За мечтами, за туманом и запахом тайги
Один день из жизни локомотивной бригады, работающей на Байкало-Амурской магистрали.
Позади несколько дней подготовительной работы, согласований, разрешений – корреспондент «Гудка» готова занять место в кабине тепловоза позади машиниста эксплуатационного локомотивного депо Тында Дальневосточной дирекции тяги Андрея Кожанова и помощника машиниста Валентина Доценко. Локомотивная бригада поведёт пассажирский поезд № 328 на север, в Якутию, по маршруту Тында – Нерюнгри. Это пять часов пути длиной 228 км.
Перед рейсом
Андрей Кожанов и Валентин Доценко работают вместе всего один год, но в депо прибывают практически секунда в секунду, ровно за три часа до рейса.
Прохождение предрейсового медицинского осмотра – процедура рутинная: несколько проб, замеров, манипуляций.
– Осмотр машинистов и помощников проводится очень серьёзно: измеряются артериальное давление, пульс, ну и, конечно, проводится алкотест. Данные заносим в компьютер. Если что-то не так, можем не допустить локомотивную бригаду к поездке, – строго объясняет фельдшер Ольга Чумутина и выносит вердикт, уже более мягким тоном: – Андрей Кожанов и Валентин Доценко к рейсу годны, всё нормально.
Идём в комнату предрейсового инструктажа. Бригада обстоятельно знакомится с приказами, сводками по безопасности, изменениями в графике движения поездов.
Следующий этап – приёмка локомотива.
– Перед тем как сесть в тепловоз, всё нужно хорошенько проверить и перепроверить, – говорит машинист Кожанов.
Курс на север
Маршрут на север – с одним из самых сложных на всей сети дорог профилем пути. Но и один из самых красивых. За окнами локомотива бескрайняя тайга. Проезжаем ручьи, реки и мосты.
Вот перед нами во всей своей красе и мощи мост через реку Гилюй на перегоне Шахтаум – Бестужево в Тындинском регионе ДВЖД. Это сооружение длиной 198 м реконструировали совсем недавно, в 2019 году. Дух захватывает, когда поезд идёт между берегами своенравного Гилюя. А вот у нас на пути величие прошлого – тоннель Нагорный на разъезде Амуро-Якутской магистрали. Этот первый в стране железнодорожный тоннель в вечномерзлом грунте протяжённостью 1300 м пройден в 1979 году. Он же – и одно из самых «высокогорных» сооружений: находится на высоте 1014 м над уровнем моря.
– БАМ – это не просто великая стройка, это смысл жизни многих людей, кто посвящает свою жизнь железной дороге, – рассуждает Андрей Кожанов. – БАМ – это и невероятно красивая таёжная природа. Где ещё такую встретишь? Правда, дикие звери доставляют нам немало неудобств. В тёплое время года они особенно часто встречаются на нашем пути, поэтому смотрим не просто в оба, а во все четыре глаза. Раньше за поездку насчитывал 30–40 зайцев-«перебежчиков», сейчас нарушителей стало меньше. А вот медведей стало больше. После пожаров в Забайкалье они массово перекочевали к нам, в Приамурье.
Поезд проезжает посёлки, которые хранят бамовский дух. Могот, Золотинка… – легендарные названия. Огорчает вид заколоченных окон в некоторых проносящихся мимо домах. Радует, что некоторые разъезды модернизированы – магистраль получила новый импульс к развитию. То там, то здесь видны новые стройки. Живёт дорога, движется!
Профиль пути и вправду сложный. Местами поезд прижимается к подножию гор и сопок, потом выходит на возвышенности. Пейзажи сменяются в минуты. Непредсказуема и погода. За время пути она несколько раз меняла настроение: из пасмурной грусти в солнечную радость, из тумана – в снег.
– Сейчас будем проезжать знаменитую гору Спящая Якутка. Если внимательно присмотреться, можно разглядеть спящую на спине женщину, – показывает Валентин Доценко.
Тында уже далеко позади. Бесконечно мелькают сосны и столбы, то там, то тут группы железнодорожников в оранжевых жилетах, все они дружно машут нашему поезду.
– Путейцы, – говорит машинист. – Работа у них не из лёгких. Летом – на жаре, зимой – на морозе. По-другому никак: в их руках состояние железной дороги.
Каждые полчаса помощник машиниста осматривает секции тепловоза. Температура там как в парной. Возвращаясь в кабину, Валентин Доценко докладывает о состоянии и параметрах дизель-генераторной установки локомотива, состоянии пожарной безопасности. Все переговоры между членами локомотивной бригады ведутся по регламенту – чётко, кратко и ясно. Так положено.
Время отдохнуть
Следующая станция – конечная, Нерюнгри.
– Ну вот и приехали, – резюмирует Андрей Кожанов.
Поезд притормаживает и замирает. Пассажиры покидают вагоны, устремляясь в вокзальную суматоху.
– Сейчас сдадим тепловоз и на отдых, – делится планами машинист. – Через несколько часов снова в путь. Надо хорошо выспаться перед предстоящим рейсом.
Локомотивные бригады из Тынды набираются сил в доме отдыха на станции Беркакит. Здесь с комфортом могут разместиться 16 бригад в сутки. В ДОЛБе есть столовая, душевые, зона отдыха и 16 двухместных комнат отдыха.
При заселении локомотивщикам выдаются пижамные комплекты, тапочки и полотенца.
– Честно признаюсь, в беркакитском доме отдыха очень люблю отдыхать. Здесь уютно, чувствую себя как дома, – признаётся Андрей Кожанов.
– Особенно нравится, как повара здесь готовят. Очень вкусно, – дополняет помощник машиниста.
Жить и работать на БАМе
Андрей Кожанов попал на БАМ волею судьбы: молодым 22‑летним специалистом не мог найти работу на Московской дороге, а на Байкало-Амурскую тогда требовались работники.
– Позвонил в Тынду, сказали: приезжай, работа есть, – вспоминает он. – Решил съездить на год, набраться опыта и вернуться обратно. Но судьба распорядилась иначе – остался здесь на всю жизнь. Женился, родились двое сыновей. Теперь без ставшей родной бамовской дороги уже не смогу.
Андрей Кожанов трудится в депо Тында почти 30 лет, с 1992 года. В 2000 году стал машинистом грузового движения, год спустя перешёл в пассажирское.
Валентин Доценко после службы в армии окончил курсы помощников машиниста тепловоза и в 2008 году начал трудовой путь на железной дороге.
– Я решил продолжить семейную династию, – объясняет он. – Любовь к железной дороге у меня с детства: мне нравилось, когда мама-проводник брала меня с собой на работу.
В пассажирском движении Валентин работает шесть лет. Работу свою любит: «Управлять тепловозом – это не моё. Я и машину не люблю водить, меня жена возит. Мне нравится ковыряться в дизеле. Поэтому быть помощником машиниста мне больше по душе».
Новости партнеров
Новости партнеров
Новости партнеров
Добавить комментарий
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.