первый этап мастер-планов реновации дальневосточных городов обеспечен финансированием. Вы уже сказали, что выделено сто миллиардов рублей бюджетных кредитов. Правительство завершает разработку нормативных документов, и в ближайшее время эти средства придут в регионы. Еще сто миллиардов рублей будут доступны через облигации «ДОМ.РФ», в том числе для финансирования социальной инфраструктуры. На благоустройство населенных пунктов Дальнего Востока из федерального бюджета ежегодно будут выделяться средства в размере пяти миллиардов рублей.

В то же самое время программа создания, по сути, новых комфортных условий для жизни дальневосточников рассчитана до 2030 года, так что при следующих бюджетных циклах необходимо будет принимать решение о финансировании ее дальнейшей реализации.

Уважаемый Владимир Владимирович, работа по разработке и реализации планов реновации Дальнего Востока будет осуществляться в соответствии с Вашими поручениями.

В.Путин: Спасибо.

Пожалуйста, Чекунков Алексей Олегович.

Алексей Олегович, сейчас прозвучали от коллег различные идеи, предложения. Я знаю, что они прорабатывались. Насколько это проработано с точки зрения источника финансирования, продления различных программ и так далее?

А.Чекунков: Уважаемый Владимир Владимирович!

Безусловно, представленные мастер-планы требуют значительных объемов финансирования до 2030 года. Я сейчас доложу о еще двух городах – Тынде и Северобайкальске.

В настоящий момент в качестве основных источников финансирования рассматриваются в первую очередь специальные казначейские кредиты. Владимир Владимирович, благодарим Вас за это решение по дальневосточному лимиту в сто миллиардов рублей, оно позволит запустить в работу приоритетные проекты. Это облигации «ДОМ.РФ» – мы очень плотно работаем вместе с Виталием Леонтьевичем [Мутко], и в большинстве мастер-планов «ДОМ.РФ» принимал участие в разработке. Это все механизмы в рамках госпрограммы развития Дальнего Востока, профильные госпрограммы отраслевых министерств.

И, Владимир Владимирович, по ряду крупных инфраструктурных объектов будем дополнительно еще пообъектно оценивать вместе с Маратом Шаркирзяновичем Хуснуллиным, и дополнительные бюджетные источники будут проработаны в рамках подготовки федерального бюджета 2024–2026 годов.

Разрешите, Владимир Владимирович, сейчас по Тынде и Северобайкальску еще два мастер-плана доложить Вашему вниманию.

По Вашему поручению подготовлены мастер-планы развития городов Северобайкальска и Тынды, которые являются опорными городами на Байкало-Амурской магистрали. Северобайкальск и Тында были созданы одновременно в 1974 году, чтобы обеспечить строительство БАМа. Эти города задумывались как модельные города своего времени, проектировались в Ленинграде и Москве. Сегодня это узловые центры для территорий вдоль БАМа, на которых вместе с трассовыми поселками проживают 135 тысяч человек. Это и ветераны, которые строили БАМ, и люди, обеспечивающие работу железной дороги сегодня.

В настоящий момент БАМ принимает основную нагрузку по экспорту российских товаров на восток. Стоимость грузов, провезенных по БАМу в 2022 году, превысила три триллиона рублей. В ближайшие десять лет пропускная способность почти удвоится.

Мастер-планы развития Северобайкальска и Тынды направлены на решение следующих задач: создать условия для обслуживания растущих транспортных потоков с учетом новых технологий; создать для жителей БАМа новые рабочие места и диверсифицировать экономику, в том числе за счет туризма и малого и среднего предпринимательства; построить новое жилье (например, в Тынде нет новостроек, все дома старше 40 лет, а цены на недвижимость в Северобайкальске сопоставимы со столицей региона – Улан-Удэ); обновить коммунальную, транспортную и социальную инфраструктуру и, безусловно, создать условия для профессионального образования, чтобы БАМовская молодежь могла получать востребованные специальности.

Город Северобайкальск – это одновременно опорный центр западного БАМа и самый крупный город на Байкале, при этом город отрезан от Байкала железнодорожными путями. Одна из основных задач мастер-плана – вернуть городу Байкал путем модернизации путепровода и благоустройства пешеходных маршрутов.

Реализация мастер-плана сделает город более комфортным для жителей и привлекательным для туристов, а также улучшит транспортную доступность по воздуху и по воде.

Реконструкция аэропорта Нижнеангарск в десяти минутах от Северобайкальска позволит удвоить его пропускную способность, расширить географию полетов и типы принимаемых воздушных судов, включая Ил-114, которыми будет оснащаться единая дальневосточная компания «Аврора».

Новый благоустроенный путепровод соединит город с набережной Байкала, создаст для жителей единое пешеходное пространство от центральной площади до прибрежных парков.

Уже сегодня северобайкальский многопрофильный техникум новых технологий служит для молодежи БАМа одним из основных образовательных центров. Мастер-план предусматривает развитие этого образовательного центра по современным техническим специальностям за счет строительства лабораторного комплекса, студенческого общежития и технопарка с мастерскими.

Всего по мастер-плану до 2030 года должно быть реализовано 19 проектов с инвестициями 26,7 миллиарда рублей.

Тынду изначально проектировали как уменьшенную версию Москвы с типовыми архитектурными решениями того времени. Там есть улица Арбат, Красная Пресня и кирпичные 16-этажки, известные на всем БАМе.

Проекты мастер-плана развития города Тынды направлены на повышение качества городской среды, в первую очередь создание нового жилья, а также улучшение экологии и диверсификацию экономики. Строительство ветки газопровода от «Силы Сибири» до Тынды позволит заместить неэкологичные и более дорогие виды топлива природным газом. Реконструкция аэропорта Тынды позволит расширить географию полетов.

К 50-летию начала строительства БАМа, которое будет отмечаться в 2024 году, запланирован комплекс мероприятий по благоустройству города и повышению его привлекательности для туристов.

Мастер-план Тынды включает 17 проектов с инвестициями 23,5 миллиарда рублей.

Уважаемый Владимир Владимирович!

Развитие Тынды и Северобайкальска важно не только для жителей этих двух городов, но и для обширной территории, прилегающей к БАМу на протяжении более тысячи километров, где в 70-ти притрассовых поселках проживают еще около ста тысяч человек.

По Вашему поручению действует программа по переселению из ветхого и аварийного жилья зоны БАМа. По этой программе уже получили новое жилье 4733 семьи, однако в аварийных домах еще остаются 7217 семей.

Уважаемый Владимир Владимирович, просим Вас поддержать предложение об обеспечении новым жильем до 1 января 2030 года всех бамовцев, проживающих в аварийных домах, признанных таковыми по состоянию на 1 сентября 2023 года.

Также просим поддержать решение по мастер-планам в части приведения в нормативное состояние не менее 85 процентов автомобильных дорог местного значения, газификации Тынды и Северобайкальска.

В развитии БАМа заинтересован и российский бизнес, поэтому одновременно с модернизацией городов должны быть запущены корпоративные программы развития малого предпринимательства.

Уважаемый Владимир Владимирович, работа по созданию мастер-планов городов Дальнего Востока будет продолжена в соответствии с Вашими поручениями.

Доклад окончен.

В.Путин: Спасибо большое.

Алексей Борисович, коллеги во всем регионе ставят вопрос о возможности газификации. Как это можно вписать в строительство экспортных маршрутов?

А.Миллер: Уважаемые коллеги!

В первую очередь хочу сказать всем спасибо за большую работу, которую мы с вами ведем в рамках Восточной газовой программы, которая утверждена Президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным. Просто огромное спасибо за конструктивную совместную работу.

Владимир Владимирович, если позволите, как говорят, начать с конца, – все поручения, которые даны «Газпрому» в рамках проекта протокола, который подготовлен Администрацией Президента Российской Федерации и Правительством Российской Федерации, одобрены и поддержаны. Я их обсудил с Орешкиным Максимом Станиславовичем, обсудил с Новаком Александром Валентиновичем. У нас нет никаких замечаний, все формулировки, которые отражены в проекте протокола, мы поддерживаем, и они будут выполнены.

Хотел бы, если позволите, очень коротко остановиться на тех городах, о которых сегодня идет речь, по которым разрабатываются и разработаны мастер-планы.

В первую очередь, конечно, это Южно-Сахалинск. Южно-Сахалинск, Владимир Владимирович, как Вы знаете, – это наш центр газодобычи, Сахалинский центр газодобычи, город, который для «Газпрома» родной, город, в котором мы работаем, трудимся и живем.

Вы знаете, что на сегодняшний день Южно-Сахалинская агломерация газифицирована. Мы с Лимаренко Валерием Игоревичем каждый год корректируем программу газоснабжения и газификации Сахалинской области, а не просто Южно-Сахалинска. И я могу сказать, что мы идем в ногу со временем.

К 1 января 2026 года Сахалинская область выйдет на первое место в Дальневосточном федеральном округе по уровню газификации – 79,6 процента. И это заслуга администрации Сахалинской области, это, без сомнения, заслуга губернатора. Конечно, Валерий Игоревич вносит огромный вклад в ту динамику, я бы сказал, в ту пассионарность, которая есть на сегодняшний день на Сахалине.

Но мы, Владимир Владимирович, также счастливы, что нам удалось и удается внести свой вклад в создание мастер-плана Южно-Сахалинска. Город рыхлый, а мы все хотим его видеть современным. Это город, который действительно заслуживает гораздо большего.

Мы приняли решение, – конечно же, оно согласовано и с правительственными структурами, и с администрацией города, – что «Газпром» в Южно-Сахалинске формирует, старается формировать функциональный центр города. Мы запланировали и строим самые современные офисные помещения – офисные помещения, которые соответствуют мировым стандартам. Мы строим там школу, детский сад, спортивные и социально-культурные объекты. Лимаренко знает, что все те обязательства, которые мы на себя взяли, мы выполним в срок.

За город душа болит. Город большой, город трудовой, но он должен стать городом – а так, Вы знаете, даже не чувствуется, где центр города, в буквальном смысле слова.

В мастер-плане это все появилось, и, Владимир Владимирович, нам, конечно, очень приятно, что «Газпром» вносит свой вклад в развитие Южно-Сахалинска. Уверен, что через очень короткий промежуток времени мы увидим совершенно другой Южно-Сахалинск.

Что касается Тынды – Тында имеет источник газоснабжения. Источником газоснабжения является газопровод «Сила Сибири». В этом плане газификация Тынды не представляет никаких вопросов, никакого труда.

Закончен мастер-план. Мы фактически получили, что называется, целеполагание, и на сегодняшний день, еще не получив решение сегодняшнего совещания, «Газпром» уже начал работу по актуализации генеральной схемы газоснабжения Тынды.

Эту работу мы ведем вместе с администрацией Амурской области, и я также хочу поблагодарить Орлова Василия Александровича. Уверен, что тот объем работ, который запланирован, – на самом деле там несколько десятков километров, меньше 30 километров, которые отделяют Тынду от «Силы Сибири», – будет выполнен быстро и в срок при содействии администрации Амурской области, министерств и ведомств, Правительства и Администрации, которые отвечают за эти вопросы.

С Амурской областью, Вы знаете, мы очень хорошо, плотно, конструктивно отработали по объектам «Силы Сибири» – низкий поклон администрации Амурской области.

Хочу отметить – хотя понятно, что это другие города, которые являются дальневосточными, но сегодня о них речь не идет, но они очень близко расположены к Тынде – это Благовещенск и город Свободный. Это города тоже нашего газпромовского базирования, и так же, как и везде, Владимир Владимирович, построено жилье, социальные объекты, построены спортивные объекты. Мы и дальше также будем работать в Амурской области.

(Обращаясь к В.Орлову.) Василий Александрович, спасибо Вам огромное за помощь.

Что касается Тынды, в рамках тех масштабов работы, которую мы вели с вами в течение последних пяти лет, это не совсем крупный объект.

Что касается вопросов, которые, конечно же, всех интересуют, двух крупных субъектов Российской Федерации – Республики Бурятия и Забайкальского края. Вопрос по газоснабжению Республики Бурятия и Забайкальского края – это газопровод «Сила Сибири – 2». С учетом той динамики, Владимир Владимирович, которая есть на сегодняшний день по проекту «Сила Сибири – 2» (вчера я Вам докладывал, как идет динамика по этому проекту), мы уже в текущий период времени приступили – так же, как и по Тынде – к актуализации генеральной схемы по Республике Бурятия и по Забайкальскому краю.

Мы заложили максимальный сценарий из тех запросных сценариев, которые есть со стороны субъектов Российской Федерации. Труба пройдет от населенного пункта Наушки. Это населенный пункт, который является пунктом, через который проходит газопровод «Сила Сибири – 2» экспортной ориентации. Наушки – это как раз направление на Монголию. И от Наушек – в сторону, соответственно, севера, северо-востока, в сторону Улан-Удэ и в сторону Читы. Расстояние от Наушек до Улан-Удэ – 250 километров, не очень сложная трасса будет. Почему? Потому что она будет проложена вдоль автодороги. Протяженность магистрального газопровода составит 250 километров. Что касается Читы – до Читы 700 километров. И, соответственно, следующий, второй этап после того, как мы дойдем до Улан-Удэ, это Чита.

Еще раз подчеркиваю: заложены максимальные объемы потребления. Могу сказать, что они, без сомнения, большие для региона Дальнего Востока, хотя в целом для страны, конечно же, это не сверхбольшие объемы. Запрос на два субъекта Российской Федерации на сегодняшний день – 3,5 миллиарда кубических метров газа.

Что касается сроков – в проекте протокола по итогам совещания нам дано поручение: до 1 января 2032 года. Имея опыт работы по «Силе Сибири», можно сказать, что этот срок может быть, конечно же, приближен, потому что реализация такого масштабного проекта магистрального газопровода непосредственно с отводом на Улан-Удэ и Читу, Владимир Владимирович, срок, в который можно вложиться, – пять с половиной лет. Соответственно, как только принимается окончательное инвестиционное решение, – а окончательное инвестиционное решение принимается в момент подписания контракта, – начинается отсчет времени. Если такое окончательное инвестиционное решение будет принято в 2023 году, то можно сказать, что это будет не 2032 год, а 2029–2030-й. Все зависит от того, как быстро будет принято окончательное инвестиционное решение.

Хочу поблагодарить глав субъектов Российской Федерации, особенно Цыденова Алексея Самбуевича – за конструктивный диалог, понимание той природоохранной специфики, которая есть на территории Бурятии, и, конечно же, поблагодарить Осипова Александра Михайловича – за конструктивный диалог и за ту работу, которую мы провели в части определения сценариев по объему подачи газа в Забайкальский край.

Что касается Северобайкальска, Владимир Владимирович, в проекте протокола «Газпрому» нет поручений. Почему? Потому что предполагается, что Северобайкальск будет газифицирован сжиженным природным газом. Окончательного решения нет по той компании, которая будет осуществлять газификацию Северобайкальска. Это направление бизнеса в нашей стране не является монопольным, соответственно, сделано поручение Правительству по организации этой работы. Будет это поручено «Газпрому» – выполнит «Газпром»; не «Газпрому» – значит, выполнит какая-то другая компания, без сомнения.

В чем причина, почему трубопроводный газ не может прийти в Северобайкальск? Запрос по максимальной потребности Северобайкальска по сравнению с той потребностью, которая есть в Бурятии, в Забайкальском крае, в Улан-Удэ и Чите, в 75 раз ниже, чем в этих двух субъектах Российской Федерации, а расстояние от магистрального газопровода, будь то «Сила Сибири» или «Сила Сибири – 2», соответственно, от «Силы Сибири – 2» – 440 километров, а от «Силы Сибири» – 500 километров. Конечно, без сомнения, экономически эффективной является газификация Северобайкальска, что называется, автономной газификацией за счет сжиженного природного газа.

Владимир Владимирович, хочу Вас заверить, что все поручения, которые подготовлены в Администрации Президента, в Правительстве Российской Федерации, «Газпромом» по вышеназванным городам будут выполнены.

В.Путин: Алексей Борисович, я правильно Вас понял, что при реализации проекта «Сила Сибири – 2» и газификация Бурятии, включая прежде всего Улан-Удэ, и Читинской области и Читы – они [проекты магистральной газификации] становятся экономически возможными, целесообразными и могут быть поставлены в план нашей совместной работы?

А.Миллер: Да. Владимир Владимирович, в рамках вчерашнего разговора – я хотел, если позволите, буквально еще несколько слов дополнить – я Вам вчера докладывал о некоторых базовых принципах реализации проекта. С учетом проектных объемов прокачки газа по «Силе Сибири – 2» в условиях других принципов, которые закладываются в реализацию этого проекта, этот газопровод протяженностью 700 километров (250 километров – на Улан-Удэ и протяженностью далее на Читу 700 километров, то есть еще плюс 450 километров) при объеме 3,5 миллиарда кубометров газа (а на сегодняшний день на этапе той работы, которую мы уже начали, не дожидаясь актуализации генеральной схемы, – 3,5 миллиарда кубометров газа в год) проект становится рентабельным. Если объем газопотребления в этих субъектах Российской Федерации будет расти еще больше, конечно же, этот газопровод-отвод на 700 километров станет еще более рентабельным.

В.Путин: Ясно. Маршрут магистральной системы вы уже практически определили?

А.Миллер: Да.

В.Путин: Отлично. Спасибо большое.

У меня вопрос и к Константину Анатольевичу Чуйченко, и к Сергею Кужугетовичу Шойгу. Вы слышали, что коллеги поднимают вопрос о возможности переноса объектов ваших ведомств для того, чтобы использовать их [площадки] для развития городов. Насколько это, по вашему мнению, возможно, и, если возможно, то что нужно для того, чтобы реализовывать эти совместные планы?

Пожалуйста, Константин Анатольевич.

К.Чуйченко: Добрый вечер, Владимир Владимирович! Добрый вечер, коллеги!

Владимир Владимирович, мы предварительно проработали эти вопросы. Сейчас мы работаем над формированием генеральной схемы развития уголовно-исполнительной системы в соответствии с недавно принятым законом, и эти предложения мы обязательно включим.

Исходим из того, что это не просто возможно, а это необходимо. потому что, действительно, эти объекты находятся в очень ветхом состоянии, они сегодня портят городскую среду. К тому же создание учреждений объединенного типа, я хотел бы сказать, что это не просто перевод следственных изоляторов, но это перевод также и учреждений уголовно-исполнительной системы, предметом деятельности которых является исполнение наказаний в виде лишения свободы. Для Улан-Удэ это, помимо следственного изолятора, еще четыре так называемых места лишения свободы, а для Читы – это следственный изолятор и пять мест лишения свободы.

Мы предлагаем создать учреждения объединенного типа и там, и здесь общим лимитом в три тысячи мест. Участки проработаны. Эти учреждения объединенного типа будут находиться в удобной локации как для представителей силового сообщества, так и граждан. Соответственно, мы проработали уже с регионами формирование сетевой инфраструктуры.

Поэтому я здесь проблем никаких не вижу и считаю, что это надо делать. Мы готовы приступить к этой работе, а именно – начать в ближайшем будущем проектирование.

Спасибо.

В.Путин: Надо будет посчитать, сколько все это будет стоить, тщательно все выверить.

К.Чуйченко: Недешевая история. Например, мы сейчас проектируем учреждение объединенного типа с таким же лимитом и примерно по таким же показателям, а именно тысяча мест следственного изолятора и две тысячи мест для учреждений, связанных с исполнением наказаний в виде лишения свободы. У нас там цифра получается 12 миллиардов.

Но здесь добавляется сейсмика и плюс коэффициенты дефляции, поскольку срок окончания строительства, по нашим прикидкам, – 2027 год, поэтому в проект поручения заложена сумма в 20 миллиардов на каждое учреждение.

Тем не менее, эта история все равно имеет экономическую эффективность, поскольку у нас сократятся расходы на одного осужденного и человека, который находится в следственном изоляторе.

В конечном итоге, по Калуге мы просчитывали, скажем так, срок окупаемости с учетом того, что экономия составит 25–30 процентов, получается где-то десять лет. Это нам посчитали два инвестиционных банка.

В.Путин: Хорошо. Спасибо.

Сергей Кужугетович.

С.Шойгу: Владимир Владимирович! Уважаемые коллеги!

Два вопроса по нашей части – это аэродром практически в городской черте в Чите и то, что касается отдельного объекта на Сахалине.

Начну с Сахалина. По Сахалину у нас в свое время было с губернатором подписано достаточно важное и интересное соглашение, в соответствии с которым мы передавали наше имущество, и, естественно, имели от этого пользу для Вооруженных Сил, имеется в виду развитие наших разных инвестиционных проектов. Мы со своей стороны все обязательства выполнили. К сожалению, у Сахалинской области возникли некие проблемы по реализации их обязательств. Я думаю, что этот вопрос будет закрыт.

Что касается этого маяка – я слышу об этом впервые. Мы, естественно, посмотрим. Не думаю, что там будут какие-то большие проблемы. Если там нет каких-то особых наших интересов и требований, конечно, передадим.

Что касается Читы и аэродрома, нам надо вместе с коллегами сесть и посмотреть, потому что нам надо достаточно грамотно распределить ту нагрузку, которую несет на сегодняшний день на себе аэродром в Чите, для того чтобы в дальнейшем передать этот объект Чите. Это действительно не очень правильно, когда такой аэродром в черте города: он вносит свои ограничения, потому что это и по глиссаде на взлет и на посадку ограничения, шумовые ограничения, высотные ограничения для жилищного строительства – много там чего.

Владимир Владимирович, рассмотрим и постараемся решить в удобном и полезном для Читы ключе.

Спасибо.

В.Путин: Хорошо. Спасибо большое.

Д.Мантуров: Владимир Владимирович, разрешите дополнить.

В.Путин: Да, пожалуйста. Прошу Вас, Денис Валентинович.

Д.Мантуров: Спасибо большое.

Владимир Владимирович, я хотел еще дополнить Сергея Кужугетовича в части читинского аэродрома «Черемушки». На нем базируются помимо мощностей Минобороны еще ФСБ и Росгвардия, а самое главное – это Авиаремонтный завод № 810. Он сегодня загружен на 120 процентов. За последние два года, – я не могу просто в открытом эфире назвать цифры, – объемы в относительных цифрах увеличились в два раза и производство и в единицах, и в выручке. Работают там уже 400 человек.

Это достаточно сложный вопрос. Мы сталкивались с такими инвестиционными проектами и в других регионах страны, но всегда ставится вопрос: если, например, это инвестиционный проект, то инвестор сначала строит инфраструктуру. У коллег, действительно, там четыре аэродрома вокруг городской черты. Мы, наверное, и с Сергеем Кужугетовичем, и с другими коллегами из силовых ведомств можем посмотреть, как это объединить.

Но ключевое, я говорю, это ремонтный завод – полноценный мощный машиностроительный объект. То есть это возможно только после того, как будет построен аналогичный объект, после поэтапного ввода этих мощностей. При таких условиях мы, конечно, не будем, как собака на сене, сидеть и запрещать такие проекты реализовывать. Но еще раз: ключевое – сначала нужно построить, создать, а потом уже перевозить.

Извините. Спасибо.

В.Путин: Извиняться не за что, потому что Вы подняли вопрос очень важный. Но дорогу осилит идущий, как в таких случаях говорят. Нужно просто вместе с коллегами все это посчитать, посмотреть внимательно, – если целесообразность есть, а с точки зрения развития города она, конечно, существует, – надо посмотреть, сколько это стоит, какой инвестпроект. И, может быть, начать какое-то движение в этом направлении, имея в виду, что, создавая такие объекты заново, можно делать все на совершенно новой технологической базе.

Надо внимательно посмотреть, я попрошу Вас это как раз сделать. Договорились?

Д.Мантуров: Есть.

В.Путин: Спасибо большое.

Александр Александрович Козлов, я по поводу продления программы «Чистый воздух» до 2030 года. У нас здесь есть какие-то нерешенные вопросы?

А.Козлов: Владимир Владимирович! Уважаемые коллеги! Добрый день!

Владимир Владимирович, разрешите остановиться на тех двух городах, которые Вы озвучили, – это Чита и Улан-Удэ. Чем они отличаются между собой? Чита попала в список особо грязных городов из-за воздуха еще в 2019 году. В чем мы продвинулись? Мы оценили загрязнители: 50 процентов – это частный сектор, остальное – это была ТЭЦ-1, которая принадлежит нашим коллегам из «РусГидро». Решили вопрос с финансированием и Читу профинансировали на девять миллиардов 200 миллионов рублей.

В.Путин: Эта теплоэлектростанция очень старая. Она какого года?

А.Козлов: Владимир Владимирович, врать не будут, но с прошлого столетия. Я могу сказать, что «РусГидро» – молодцы: задачу выполнили. Они почти на 16 процентов от всего загрязнения воздуха в Чите – с помощью модернизации этой котельной – исключили загрязняющие вещества. Мы это уже фиксируем. Это как результат за это время с 2019 года.

Потом следующее сделали: мы семь котельных – три закрыли, четыре модернизировали – в городе, одну закончим в этом году. И самое главное решение, которое было принято, и мы в мае этого года уже начинаем: мы начинаем тянуть газовые сети и устанавливать оборудование у людей для того, чтобы привезти газ на СПГ и начинать газифицировать город Чита. У нас в плане стоит по этому поводу дополнительно 13 тысяч домов загазифицировать и 490 километров сетей протянуть. Это по Чите. Наша задача сейчас – эту работу выполнить и в 2025–2026 годах взять еще объем в виде восьми тысяч домов и продолжить эту работу. Тогда мы в Чите наведем порядок.

Что касается Улан-Удэ, здесь ситуация в самом начале. Город Улан-Удэ попал в список после Вашего поручения на Послании о том, что надо расширить этот проект и включать другие города и также в них наводить порядок.

Наша задача в этом году посчитать сколько, где и оформить сводные расчеты, которые будут влиять на последующий результат. Мы должны понять загрязнители. Роспотребнадзор в течение четырех месяцев определит через лабораторные изучения, какие показатели должны уменьшиться по веществам. В течение трех месяцев мы должны разработать планы и перейти на реализацию уже того, что задумано. В принципе, это получается середина следующего года, но, Владимир Владимирович, если в докладе губернатора посмотреть внимательно, он уже в принципе видит сегодня, и мы подтверждаем те цифры и объемы работ, о которых он говорил. Они лягут во все эти документы планирования, о которых я говорил.

Предложение. У нас в 2025 году есть финансирование на эту программу. Оно согласовано с Антоном Германовичем [Силуановым] и «сидит» в федеральном бюджете. Алексей Самбуевич [Цыденов] закончит проектирование уже в этом году на часть работ. Если мы с 2025 года часть денежных средств по согласованию с Антоном Германовичем перебросим на 2024-й, то мы уже в начале следующего года можем перейти к реальным работам в этом городе. Я считаю, это правильно. И параллельно синхронизировать эти работы, начать наводить порядок в городе Улан-Удэ. Если Вы поддержите, это может найти отражение в протоколе, а мы Антону Германовичу источник предложим.

Спасибо за внимание.

В.Путин: А федеральные гранты на обновление теплоснабжения Улан-Удэ – этот вопрос прорабатывался?

А.Цыденов: Это Минэнерго и Минстрой.

В.Путин: Александр Валентинович.

А.Новак: Владимир Владимирович, спасибо.

Можно я в комплексе прокомментирую все предложения, которые только что прозвучали от губернаторов?

Учитывая, что мы вместе готовились и проводили совещания неоднократно, у нас большинство вопросов, касающихся вопросов газоснабжения, теплоснабжения и электроснабжения были согласованы. Здесь тоже хотел поблагодарить губернаторов за конструктивный подход, потому что они, действительно, непростые.

По газоснабжению, чтобы закончить этот вопрос. Алексей Борисович подробно прокомментировал, мы тоже с ним подробно обсуждали. Поддерживаем эти предложения по более коротким срокам реализации магистральной инфраструктуры в рамках проекта «Сила Сибири – 2» до Улан-Удэ и Читы. Тында тоже – этот подход согласовали, это общая позиция.

Что касается Северобайкальска, там действительно у нас два варианта. Мы точно поддерживаем, что нужно заходить туда в виде СПГ – как источника, есть два варианта. Это строительство рядом с Ковыктинским месторождением завода по производству СПГ, с поставками СПГ в Северобайкальск и в Байкальск, соответственно. И второй вариант – это иркутская нефтяная компания со своих месторождений.

Посчитаем более экономичный вариант для региона, поскольку в любом случае с переводом на СПГ будет более дорогая гигакалория, чем сегодня за счет дешевого угля, и для региона потребуется выделять субсидии для финансирования разницы между экономически обоснованным тарифом по гигакалориям и тем, который устанавливается сегодня.

Что-что? Не расслышал.

А.Цыденов: Александр Валентинович, мы считали по газу. С учетом того, что мы уголь везем из Красноярска и у нас там старая котельная, не самая эффективная сегодня по КПД, по существующим ценам на газ – почему по существующим, там субсидирование не требуется, сохраняется в рамках действующего тарифа. Там и так тариф за девять гигакалорию самый высокий по республике, и мы уже субсидируем его как угольный: субсидируем порядка 198 миллионов рублей в год. Поэтому мы остаемся в тех же экономических показателях без допрасходов в эксплуатации.

А.Новак: Если, действительно, это так и Вы берете на себя ответственность за то, что там не требуются субсидии, мы просто это отфиксируем, потому что, по нашим оценкам, это потребует частичной субсидии – это раз. И второе – надо подумать по логистике, поскольку расстояния большие и дороги там не в полном соответствии с требованием по перевозке сжиженного природного газа. Это тоже требует дополнительного изучения.

Владимир Владимирович, я что хочу сказать. Все эти вопросы рабочие, мы их доработаем. Мы согласны с тем, что туда надо вести СПГ и переводить с дровяного и угольного отопления, с тем чтобы улучшить экологическую ситуацию в Северобайкальске. Поэтому мы здесь вместе с регионом доработаем все эти расчеты.

Новости партнеров

Новости партнеров

Новости партнеров

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.