Урок математики в Южно-сахалинской школе проходил под крики «сиськи»
О подростках, которые держат в страхе одноклассников и учителей.
Южно-сахалинская школа № 21 «прославилась» на всю страну после «пикета третьеклассников». Они встали у ограды учебного заведения с плакатами: «Не хочу смотреть, как душат и бьют моих одноклассников», «Я тоже имею право спокойно учиться», «Страшно идти в школу». Так дети, а точнее, их родители решили найти управу на девятилетнего Витю, который уже три года терроризирует сверстников: дерется, показывает половые органы, может помочиться на учебники. Проблемные подростки есть во всех школах. Но иногда ситуация выходит из-под контроля.
«Урок математики проходил под крики «сиськи»
Витя (имена несовершеннолетних изменены) — ученик третьего «Е» школы № 21 города Южно-Сахалинска. Помимо него, в классе еще 29 человек. И почти со всеми — конфликты. «Он мог встать посреди урока и выкрикивать нецензурные слова. Причем все это в присутствии преподавателя, — рассказывает одна из мам. — Потом Виктор начал драться. На первых порах это были единичные инциденты. Например, побил мальчика — тот ответил. В результате обоих вызвали в комиссию по делам несовершеннолетних».
Во втором классе Витя еще больше «осмелел».
«Снимал штаны и демонстрировал гениталии. Разбрасывал по полу учебники и тетради, а затем мочился на них. Мог взять ножницы и махать ими перед лицом одноклассника. Сын приходил домой в рубашке, изрисованной ручкой. Спрашиваю: «Кто это сделал?» — «Витя». Однажды он снял с ребенка шорты вместе с трусами».
В качестве доказательств собеседница присылает несколько видео. На одном педагог объясняет решение задачи под перечисление Витей всех известных ему названий первичных и вторичных половых признаков. Благо лексикон у второклассника пока не так богат. На втором он использует рюкзак как булаву, пытаясь ударить других школьников. Правда, те пинаются в ответ.
А вот докладная учительницы, составленная после очередного проблемного урока. К слову, проработав в классе неполных два года, та уволилась. «На чтении Виктор комментировал вслух ответы детей, употребляя ненормативную лексику. Порвал учебник. Урок математики проходил под крики «сиськи». Поднимаясь по лестнице, с локтя бил девочек. На замечания учителя показал средний палец…»
Родители писали заявления директору, в департамент образования (копии есть в распоряжении РИА Новости). «В октябре прошлого года у нас не выдержали нервы — мы обратились в СМИ. Сразу после публикации статьи всех вызвали на экстренное собрание, куда приехали представители депобразования. Нас долго попрекали, зачем мы предали дело огласке. Но пообещали провести с ребенком и его мамой работу».
После этого некоторое время Виктор посещал занятия только вместе с родительницей. А потом его и вовсе отправили на домашнее обучение. Впрочем, как уточняет собеседница, в школе он все же появлялся — «два дня через два». И по-прежнему терроризировал окружающих.
Ситуацию в классе немного сгладила пандемия и переход на дистанционное образование. Но 1 сентября Витя пришел на линейку, а уже на следующий день устроил потасовку с одноклассником. «Сын вернулся из школы с такими эмоциями: «Мама, представляешь, прямо на уроке Витя душил Сашу, тот посинел. Прибежали другие педагоги, директор, но не могли его успокоить. Закрыли дверь в кабинет — Витя пытался ее сломать. Трое учителей не сумели с ним справиться!»
После инцидента родители третьего «Е» договорились, что напишут заявления с просьбой перевести весь класс на удаленку. И организовали акцию у здания школы. Взрослые настаивают: это не митинг и не публичное мероприятие. «Мы хотели привлечь внимание СМИ. По-другому нас просто не слышали. Каждый раз нам говорят: «Это бедный ребенок, дайте ему шанс». Мальчика, безусловно, жаль. Но почему помогать ему нужно за счет психического и физического здоровья наших детей?» — недоумевают родители.
«Вите нужна социализация»
Директор учреждения Александр Павлов, в свою очередь, утверждает: все на что способна школа, уже сделали. «Почти целый год мальчик оставался дома. Причем нужно понимать: нельзя перевести проблемного ребенка на индивидуальное обучение из-за замечаний родителей. Для этого требуются медицинское заключение и заявление его матери или отца».
Оба документа были получены и действовали до мая 2020 года. Летом мальчик посещал Центр психолого-педагогической помощи семье и детям, был в пришкольном лагере, где, как говорит директор, ему не сделали ни одного замечания. «В августе мама уведомила нас, что ребенок опять будет учиться очно. Ссылалась на заключение врача-психиатра, постановившего, что Вите нужна социализация. Мы выдвинули условие: до первого конфликта. Он случился 2 сентября».
Директор уверяет: уже на следующий день в десять утра мать Вити подала заявление о переводе сына на заочное обучение. В 10:45 об этом всех проинформировали. «Но в два часа они устроили пикет, хотя знали: мы приняли все меры».
Родители парируют: приказ подписали только после огласки в СМИ и собрания, на котором присутствовала вице-мэр Южно-Сахалинска.
На одну из матерей в полиция составили административный протокол за организацию несанкционированного митинга с привлечением несовершеннолетних. «Мы будем доказывать, что это вынужденная мера — в ответ на бездействие администрации школы. По-другому нас просто не слышали».
Частично слова родителей подтверждает проверка, проведенная департаментом образования: зафиксированы нарушения со стороны руководства учебного заведения. Правда, какие именно, в пресс-службе мэрии города не уточнили.
«Бросил в педагога стулом»
Ученики с девиантным поведением есть во многих школах. Но СМИ о подобных ситуациях пишут редко — только когда обстановка становится критической, а родители не знают, куда еще жаловаться.
Так, в 2019-м в городе Большой Камень родители устроили самосуд над пятиклассником, терроризировавшим школу: отец одной из учениц окунул дебошира головой в унитаз. Проверка показала: администрация учебного заведения не реагировала на жалобы о хулиганстве. После инцидента директора и классного руководителя сменили, на устроившего самосуд отца завели дело.
В Барвихе девятилетний мальчик на протяжении нескольких лет срывал уроки и доводил до истерики преподавателя: приносил в школу ножи, тараканов, избивал одноклассников. В итоге подростка перевели в другое учебное заведение, но и на новом месте его поведение не изменилось.
В Чебоксарах как под копирку повторяется история из Южно-Сахалинска: несколько лет ученик начальной школы (в этом году он перешел в среднюю) не давал одноклассникам спокойно посещать занятия.
«Игорь еще в садике поднимал руку на воспитателя, демонстрировал половые органы, ругался матом. В школе агрессивность усилилась. Он буквально не позволял учиться другим детям: на уроках набрасывался на них. Педагогов тоже в грош не ставил — перебивал, обзывал. Однажды бросил в учительницу стулом», — рассказал РИА Новости Андрей, отец одного из одноклассников дебошира.
Агрессивный парень сталкивал девочек с лестницы, оплевывал чужую одежду, мог послать далеко и надолго. «Был случай, когда он за один день подрался с семерыми одноклассниками, одному металлической линейкой едва глаз не выколол. После этого мы пожаловались в региональное Минобразования». На тот момент ребенку было семь лет. «В школу прислали проверку, правда, подошли к ней довольно формально. Ничего плохого не обнаружили — на учете не состоит, переводить на домашнее обучение оснований нет».
Во втором классе Игорь набросился с кухонным ножом на сверстников. За него взялась комиссия по делам несовершеннолетних. «Его даже на месяц поместили в специализированное учреждение — как нам объяснили, это аналог тюрьмы для совсем маленьких детей, — говорит Андрей. — Мальчик исправился, но ненадолго — месяца через три опять начал «чудить».
Родители не раз обращались к директору. Но им напоминали: школа поддерживает инклюзивную программу, а значит, посещать уроки имеют право и девиантные дети. «К слову, каких-либо отклонений у Игоря не нашли».
В третьем классе администрация учебного заведения все же обратила внимание на проблему — сначала на уроки с мальчиком ходила мама, потом его перевели на индивидуальную программу. «Мать, к слову, он не очень-то и слушал. Зато боялся мужчин. У нас в школе есть совет отцов, куда я вхожу. Однажды присутствовал на уроке. Игорь эти 45 минут сидел спокойно. Но если рядом женщина, ничего не помогало. Одного педагога он довел — уволилась, когда узнала, что мальчик переходит в четвертый класс. После чего нас взяла другой преподаватель. Однако при условии: Игорь будет учиться дома».
Андрей добавляет: все эти годы директор пеняла родителям: мол, вы воюете с маленьким ребенком. «Но ведь мы не против него — скорее отстаивали право наших детей учиться в спокойной обстановке. Они же были фактически этого лишены».
«Индивидуальная программа»
По словам Марины Балуевой, сопредседателя межрегионального профсоюза работников образования «Учитель», у школы сейчас почти не осталось рычагов воздействия на проблемных детей. «Раньше пугали исключением, но теперь не имеем права — ведь таким образом лишаем ребенка права на образование. И перевести дебошира в другой класс нельзя без согласия родителей или законных представителей».
Педагог уточняет: даже если жалуются все одноклассники, направить хулигана, скажем, на надомное обучение без одобрения родных невозможно.
«Единственный вариант — индивидуальная программа. В этом случае с учащимся могут заниматься у него дома или в школе, но по особому образовательному маршруту. Правда, учреждение должно выделить дополнительные ресурсы — как финансовые, так и кадровые. Что получается не всегда».
Марина Балуева за время работы в школе сталкивалась с учениками-тиранами. «Обычно все решалось через договоренность с родителями», — говорит она. Но если обе стороны — учебное заведение и родные — идут на принцип, выход найти непросто.
Новости партнеров
Новости партнеров
Новости партнеров
Добавить комментарий
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.