Меню
16+

Интернет-портал Gazeta-bam.ru

08.10.2020 13:08 Четверг
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Роль мостостроителей на БАМе: В Музее истории БАМа подготовлена к показу выставка «Мосты магистрали»

Автор: Наталия Кроитору
Специалист Музея истории БАМа

Строительство автомобильного капитального моста через р. Гилюй за п. Восточный. МС-10

В строительстве мостов на БАМе принимали участие Мостостроительные тресты № 8, 9, 10.

Буровики МО-54 на строительстве моста через р. Нижняя Ларба
Делегация на промбазе (П.В. Майстренко в каске). 1980-е годы
Мост через р. Лену. Строительство выполнено Мостоотрядом № 5 треста Мостострой № 9.
Мост через р.Гилюй на ж.д. линии Тында – Беркакит. Митинг по поводу досрочной сдачи
Торжественный митинг по поводу сдачи под укладку пути монтажниками МО-46 моста через р. Кованту. 1978г.

«Из всего, что воздвигает и строит человек, повинуясь жизненному инстинкту, на мой взгляд, нет ничего лучше и ценнее мостов. Они важнее, чем дома, священнее, чем храмы, — ибо они общие. Они принадлежат всем и каждому, одинаково относятся ко всем, полезные, воздвигнутые всегда осмысленно, там, где в них возникает наибольшая нужда. Они более долговечны, чем прочие сооружения, и не служат ничему тайному и злому».
Иво Андрич (югославский писатель)

В Музее истории БАМа подготовлена к показу выставка «Мосты магистрали», на которой представлены материалы из фондов музея. Экспозиция рассказывает о роли мостовиков на БАМе.

В строительстве мостов на БАМе принимали участие Мостостроительный трест №8; Мостостроительный трест №9; Мостостроительный трест №10.

Мостостроительный трест № 8. Подразделениями треста построено большинство мостов на ж.д. линии БАМ – Тында, мосты и мостовые переходы на Восточной части БАМа через реки Зея, Селемджа, Бысса, Бурея, Амгунь, Герби и др.

Мостоотрядом № 26 возведён один из крупнейших в СССР (1435 м) мост через р. Амур у Комсомольска-на-Амуре. Мост был сдан с отличной оценкой в сентябре 1975 г., на три месяца раньше срока. На строительстве этого моста впервые в мировой практике при установке опор применено реактивно-турбинное бурение скального грунта в сложных гидрогеологических условиях.

Мостостроительный трест № 9. В целях обеспечения работ по строительству искусственных сооружений на Байкало-Амурской железнодорожной магистрали приказом Министерства транспортного строительства СССР № 202 от 9 октября 1974 года организован мостостроительный трест Мостострой № 9. В состав треста изначально вошло 4 мостоотряда и 1 мостопоезд. Тресту было поручено строительство искусственных сооружений на западном участке БАМа — от станции Лена Восточно-Сибирской железной дороги до станции Витим (включая мост через реку Витим), а также на вторых путях железнодорожной линии Тайшет – Лена. Первым управляющим треста стал Иван Данилович Рассказов. Первым главным инженером треста — Валерий Иосифович Шмидт. При строительстве мостовых сооружений внедрялись передовые методы организации производства и труда, применялись прогрессивные конструктивно-технологические решения. Особое внимание руководители уделяли обучению и воспитанию инженерно-технического персонала — от высококвалифицированных монтажников и механизаторов до главных инженеров и начальников отрядов.

Мостостроительный трест № 10. В конце 1974 г. Мостопоезд № 489 треста Мостострой № 8 преобразован в Мостостроительный отряд № 43 треста Мостострой № 8. 9 октября 1974 г был организован Мостостроительный трест № 10 и Мостоотряд № 43 вошёл в состав треста. Создан в октябре 1974 г.

Тресту было поручено строительство всех мостов на участке БАМа от р. Витим до ст. Тында, на линии БАМ – Тында – Беркакит, строительство больших мостов от ст. Тында до р. Зеи. Основой треста стали подразделения треста Мостострой–8, осуществлявшие строительство мостов на железнодорожной линии БАМ – Тында и на АЯМе. В структуру треста Мостострой–10 в 1980-х годах входили такие организации: Мостоотряды № 43; 46; 47; 49; 54; 55; 64; 74; 76, Управление механизации, Автобаза, УПТК, ЖКО.

Блинков Леонид Соломонович – управляющий трестом Мостострой-10 в 1974-1986 гг., лауреат Государственной премии СССР, кандидат технических наук. Родился в 1928 г в Днепропетровске. В 1957 переехал в Сибирь. Именно в Сибири, на Дальнем Востоке и в Заполярье под его руководством и участии строились выдающиеся искусственные сооружения: виадук через Козинское ущелье на железнодорожном участке Абакан – Тайшет с высотой опор 60 м, мост через р. Амур в Комсомольске-на-Амуре, мостовой переход через р. Зею в г. Благовещенске и ряд уникальных мостов на БАМе. В 1974 г. Блинков возглавил вновь созданный трест Мостострой-10 и руководил им в течение 12 лет. Коллектив треста обеспечил успешное строительство в сложных климатических и геологических условиях более 600 больших, средних и малых мостов центрального участка БАМа. Автор пяти изобретений в области мостостроения (внедрения на БАМе столбчатых фундаментов опор). За эффективную, новаторскую деятельность Блинкову присвоено звание лауреата Государственной премии СССР и премия Совета Министров СССР; награждён медалями ВДНХ. Награждён орденами Трудового Красного Знамени, Дружбы народов, «Знак Почёта» и другими медалями; заслуженный строитель РСФСР, Почётный транспортный строитель.

Мостоотряд № 43. Участвовал на строительстве таких объектов как: БАМ, автодорога «Амур», железная дорога до Якутска, дорога к Эльгинскому месторождению угля, масштабная реконструкция искусственных сооружений Транссиба, мосты под вторые пути БАМа. В перечень этот можно прибавить подъездные дороги к некоторым горно-обогатительным комбинатам, притрассовые и региональные автомобильные дороги, отдельные объекты вторых путей БАМа и автодороги «Лена», большое число зданий и сооружений различного назначения в Тынде, включая мосты, жильё, больницу, производственные цеха, инженерные коммуникации, тепличный комплекс. Трест участвовал на строительстве больших мостов через реки Зею, Олёкму и др.

Руководители Мостоотряда- 43 с начала его истории:

  1. Виталий Степанович Цурик – с января 1972 года
  2. Александр Петрович Балаба – с января 1974 года
  3. Владимир Анатольевич Розанов – с мая 1974 года
  4. Юрий Кузьмич Севостьянов – с января 1975 года
  5. Николай Петрович Косолап – с марта 1979 года
  6. Александр Петрович Балаба – с февраля 1982 года
  7. Марс Габбасович Юсупов – с января 1983 года
  8. Салават Акимбекович Осмонов – с октября 1987 года
  9. Николай Дмитриевич Шахов – с сентября 1991 года
  10. Валерий Александрович Бударин – с апреля 1993 года
  11. Александр Юрьевич Деркач – с июля 1994 года
  12. Владимир Павлович Стенин – с июля 2000 года
  13. Пётр Владимирович Майстренко – с 21 мая 2001 года по настоящее время.

Сегодня ООО «Мостоотряд–43» — современное конкурентоспособное предприятие с мощной, постоянно обновляющейся производственной базой, в которую входят крановая техника грузоподъёмностью до 100 тонн, мощные буровые установки, автотранспортная и землеройная техника, большая и малая механизация, передвижные электростанции. Основной кадровый состав – это линейные инженерно-технические работники, монтажники, сварщики, плотники–бетонщики, буровики, водители и механизаторы. Они составляют строительные участки, которые успешно работают в автономном режиме. Важнейшую роль в инженерной подготовке и обеспечении строительства играют инженеры и специалисты отделов управления.

Выставка «Мосты магистрали» доступна для просмотра на сайте музея

Источники информации:

  • «Байкало-Амурская железнодорожная магистраль. Технический отчёт об изысканиях, проектировании и строительстве 1974-1989 гг.». (часть V). 1993г.
  • Виктор Либин. «Люди, мосты, годы. Мостоотряд-43». 2012г.
  • Фотографии, документы и другие предметы – из фондов Музея истории БАМа.

Новости партнеров

Новости партнеров

Новости партнеров

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

50