Меню
16+

Интернет-портал Gazeta-bam.ru

21.07.2022 13:54 Четверг
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Сергей Шаманов: Возвращение в Тынду

Тында. Иллюстрация, вошедшая в книгу "Саянский декаданс". Художник Николай Фомин

Я иду по Красной Пресне. Дышу морозным воздухом Тынды, её запахами. И мне хорошо. Я снова ощущаю себя частью родного города.

I.

…Только что проехали Кувыкту. Вагон почти пустой, кроме нас с Максом ещё два пассажира где-то в дальнем купе. Холодно. Сквозняк, словно мышь, шелестит на полу обёртками от печенья и конфет. Прислонясь головой к стеклу, смотрю в окне чёрно-белый фильм. В нём всё просто: засыпанные снегом сопки, лиственницы, похожие на спички, воткнутые тут и там в сугробы, замёрзшие речушки с дымящимися полыньями на перекатах и солнце, то прячущееся за сопки, то снова появляющееся из-за них, маленькое, жёлтое, северное солнце, уже подыскивающее себе для ночёвки глухой, укрытый от людских глаз таёжный распадок.

Я мог бы считать себя счастливым: я возвращаюсь домой… то есть, в свой город. Но я устал. Усталость нейтрализует ощущение счастья и восторга, которые обычно сопровождали мои предыдущие возвращения. Я устал от трёх пересадок с поезда на поезд, от ночёвок на вокзале в Тайшете и в подъезде пятиэтажки в Северобайкальске. Я устал от четырёхлетних скитаний. Москва, Кашира, Абакан… Города, города… Проспекты, автомобили… «В них женщины проносятся с горящими глазами, холодными сердцами, золотыми волосами…» Города, города… Борьба за существование, за право есть вкусную пищу, обладать красивой женщиной. Обычная, в общем-то, жизнь без романтики, любви, верности, дружбы. Обычная, обыденная жизнь… от которой я безумно устал.

– Тында! Серёга, смотри, Тында! Я первый увидел! – Макс радостно трясёт меня за плечи, хлопает по спине. – Вот она – красавица наша.

– Тында, – улыбаюсь я.

II.

Но увидеться с Тындой, вернее увидеть её в этот день мне так и не удалось. Во-первых, мы приехали вечером и пока ждали автобус, вечер превратился в ночь. Во-вторых, в автобус набилось столько народу с прибывшего поезда, что содержимое его салона стало напоминать какой-то единый сверхплотный сгусток, и последние лезущие в него пассажиры просто вливались и растворялись в этом сгустке по принципу ртутных шариков. Мы с Максом оказались где-то в самом его ядре и, проехав через весь город, так и не увидели ничего. Вокруг были только меховые шапки, торжественно-деловитые лица и смутные ночные огни сквозь заиндевевшие стёкла.

Это уже потом – за завтра и послезавтра – я исходил Тынду вдоль и поперёк. Тогда уж мы с ней и встретились…

Сердце Тынды – Красная Пресня, или проще – Бродвей. Бродвей – это не только широкая, разделённая двусторонним движением улица. Это не только главная городская улица. Бродвей – это целый пласт тындинской молодёжной (да и не только молодёжной) культуры. Сейчас зима, спешат куда-то машины и автобусы, бегут, держась за подмороженные носы и уши, огромные пушистые, завёрнутые в меха силуэты прохожих. Никто не смотрит по сторонам. Все проклинают мороз, Север и чёртову Байкало-Амурскую магистраль, на которую их неизвестно за какие грехи занесла судьба. Но летом…

Летний Бродвей – это совсем другое дело. У нас с товарищем – мы оба заядлые рыбаки – в детстве даже шуточная примета была, связанная с Бродвеем. Придумалась она на основе приметы народной, которая гласит, что клёв карася совпадает по времени с началом цветения шиповника. Цветёт шиповник, значит, лето наступило – карась жирует. Но лето не только карасю в радость. Летом, когда вечера становятся особенно тёплыми, выходят на Бродвей девчонки. Парочками, небольшими группами. Неспешно дефилируют, дразня кокетливой походкой. Красивые, в коротких-коротких юбках, улыбающиеся… Строят глазки встречным парням, знакомятся, шутят. Хорошо гулять ранним летом по Бродвею… Так и хочется отвлечься и подробнее развить эти мысли, но не буду. Вернусь к примете нашей. Так вот, однажды мы с товарищем заметили: если девчонки на Бродвей вышли, значит, шиповник цветёт, стало быть, карась пошёл – надо на рыбалку ехать. А там, на рыбалке, мы по-другому начинали говорить: карась что-то очень уж хорошо пошёл, надо в город возвращаться – видимо, девчонок много на Бродвей вышло... Девчонок мы любили, и рыбалку любили, и Бродвей…

Я иду по Красной Пресне. Дышу морозным воздухом Тынды, её запахами. И мне хорошо. Я снова ощущаю себя частью родного города. Я смотрю по сторонам. Мало что изменилось за время моего четырёхлетнего отсутствия. Разве что появились на остановках и у других людных мест разнокалиберные киоски и павильоны. Я думаю, что у моих земляков, в отличие от меня – вечного бессребреника, наверное, много денег, если столько магазинов. Кому-то ведь нужно ходить в эти магазины, делать покупки, а иначе магазины разорятся. Но магазины не разоряются, наоборот, строятся. И это, в общем-то, хорошо. Хорошо, когда у людей есть деньги.

На тындинских улицах мало рекламы. Сколько ни бродил по городу, не увидел ни одного рекламного щита настоящего. Встречались какие-то красочные стенды, есть вывески рекламные. Но их немного. Те города, в которых я жил или просто бывал в последнее время, напоминают один сплошной рекламный ролик. И даже такие, например, как Минусинск, заурядный городок – чуть больше Тынды. И все эти щиты, вывески, неоновые огни нисколько не портят город, а придают ему особое, жизнерадостное настроение. Идёте вы, допустим, по тротуару, скорчились от холода, голову по самые уши в дублёнку втянули, вдруг – смотрят на вас красивые, голубые огромные девичьи глаза с рекламного плаката, какие-то надписи ещё там, какие-то отечественные легковые автомобили просят вас приобретать эти глаза (да, там на заднем плане, действительно машина маячит…). У вас и денег-то сроду не было на новый отечественный автомобиль (и не будет, может быть, никогда), и вообще вы за рулём ездить боитесь и всем видам транспорта предпочитаете относительно безопасную ходьбу пешком, но только от одних этих нереально красивых глаз температура воздуха с отметки минус сорок поднимается до… до терпимых каких-то пределов. И жизнь, и зима, и одиночество это проклятое кажутся не такими уж безнадёжными…

III.

Во время прогулок по тындинскому Бродвею я отметил две большие перемены, которые меня поразили.

Первая из них – отсутствие памятника «Женщина в каске с ребёнком на плече», стоявшем в сквере у бывшего Управления дороги. Уникальный был такой памятник. Он носил и другое название – «Твой папа в «Арбате». Помните, женщина указывала рукой куда-то вдаль? А в этой «дали», как раз через дорогу, находится кафе «Арбат». А в этом кафе, устав от тяжёлого трудового дня, проведённого за рычагами путеукладчика, расслаблялся в весёлой компании отец семейства. «Где мой папа?» – тоскливо спрашивал ребёнок. «Твой папа в «Арбате», – грустно вздыхала мать.

Памятник, выполненный довольно неумелым скульптором, умудрившимся из лучшего творения Божьего – женщины – сделать бесполый организм, затянутый в робу, а двухлетнего ребёнка на её плече изобразить шестнадцатилетним подростком в уменьшенном виде, выглядел карикатурно и служил поводом для бесчисленных шуток. Но лично я всегда воспринимал его как неотъемлемую часть города, как достопримечательность эпохи БАМа. Наш город, мне кажется, тоже строился без всяких планов и проектов. Оттого и его угловатость, неровность улиц, от того и девятиэтажки стоят как угодно, но только не ровными рядами. Но я люблю Тынду именно за эту её угловатость, за эту легкомысленность и небрежность.

Не знаю, как остальным, а мне почему-то жалко этот несуразный памятник.

Вторая большая перемена, поразившая меня, – новая церковь. Когда я уезжал, строительные работы велись на уровне закладки фундамента. И вот я вижу красивое архитектурное сооружение с яркими разноцветными куполами… Но мысли мои вот о чём. Чуть выше я уже говорил, что Тында – город несколько угловатый. Это определение не образное, а буквальное. В архитектуре преобладают квадраты, треугольники, прерывистые линии, острые или прямые углы. Взять такие объекты, как железнодорожный вокзал, шестнадцатиэтажки, «тридцатку», городской муниципалитет… Я хорошо помню, как выглядел город без них, и так же хорошо помню, как легко они вписались в общую архитектурную панораму. Потому что все они созданы в едином стиле – громоздко, надёжно, готически просто. В этом своеобразие Тынды. И если бы я был живописцем, то изобразил бы Тынду исключительно карандашом – крупными штрихами. Или углём на доске – простые, чёткие контуры. Новую церковь я бы так изобразить не смог, и на моём карандашном рисунке появился бы небольшой кусочек, выполненный маслом, разноцветный, с закруглёнными формами. Примерно то же самое получилось и в реальной жизни – произошло смешение жанров и стилей. Тут больше бы подошёл костёл в средневековом духе – большой, белый, с острыми шпилями.

Хотя, может быть, я и не прав. Я всего лишь человек, а человеку свойственно субъективно воспринимать объективную реальность.

IV.

Тында – это не только Красная Пресня, Арбат и шестнадцатиэтажки. Это ещё и Северная Объездная, Взрывпром, Мехколонна-94… временные посёлки, шанхаи. В первые же дни по приезде, где по своей воле, где по воле случая, я побывал на многих окраинах города. Стоят ещё бараки и самострои. Крепятся. Без шанхаев представить Тынду сложно. Шанхаи – это памятник людскому терпению. Большинство моих знакомых живут во временных посёлках. Живут всю свою сознательную жизнь. И родители их, отдав великой комсомольской стройке 25-30 лучших своих лет, тоже живут там… и ещё будут жить столько же.

Шанхаи я люблю больше, чем центр. В одном из них – в посёлке Мостострой-10 – прошли моё детство и ранняя юность.

Наш мостостроевский двор давно исчез. Дома разобрали и вывезли на свалку, всё, что осталось, перепахали бульдозером. Доски, трубы какие-то торчат из-под снега. Из восьми домов уцелели только два. Один из этих двух – мой. Мы жили в нём с мамой и сестрой. Мамы уже нет – она умерла. Сестра стала взрослой и вышла замуж. В нашей квартире живут чужие люди. Чужие занавески на окнах, чужие голоса слышатся…

Безумно, безумно хочется зайти, пройтись по комнатам, прикоснуться в коридоре к стене, на которой сплошь от пола до потолка висели много лет наши с сестрой детские рисунки.

Я уже поднимаюсь по крыльцу и вынимаю руку из кармана, чтобы позвонить, но останавливаюсь: «Там всё другое, – говорю я себе, – от прошлого ничего не осталось». Спускаюсь вниз. Берёзы во дворе… Я садил их совсем маленькими. А теперь они выше меня, и, чтобы увидеть крону, надо запрокинуть голову. Не могу удержаться, снимаю рукавицу и глажу шершавые ветки. Надо же, выросли-то как. Тихонько, чтобы не хлопнула калитка, выхожу на улицу.

Сумерки сгущаются. Пора уходить – не хочется по темноте выбираться в город, надо будет пересечь несколько полуразрушенных улиц, а на них сам чёрт ногу сломит или, чего доброго, собака какая-нибудь бродячая покусает. Пора уходить, но я хочу ещё чуть-чуть задержаться.

Старый двор… Здесь вот стоял дом, и в квартире, которая находилась у той кривой арматурины, жил Димка. Женился и уехал в Томск. А там – в доме напротив – жил Саня, толстый такой, смешной, мы, помню, всё подшучивали над ним. Шахтёр, на Украине где-то. Вовчик. Сидит в тюрьме – разбойное нападение. Малой. Малому повезло больше других. Несколько лет назад уехал в Нью-Йорк к отцу…

Все разъехались. В гости даже не к кому зайти, прошлое вспомнить. Разъехались… А я вот вернулся. И никуда теперь. Потому что все эти четыре года только и жил надеждой, что вернусь в Тынду, обязательно вернусь.

Закуриваю сигарету, иду на ощупь через шанхайские джунгли. Спотыкаюсь о какой-то железобетонный фрагмент, коротко, но хлёстко матерюсь, продолжаю путь и чувствую себя счастливым… почти счастливым.

2002 г.

P.S. Произведение вошло в книги "Саянский декаданс", 2017 и "Когда наступит осень...", 2006.

P.P.S. Иллюстрацию специально для этого рассказа выполнил художник Николай Фомин.

Все работы Сергея Шаманова на ЯндексДзен.

Новости партнеров

Новости партнеров

Новости партнеров

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.