Меню
16+

Интернет-портал Gazeta-bam.ru

03.08.2020 17:49 Понедельник
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

ЗОЛОТОИСКАТЕЛЬ. Вторые Аносовские чтения. Посвящается открывателю месторождения золота Николаю Аносову

Автор: Анна Проскурякова
участник конференции, заведующая отделом обслуживания Архаринской межпоселенческой библиотеки

Приезд участников и заселение в гостиницу. Фото автора

Разве могла я себе представить, что 35 лет спустя после окончания средней школы приеду на свою малую родину в Соловьевск туристом? Конечно же, нет. Если бы не «Вторые Аносовские чтения»…

амурский краевед В.Кобзарь на Янкане
Ася Гаврина (псевдоним Марфа Московская) презентует книгу Золотоискатель
Ася Гаврина (псевдоним Марфа Московская)
карьер Нагима, драга68
карьер Рудный
Книга в подарок архаринским читателям от автора-Афанасьева П. Ю.
Ковалёв И. Ф. на фоне своего дома-единственный житель Янкана
остатки китайских фанз в окрестностях Соловьевска
храм
экскурсия на карьер Рудный

В Соловьёвске завершилась Межрегиональная научно-практическая краеведческая конференция «Вторые Аносовские чтения», которая была названа по имени выдающегося исследователя Дальнего Востока Николая Павловича Аносова, открывшего крупнейшее месторождение россыпного золота в вершинах рек Янкан и Джалинды.

На базе этого месторождения в г. Санкт-Петербурге была основана Верхне-Амурская золотопромышленная компания, в 1868 г. начавшая добычу золота на р. Джалинда. Современное предприятие «Прииск Соловьёвский» считает себя преемником Верхне-Амурской компании.

Знакомство

Разве могла я себе представить, что 35 лет спустя после окончания средней школы приеду на свою малую родину в Соловьевск Тындинского района в качестве туриста? Конечно же, нет.… Если бы не «Вторые Аносовские чтения»…

Конференция проводилась акционерным обществом «Прииск Соловьёвский» и библиотекой им. Н. П. Аносова с. Джалинда. Участники — краеведы из разных регионов России: от Владивостока до Санкт-Петербурга, в том числе и Амурской области, более 20 человек. Тематика докладов была разнообразной, но при этом все доклады посвящены исследованию северных районов Приамурья, начало которым в 19 веке положили учёные-натуралисты А. Миддендорф, Р. Маак, Л. Шренк и другие.

Среди исследователей отдельно стоит имя Николая Аносова, открывшего крупное месторождение золота в верховьях реки Джалинда. Благодаря этому открытию левобережье Амура стало привлекательным, и начавшаяся здесь золотодобыча надолго стала стержнем экономического развития Амурского региона.

Проведение Межрегиональной научно-практической краеведческой конференции «Вторые Аносовские чтения» проходило с 29 по 31 июля. В первый день, встретив участников конференции на железнодорожном вокзале станции Сковородино, организаторы разместили гостей в новой гостинице Соловьёвска и провели обзорную экскурсию по селу с посещением физкультурно-оздоровительного комплекса, краеведческого музея, храма.

Удивительной и познавательной стала экскурсия на обогатительную фабрику карьера «Рудный», организованного в 2013 году на Соловьёвском золоторудном месторождении АО «Прииск Соловьёвский», а в 2014 г. здесь начались опытно-эксплуатационные работы, которые позволили отработать технологию обогащения и добычи руды. Торжественный пуск гравитационной обогатительной фабрики производительностью 100 000 тонн руды в год состоялся 24 октября 2014 года. Для работников (штат насчитывает более 200 человек) построен современный вахтовый поселок с общежитиями, столовой, административным комплексом и банно-прачечным комбинатом.

Завершился первый день конференции творческой встречей с писательницей Марфой Московской (Асей Васильевной Гавриной) и презентацией ее книги «Золотоискатель». История этой книги удивительна, как и сам герой, Андрей Громов, прототипом которого стал реальный человек – сын известнейшего в царские времена дворянина Павла Аносова, горного инженера, исследователя Урала и основоположника учения о стали – металлографии, – Николай Аносов.

Никто не узнал бы эту историю, но однажды автор нашла в архивах своего рода записанные рукой Н. П. Аносова дневники, которыми он как бы подводил черту своей жизни и заслуг. Книга заслуживает отдельного внимания, скоро появится в фонде Архаринской центральной библиотеки, и тогда жизнь этого человека более подробно предстанет перед читателем.

Доклады участников конференции позволили расширить кругозор, узнать много интересного об исторических истоках прииска. Светлана Акимова из Владивостока рассказала об ограблении каравана с золотом Ниманской компании летом 1892 года. Сумма в тридцать тысяч рублей была назначена за поимку грабителей и отыскание золота, но оно так и не было найдено.

С особенностями топонимики Тындинского района поделился директор школы из с. Старая Райчиха Бурейского района – Евгений Владиленович Сутурин, оказавшийся ещё и моим земляком из Архаринского района, чем вызвал жаркий спор с главным краеведом Аносовских чтений, автором нескольких книг по золотодобыче – Павлом Юрьевичем Афанасьевым.

Тексты докладов, подготовленных участниками вторых Аносовских чтений, уже вышли в печати и скоро будут доступны для всех желающих в библиотеках области.

Мой родной Янкан

В этот же день состоялась экскурсия на действующий объект золотодобычи – карьер Нагима, драга № 68. В заключительный день конференции участники отправились в окрестности бывших посёлков прииска – на Стрелку и Янкан.

На Янкане, вместе с коренными жителями, на экскурсии побывали известный журналист и краевед Амурской области Валентина Кобзарь, писатель-краевед Павел Афанасьев (из соловьевских) и московская гостья, писательница, дальняя родственница Н. П. Аносова (первооткрывателя золота на Янкане) – Ася Гаврина.

На описании Янкана хочу остановиться подробнее. Ведь это моя малая родина. Здесь я родилась, ходила в детский сад, в начальную школу, в сельскую библиотеку. Как и все янканские дети того периода училась в Соловьёвской средней школе, уезжая на неделю в интернат. К слову сказать, от Янкана до центра Соловьёвска – 12 км.

Новый пос. Янкан построен в 1953-1954 годах, вместе с драгами №№ 90 и 169, в долине реки Большой Янкан (бассейн Амура). С эвенкийского переводится как «малая сопка или гора». Входит в Соловьёвский сельсовет Тындинского района Амурской области. Россыпи бассейна реки Янкан известны с 1867 г., разрабатывались с 1871 г. Добыча велась мускульным (ручным) способом, с 1937 г. — с помощью экскаватора, с 1951 г. — драгами Соловьёвского прииска, с 1970 по 2002 г. открытым способом старательскими артелями.

Пик расцвета небольшого поселка золотодобытчиков пришелся на конец 60-х – начало 80-х годов прошлого века. Население — примерно около трехсот жителей. Из инфраструктуры имеются ясли, детский сад, начальная школа, магазин, почта, медпункт, клуб, библиотека. Многие жители Нового Янкана стали известными людьми Амурской области: Юрий Чапковский – член Амурского отделения Союза писателей России; династия известных золотодобытчиков Сидоровых. Сюда прадеды Федора Валентиновича Сидорова, генерального директора АО «Прииск Соловьёвский», приехали в 1935 году из Чувашской АССР.

В 1955 году из Якутии в прииск приезжает моя бабушка, Ковалёва Анна Герасимовна со своим мужем Фёдором Васильевичем и детьми от первых браков. Анна Герасимовна — мать-героиня. Вместе с мужем вырастили 9 детей.

Устроившись на прииск рабочими, завели хозяйство: куры, свиньи, коровы, быки. Держали много огородов, хозяйство, семьи-то большие, кормиться чем-то нужно. Жили в землянке. Со временем построили небольшой дом в районе Преображеновки, который стоит до сих пор, небольшую кухню, сарай, баню.

Сегодня Янкан – вымершая деревня, в которой живёт всего один человек – мой родной дядя, Ковалёв Иван Фёдорович, самый младший из сыновей Анны и Фёдора Ковалёвых. Село чернеет остатками брошенных домов среди яркой таёжной зелени на пологом склоне сопки. Поваленные заборы, кое-как залатанные крыши и... новенькие таблички с названиями улиц. Хотя от самих улиц уже ничего не осталось…

До 90-х годов в селе работали две драги и мехколонна, стояли геологические экспедиции. Когда драги отработали золото и ушли, а предприятия развалились, работы не стало, и люди начали уезжать…

Давайте пройдемся по улицам, некогда наполненного жизнью, маленького лесного посёлка, стиснутого отрогами хребта и опоясанного ожерельем котлованов, который снится по ночам всем янканцам, разъехавшимся в разные уголки нашей необъятной страны.

Яркий багрянец осени, красные, жёлтые листья.

Ели стоят зачарованно дикой природой Севера.

Синяя синь голубицы, каплями крови брусника,

Грусть уходящего лета чудится в шорохе листьев.

Тонкая дрожь осины, нежный изгиб березки.

Кружева паутинок летят по лесным дорожкам. (Наталья Старченко, г. Хабаровск).

Нижняя окраина посёлка – Преображеновка. Здесь жили семьи Миши Китайца, Верхотуровых, Ковалёвых. Миша Китаец жил с русской женщиной Марией и выращивал лук на продажу. От Преображеновки в посёлок шли две дороги: верхняя (самая короткая) и нижняя, впоследствии – улица Таёжная. На нижней улице жили семьи Ефремовых, Куделькиных, Рассоловых, Скороход, Даниловых, Тарасовых, Качановых, Самсоновых. Это 70-е годы. Далее дорога приводила к участковой конторе, где на противоположной стороне стояло здание, в котором ожидали автобуса рабочие драги. Местные жители здание так и называли: «ожидаловка». Отсюда рано утром можно было уехать в Соловьёвск, а вечером возвратиться назад. По воскресеньям в учебное время отправлялись в интернат школьники, назад возвращались через неделю, по субботам. Возле «ожидаловки» днём играли дети, а по вечерам собиралась подросшая молодежь, летом спасаясь от гнуса, зимой – от морозов.

От нижней улицы шла прямая дорога наверх. Мимо дома Колчиных, Янсельян, Куделькиных, Тяпкиных, Андреевых, Демченко и других.

Перед тем как с нижней улицы повернуть дороге налево вверх, взгляд упирался в самодельный плакат, на котором было изображение В. И. Ленина и подпись к нему: «Прост, как правда и велик, как правда, Ленин – вождь, учитель, человек. Он ведёт нас в радостное завтра. Он живёт, и будет жить вовек!». Портрет Ленина рисовали в доме Чапковских, вместе с хозяином дома – Юрием Константиновичем. По иронии судьбы плакат с изображением Ленина до сих пор жив! Правда, из-за зарослей ивняка его практически не видно.

Поднимаемся наверх мимо еще одной улицы и поворачиваем направо. Здесь с одной стороны расположен клуб, за клубом начальная школа, за школой еще одна улица. Если идти мимо клуба, прямо по дороге, то можно попасть на почту или в продуктовый и промтоварный магазины.

Нахлынут иногда воспоминанья: и грустно и смешно,

Но ожиданье чуда и снег, летящий на лицо.

Ступеньки клуба, тишина и в небесах танцующие звёзды,

Увы, вернуть уже нельзя.

Помним и любим

Вспоминает Наталья Старченко (г. Хабаровск): «… Атмосфера была другая. Ты попробуй не поздороваться на улице, и неважн,о обратил ты внимание на человека или нет. Проблемы родителей не озвучивались. Уважение к учителям и директору детсада не обсуждалось и, надо отдать должное, они сами старались не подавать повода. В посёлке жили ещё сосланные (бывшие бандеровцы), возможно и не все виновные, но на отношение к детям разницы никогда не было видно. Я и моё поколение участвовали во всех событиях посёлка. Начиналось с детсада, выборы, Новый год и другие праздники. Ёлка в клубе была для всех детей. И детсад, и школа выступали в клубе. Те, кто учился уже в Соловьевске или в институтах, или ещё где-то, привозили что-то новое: песни, танцы. Была опека старших над младшими. Ангелами мы не были, но не было жестокости и зла. Я с удовольствием вспоминаю художественную самодеятельность наших родителей. Они оба принимали активное участие. Мама была большой выдумщицей и романтиком и одной из заводил. Поколение многих наших школьников помнят её. Она очень многих научила читать хорошую литературу. А как они бурно обсуждали костюмы, готовили сценки. Атмосфера творчества и изобретательства просто царила. Они умели веселиться, не имея никаких благ. Атмосфера была именно той, о которой многие тоскуют сейчас. А сколько интересных людей приезжали в экспедиции, многие искренне восхищались нашей библиотекой. Я и мои одноклассники с 6 класса ходили в клуб на танцы. В старших классах перед боем курантов взрослые исчезали, через час все вновь были в клубе, и наступало самое интересное время. Как они танцевали, плясали, пели, и ряженые были! Это было, как говорят сейчас, гражданское общество. В маленьком поселке, где всего было 200 дворов и где жили очень разные люди! Кто-то любил, кто-то ревновал, кто-то жил. Всё как везде…».

Лариса Махлинская (г. Крымск), ее крёстной мамой была Мария Кузьминична Иванова. К своей «Лёле», так звали крёстную по сибирскому обычаю, откуда она родом, приезжала маленькая Лариса. Вот что она вспоминает:

«Славное место – Янкан. Многие сегодня помнят сам посёлок и окрестности. Родные, любимые и дорогие сердцу места. Интересно взглянуть на снимки. Посмотришь, сразу такая охватывает печаль. Из-за того, что посёлок исчез. Что осталось-то? Считай, что ничего. Поражаюсь иной раз, как раздумаюсь обо всём. Как люди, наши земляки там живут. Совсем в тайге. А тишина какая! Когда мы уезжали из района (с Уркана) в конце 1998 года, то я понимала, конечно, что навсегда. Но в душе мечталось когда-нибудь вернуться, думала – потом, когда на пенсию выйду. Вот вернусь и стану поживать. Пусть не всё время, хотя бы летом. У меня же там в собственности осталось полдома, за стенкой у моих Ивановых. Теперь всё, конец мечтам, ничего не осталось, ни от дома нашего, ни от посёлка. А жалко. Грустно так…

Кажется, я понимаю, чувства и ощущения родины в отношении Янкана не у меня одной. Как сейчас помню, выйдешь вечером, сядешь на крыльцо, сидишь, слушаешь шум леса. Или тишину. Смотришь на окружающие посёлок сопки. И такое ощущение тепла и покоя на душе – родина. Кажется, нигде так хорошо себя не чувствовала и не ощущала, как там».

Сколько лет прошло, как все поразъехались из Янкана, но память об этом таёжном посёлке навсегда осталась с нами… Куда бы ни забросила нас судьба, как бы ни распорядилась нашими жизнями, – Янкан мы не забудем никогда! Янкан – это душа. Это человек и природа. Как я понимаю своего родственника, Ивана Ковалёва, не желающего переезжать в блага цивилизации, в соседний Соловьёвск.

В социальных сетях жители поселка (не поворачивается язык назвать бывшими) создают сообщества, группы, в которых общаются и узнают все последние новости о жизни в Янкане, делятся своими воспоминаниями и планируют издать «Историю Янкана в воспоминаниях его жителей». А ещё мечтают, чтобы на базе таежного посёлка прииск построил дом отдыха или туристический комплекс, куда можно будет приехать тем, кто до сих пор не может забыть свою малую родину под названием «Янкан»!

Подошла к завершению и эта часть конференции. С грустными мыслями возвращались я и мои коллеги в Соловьёвск. Вечером поезд увёз меня обратно в Архару вместе с памятными подарками и замечательными книгами для архаринских читателей по истории золотого промысла Дальней России.

Архара-Соловьевск-Янкан-Архара, 2020

Новости партнеров

Новости партнеров

Новости партнеров

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.