Алина Емельянова: БАМ развивается, и жители станции Ларба с надеждой смотрят в будущее
1 сентября 1975 посёлок Ларба был официально зарегистрирован. Сегодня здесь проживают около 300 человек.
БАМ – это не только 4324 км путей, но и россыпь больших и малых таёжных станций и разъездов. В каждом свой уклад, но «устав» везде один – железнодорожный. Дальней станцией, на которой сошёл корреспондент «Гудка» в ходе очередной командировки, стал небольшой посёлок Ларба, что в Тындинском районе Амурской области.
Путь на запад
Ларба притаилась в 133 км к западу от столицы БАМа – Тынды. Едем туда на рабочем поезде. Попутчики – дежурные по станции, связисты, путейцы, машинисты с помощниками, эсцебисты. Кто-то, пользуясь возможностью, досыпает на верхних и нижних полках, кто-то пьёт горячий чай из термосков, обсуждая предстоящий рабочий день.
Курьян, Багульный, Кувыкта, Хорогочи, Глухариный, Лумбир – за окном мелькают мудрёные, напевные и рубленые названия бамовских станций и разъездов.
Вот и Ларба. С эвенкийского это слово переводится как «рогатина» или «развилка». Устье реки Средняя Ларба, раздвоенное на протоки, как раз похоже на рогатину.
Посёлок был основан в феврале 1975 года прибывшим на строительство БАМа комсомольско-молодёжным десантом отряда «Московский комсомолец». Новый населённый пункт строили механизированные колонны треста «Бамстроймеханизация», коллективы треста «Тындатрансстрой», строительно-монтажного поезда № 573 треста «Тындатрансстрой» и хозрасчётного участка Министерства строительства Туркменской ССР.
1 сентября 1975 посёлок Ларба был официально зарегистрирован. Сегодня здесь проживают около 300 человек.
Посёлок и его люди
На перроне с широкой улыбкой встречает начальник станции Ларба Дмитрий Порутчиков. «Пойдёмте, покажу свой участок», – приглашает он в здание вокзала.
Станцией Дмитрий Порутчиков руководит уже 10 лет. В этом году Ларба вошла в число победителей смотра-конкурса на лучшее эстетическое содержание железнодорожной станции.
Вокзал облицован тёмным и светлым мрамором. Над зданием возвышается башня, а орнаменты вокруг окон напоминают туркменскую архитектуру. На первом этаже вокзала – две потрясающе красивые мозаики «Туркменка» и «Природа Туркменистана» художника Мухамметмурада Гочмурадова.
Железная дорога делит посёлок на две части. В одной – деревянные дома, в другой – три жилых пятиэтажки, школа и точка притяжения жителей – торгово-общественный центр (ТОЦ) с клубом, библиотекой, спортивным и тренажёрным залами, фельдшерско-акушерским пунктом, аптекой, помещением администрации посёлка и магазинами.
Год назад благодаря финансовой помощи ОАО «РЖД» в ТОЦ впервые за много лет капитально отремонтировали спортзал: установили новые окна, радиаторы, освежили потолок, пол и стены, приобрели новый спортинвентарь. По словам инструктора по спорту Ирины Булганиной, теперь сюда на турниры по волейболу, футболу, баскетболу, настольному теннису часто приезжают взрослые и юные спортсмены из других бамовских посёлков.
Кипит в Ларбе и культурная жизнь, за которую отвечает Вера Мартынова. Она дочь ветерана-бамовца Михаила Коцелапова, автора двух книг о БАМе.
Надежда Бакулина – самый первый медицинский работник в посёлке. В 1975 году она прилетела в Ларбу на вертолёте. «Тогда здесь всего было четыре палатки и три вагончика. Мне выделили полвагончика, там я и сама жила, и больных принимала, – вспоминает она. – Я была ещё такая юная и стеснительная, даже смущалась в столовую ходить. Бывало, открою банку тушёнки, возьму чёрствый хлеб, сижу, ем. А первым моим больным в Ларбе был семилетний мальчик, который сильно отравился ягодами-дикоросами. Тогда шёл ливень, вертолёты не летали, поэтому отвезти его в больницу не было возможности. Я ставила капельницы и смогла выходить ребёнка».
Напротив ТОЦ школа. В ней 38 учеников и 14 воспитанников группы дошкольного образования. Учатся здесь не только местные ребята, но и их ровесники из соседнего посёлка Усть-Уркима. Самый большой из девяти классов – первый, в нём семеро первоклашек, а вот второклассница в Ларбе всего одна.
Учитель математики, отличник народного просвещения Татьяна Иванова трудится в школе со дня её основания в 1986 году. В этом учебном году в педколлектив влились два новых педагога – учитель начальных классов, прибывший из Хакасии, и учитель биологии и химии из Забайкальского края.
«Учебный год начался ещё с одного приятного события: благодаря железнодорожникам отремонтировали второй этаж, – рассказывает завуч Татьяна Казанцева. – Полностью обновлены коридор и две зоны рекреации. А в прошлом году на средства железной дороги мы закупили спортинвентарь для игровых видов спорта и эстафет, два стола для настольного тенниса, аэрохоккей и настольный футбол».
В будущее с БАМом
В последние годы Ларба оживилась. Сейчас здесь кроме местных жителей много приезжих, обосновавшихся во временном вахтовом посёлке мостостроителей. Специалисты из Тюмени участвуют в проекте «БАМ 2.0».
«Наши строители возводят железнодорожные мосты и прокладывают трубы от Лопчи до Хорогочи, – говорит заместитель директора «Мостоотряда-15» Александр Драгунцов. – На протяжении 100 км предстоит построить 25 объектов».
Идёт модернизация и на станции Ларба. Возле здания вокзала устанавливается модульный пункт микропроцессорной централизации. В этом году планируется открыть движение на перегоне Ларба – Лумбир, где разъезд Сосновый переустраивают в двухпутную вставку. На участке проложили 13 км вторых путей. БАМ развивается, и жители станции Ларба с надеждой смотрят в будущее.
Алина Емельянова, "Дальневосточная магистраль"
Новости партнеров
Новости партнеров
Новости партнеров
Добавить комментарий
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.