Школьное образование: задачи, приоритеты, потребности
Главные социальные задачи школы — не только образование и воспитание, но и расширение кругозора детей, формирование у них аналитического мышления, развитие талантов.
КОРОТКО О ГЛАВНОМ:
- 52% родителей школьников удовлетворены качеством школьной подготовки своего ребенка
- Родители школьников довольны в первую очередь внимательностью и доброжелательностью учителей (85%), уровнем квалификации преподавательского состава (78%), обеспечением школы учебниками и пособиями (76%), состоянием классов и здания школы (73%)
- Нарекания у родителей учеников больше вызывают техническая оснащенность школьных кабинетов (32%) и кадровая обеспеченность школы (28%)
- Приоритетными направлениями в школьном образовании россияне считают получение знаний по предметам и формирование кругозора (48%), развитие аналитических навыков (41%), развитие талантов и индивидуальных способностей учащихся (39%)
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные исследования об отношении россиян к системе отечественного школьного образования.
Качество школьной подготовки своих детей-школьников большинство родителей оценивают умеренно-позитивно. Полностью или скорее им удовлетворены 52%, отчасти удовлетворены, отчасти нет — 32%, тогда как не удовлетворены — 15%.
При оценке школы, в которой учится ребенок, по различным критериям большинство родителей позитивно отозвались об учителях: 85% считают, что отношение к детям в школе доброжелательное и внимательное (обратного мнения придерживаются 11%); 78% положительно оценили уровень квалификации педагогов школы, в которой учится их ребенок (отрицательно — 16%).
Преимущественно положительно были оценены обеспеченность учебной литературой (76% против 21%) и состояние классов и здания школы (73% против 25%).
Среди предложенных критериев оценки школы наибольшее число плохих оценок родители выставили оснащенности школ компьютерами и лабораторным оборудованием (32% при 56% хороших оценок), а также кадровой обеспеченности — многие родители детей школьного возраста негативно оценивают количество учителей по разным предметам (28% при 67% хороших).
В целом, по мнению половины опрошенных россиян (51%), ситуация в сфере образования за последние 5-10 лет ухудшилась, среди родителей школьников так ответили 49%. О позитивной тенденции сказали 17% опрошенных, еще 15% не заметили изменений (22% и 18% соответственно среди родителей детей 2-11 класса).
Россияне видят основную задачу современной школы в образовании детей и передаче базовых знаний по предметам (32%), также в нравственном воспитании детей — 19%. При этом среди приоритетов школьного образования, помимо передачи знаний по предметам и формирования широкого кругозора (48%), россияне также видят развитие аналитического мышления и умения рассуждать (41%), развитие индивидуальных способностей и талантов (39%).
Каждый третий (30%) опрошенный считает, что в школе уделяется недостаточно внимания развитию индивидуальных способностей детей. Среди респондентов 18-24 лет этого мнения придерживается 41%, в возрасте 25-34 лет — 39%. Столько же респондентов (30%) считают недостаточным внимание школьной системы к развитию у детей аналитического мышления (среди людей в возрасте 18-24 лет — 39%) и общему воспитанию.
Всероссийский опрос «ВЦИОМ-Спутник» проведен по заказу Российского союза молодежи 15-17 августа 2019 г. В опросе приняли участие россияне в возрасте от 18 лет. Метод опроса — телефонное интервью по стратифицированной двухосновной случайной выборке стационарных и мобильных номеров объемом 4800 респондентов. Выборка построена на основе полного списка телефонных номеров, задействованных на территории РФ. Данные взвешены на вероятность отбора и по социально-демографическим параметрам. Для данной выборки максимальный размер ошибки с вероятностью 95% не превышает 2%. Помимо ошибки выборки смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ.
В целом Вы удовлетворены или не удовлетворены качеством школьной подготовки Вашего ребенка? (закрытый вопрос, один ответ, в % от тех, у кого старший ребенок школьного возраста перешел во 2-11 класс) |
|
Полностью удовлетворен |
19 |
Скорее удовлетворен |
33 |
Отчасти да, отчасти нет |
32 |
Скорее не удовлетворен |
10 |
Совершенно не удовлетворен |
5 |
Затрудняюсь ответить |
1 |
Поговорим о школе, в которой учится Ваш ребенок. Оцените, пожалуйста, эту школу по следующим параметрам: (закрытый вопрос, один ответ, в % от тех, у кого старший ребенок школьного возраста перешел во 2-11 класс) |
|||||
|
Очень хорошо |
Скорее хорошо |
Скорее плохо |
Очень плохо |
Затрудняюсь ответить / не могу оценить |
Доброжелательность и внимательность учителей к детям |
30 |
55 |
9 |
2 |
4 |
Уровень квалификации учителей |
27 |
51 |
13 |
3 |
6 |
Наличие в школе достаточного количества учебников, пособий для всех учеников |
24 |
52 |
14 |
7 |
3 |
Кадровая обеспеченность: наличие достаточного числа учителей по всем школьным предметам |
20 |
47 |
22 |
6 |
5 |
Состояние учебных классов и здания школы в целом (качество ремонта, состояние мебели и прочее) |
17 |
56 |
18 |
7 |
3 |
Оснащенность необходимой в обучении техникой (компьютеры, лабораторное оборудование) |
12 |
44 |
23 |
9 |
12 |
Как Вы считаете, изменилась или не изменилась ситуация в сфере школьного образования в нашей стране за последние пять-десять лет, и если да, то как именно? (закрытый вопрос, один ответ, %) |
||
|
Все опрошенные |
Родители, чей старший ребенок школьного возраста перешел во 2-11 класс |
Улучшилась |
17 |
22 |
Ухудшилась |
51 |
49 |
Не изменилась |
15 |
18 |
Затрудняюсь ответить |
17 |
11 |
А как кажется лично Вам, в чем должна состоять основная задача современной школы? (открытый вопрос, не более двух ответов, % от всех опрошенных) |
|
Образование, обучение детей/ давать базовые знания и т.д. |
32 |
Воспитание (в т.ч. нравственное воспитание/ уважение старших/ трудолюбие, патриотизм и т.д.) |
19 |
Возвращение старой системы образования / советское образование / отменить ЕГЭ и пр. |
6 |
Воспитание индивидуальности / личности, свободного человека / развитие и раскрытие возможностей ребенка |
4 |
Научить жизни / учить тому, что пригодится в дальнейшей жизни / подготовка к реальной современной жизни |
4 |
Бесплатное/доступное образование / бесплатные учебники / чтобы не было поборов с родителей |
3 |
Научить учиться / привить любовь к учебе / научить добывать знания |
2 |
Любовь к детям / больше внимания уделять детям |
2 |
Хорошие квалифицированные педагоги |
2 |
Другое |
11 |
Затрудняюсь ответить |
23 |
Как Вы считаете, что должно быть приоритетным в школьном образовании? (закрытый вопрос, до трех ответов, % от всех опрошенных) |
||||||
|
Все опрошенные |
18-24 года |
25-34 года |
35-44 года |
45-59 лет |
60 лет и старше |
Знания по предметам, формирование кругозора |
48 |
38 |
48 |
53 |
49 |
45 |
Развитие умения анализировать информацию, рассуждать |
41 |
47 |
49 |
46 |
40 |
33 |
Развитие индивидуальных способностей, талантов |
39 |
47 |
44 |
39 |
37 |
35 |
Общее воспитание |
31 |
31 |
30 |
28 |
30 |
34 |
Развитие навыков общения |
26 |
34 |
31 |
29 |
22 |
20 |
Знакомство с правовыми основами государства, основными законами |
22 |
29 |
28 |
22 |
21 |
18 |
Другое |
8 |
5 |
4 |
7 |
9 |
10 |
Затрудняюсь ответить |
5 |
4 |
2 |
3 |
5 |
7 |
А чему, на Ваш взгляд, в российских школах уделяется недостаточно внимания? (закрытый вопрос, до трех ответов, % от всех опрошенных) |
||||||
|
Все опрошенные |
18-24 года |
25-34 года |
35-44 года |
45-59 лет |
60 лет и старше |
Развитию умения анализировать информацию, рассуждать |
30 |
39 |
32 |
31 |
30 |
26 |
Развитию индивидуальных способностей, талантов |
30 |
41 |
39 |
31 |
25 |
26 |
Общему воспитанию |
30 |
26 |
30 |
29 |
28 |
33 |
Передаче знаний по предметам, формированию кругозора |
26 |
26 |
26 |
26 |
29 |
25 |
Знакомству с правовыми основами государства, основными законами |
24 |
35 |
27 |
20 |
23 |
22 |
Развитию навыков общения |
21 |
25 |
23 |
20 |
21 |
19 |
Всему перечисленному уделяется достаточно внимания |
3 |
3 |
3 |
4 |
3 |
3 |
Другому |
8 |
2 |
6 |
6 |
11 |
11 |
Затрудняюсь ответить |
15 |
6 |
12 |
14 |
17 |
20 |
Новости партнеров
Новости партнеров
Новости партнеров
Добавить комментарий
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.