Меню
16+

Интернет-портал Gazeta-bam.ru

27.07.2019 22:45 Суббота
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Что изменилось за полгода мусорной реформы в регионах

Реформе, которую с первых дней назвали «мусорной», — полгода. Что удалось сделать за несколько месяцев, выяснили корреспонденты «РГ».

Мусоровозу не пройти

Чаще всего в регионах жалуются на то, что квитанции за новую коммунальную услугу есть, а услуги фактически нет. Как отметил председатель комиссии кузбасской Общественной палаты по местному самоуправлению и ЖКХ Михаил Сергеев, не во всех муниципальных образованиях установлены контейнеры для сбора мусора. В первую очередь речь о частном секторе. Здесь есть еще и такой нюанс, как слишком узкие улицы, по которым мусоровозу не пройти. Потому рассматриваются варианты установки крупногабаритных контейнеров на въезде (по санитарным нормам расстояние до мусорки не должно превышать сто метров). А активисты кузбасского отделения ОНФ предложили законодательно закрепить использование для сбора ТКО специальных пакетов или других емкостей, предоставленных регоператорами.

Половина в должниках

Прошло полгода, как идет реформа, а в Красноярском крае все еще не выбрали операторов по обращению с ТКО по четырем технологическим зонам из девятнадцати. Основная причина, как пояснили в министерстве экологии и рационального природопользования региона, недостаток необходимой инфраструктуры.

В Красноярском крае собираемость платежей за услуги регионального оператора одна из самых худших в стране. По информации профильного министерства, почти половина населения региона числится в должниках. «Мы проводим большую работу, которая раньше не делалась: закупаем технику, контейнеры, готовы строить объекты обезвреживания. Но тариф, который учел бы все наши затраты, окажется неподъемным для населения. Нас и так воспринимают как коммерсантов, которые пришли только деньги собрать... убытки уже исчисляются десятками миллионов рублей», — поделился гендиректор одного из операторов, работающего в Красноярском крае, Евгений Шепелев.

А контейнеры-то ржавые

Главная проблема Прикамья — это контейнерные площадки. До реформы их в регионе было немного, и то преимущественно в больших городах, таких как Пермь, Березники, например. Контейнеры для мусора стояли обычно у каждого подъезда, и мусоровозка днем объезжала дворы и опустошала их. В небольших населенных пунктах — маленьких райцентрах, селах, поселках — был кольцевой принцип сбора. В назначенное время появлялся мусоровоз, и жители, уже ожидавшие его, скидывали в его емкости свой мусор. Сейчас ситуация поменялась.

В Пермском крае повсеместно ставят контейнеры. Причем площадки не огорожены, огромные контейнеры ржавые, грязные, все это на видных местах. Около них вырастают горы мусора. В микрорайонах частной застройки в Перми, к примеру, никогда не было контейнерного сбора, приезжала мусорка, и складывали туда два-три раза в неделю. Сейчас большущие емкости ужасного вида стоят где попало, под заборами, на парковках, на разных площадках. Возле них шатаются бродячие собаки, роются крысы.

Региональный оператор обещал обустроить контейнерные площадки. Однако слово свое пока не держит.

Не хватает мусорных контейнеров и в Самарской области. Стоит вопрос об обустройстве 3148 дополнительных площадок. Оказалось, что в территориальную схему были включены далеко не все. Сейчас по региону обслуживаются около 15,5 тысячи площадок, часть контейнеров не стояли ни на чьем балансе, власти и не знали об их существовании. В сотнях сельских поселений до сих пор организован поведерный сбор. Люди жалуются на неудобные графики приезда мусоровозов.

Погосты утопают в мусоре

Главная претензия пензенцев по поводу мусорной реформы: плата выросла в среднем в два раза, а качество не изменилось. Площадки те же, возят мусор на полигон, который уже два года собираются закрыть, но продлевают срок эксплуатации, так как другого нет.

Вывоз мусора с кладбищ — отдельная история. Условия такие, что теперь организации, обслуживающие кладбища, не имеют право вывозить мусор на полигон, а договор с регоператором считают для себя кабальным. У них просто не накапливается столько мусора по счетам, которые им выставляют. В итоге все кладбища с весны утопают в мусоре.

Кому разгребать завалы?

В Воронежской области основная проблема — нехватка лицензированных полигонов ТКО. На 34 муниципалитета их всего 17, причем четыре в ближайшее время будут закрыты. Санкционированных свалок только семь, а вот нелегальных крупных — около 300. Длинное транспортное плечо удорожает вывоз мусора. Из-за этого, собственно, реформой пока охвачен лишь один из восьми отходоперерабатывающих кластеров региона — Воронежский. Оптимальное расстояние для перевозки ТКО — не более 70 километров. В области же есть места, откуда до ближайшего полигона — все 200. Если их завтра перевести на «цивилизованную» схему обращения с ТКО, плата будет запредельной, признают чиновники. Поскольку ответственность за отказ от заключения договоров с регоператором и от оплаты вывоза ТКО в законе не предусмотрена, многие предпочтут оставлять мешки в оврагах или на пустырях.

Под Россошью есть мусоросортировочный комплекс, в городе приучают людей к раздельному сбору ТКО. Но отсутствие гарантированного рынка сбыта вторсырья ставит под вопрос сам смысл разделения отходов. Без этого реформа сведется к простому росту платы для населения.

Один на два квадратных километра

Как вывезти мусор из удаленных, малонаселенных и труднодоступных мест? Например, в Красноярском крае один поселок накапливает 13 килограммов мусора в день, который нужно вывозить за пятьсот километров.

Вот лишь один из примеров. По закону мусор не должен накапливаться в муниципалитетах больше 11 месяцев. Его нужно либо рассортировать и переработать, либо вывезти для утилизации. Но вот вопрос: как быть с отходами в населенных пунктах с населением в 100-200 человек, которые к тому же расположены за сотни километров друг от друга? Там необходимый объем мусора для транспортировки накапливается до семи лет, в зависимости от численности населения. Вывозить его можно только летом, по рекам, в другое время года сообщения нет. Грузоподъемность баржи 200 тонн, а мусора за 11 месяцев насобирать можно от силы тонн пять. Но платить-то все равно нужно за всю баржу, а расходы на транспортировку неизбежно включаются в тариф. Специалисты подсчитали, если бездумно применить эту схему, рост платы населения за вывоз отходов может вырасти в 27 раз (!). То есть мусор для части ямальцев окажется просто золотым.

На Ямале разработали транспортно-логистическую схему, которая позволяет нести наименьшие потери. В труднодоступных населенных пунктах, где живет меньше 200 жителей, организуют так называемые объекты замкнутого цикла. По сути это комплекс с площадками, где ТКО копятся и сортируются. Полезные фракции, бумага, пластик и т.д. прессуются, обрабатываются. Потом эти «консервы» доставляются из небольших деревень и поселков, на мусороперегрузочные станции, там снова группируются до нужного объема и для дальнейшей отправки на переработку, летом — водным транспортом, зимой — по «зимникам». Планируется накапливать на специальных площадках и опасные отходы для дальнейшей транспортировки до объектов обезвреживания и утилизации. При этом часть отходов в малонаселенных поселках планируют сжигать без остатка в специальных экологически чистых установках, при этом еще и получая энергию в поселки. Для оперативной доставки отходов из одного населенного пункта в другой уже закупают транспорт, вплоть до вездеходов, оборудованных грузоподъемной системой типа «мультилифт».

Министр природных ресурсов и экологии РФ Дмитрий Кобылкин предложил использовать в арктических регионах плазменное сжигание мусора, — то есть сжигание практически без остатка, экологически чистое с максимальным получением тепла. Что очень важно в суровых условиях Севера. Сжигая мусор, можно обогревать населенные пункты.

- Хотелось бы получать максимальную переработку мусора в Арктике в тепло для нужд населения, — говорит Дмитрий Кобылкин. — В идеале применять для этого плазменное сжигание. Сейчас мы заключаем соглашение с Курчатовским центром для отработки этой технологии.

Можно платить в два раза меньше!

Пока законодатель корректирует тарифную политику, в Свердловской области активным гражданам удалось минимизировать «мусорные» платежи в рамках существующей нормативной базы.

- Наше ТСЖ рассчитывается с региональным оператором за вывоз мусора не по нормативам, а по факту. В результате ежемесячный платеж составляет 240 рублей вместо 450 с одной квартиры, — говорит председатель екатеринбургского ТСЖ «Чайка, 89» Татьяна Изместьева. — Но прежде чем заключить договор с регоператором, пришлось доказывать свое право на этот вариант оплаты.

Главное соблюсти два условия: обособить контейнерную площадку для сбора отходов и организовать раздельный сбор мусора.

Контейнерная площадка находится внутри закрытого двора, что исключает доступ к ней посторонних. Раздельный сбор мусора обеспечивается за счет установки сетчатого контейнера для сбора пластиковых отходов.

- Пластик вывозят по нашей заявке по мере заполнения сетки, а наполняется она быстро. С разделением отходов на органические и неорганические у нас тоже не будет проблем, — уверена Татьяна Изместьева. — Главное, чтобы после вывоза со двора содержимое контейнеров не сваливали в общую кучу.

По факту рассчитываются за вывоз отходов и жильцы дома N 37 на улице Латвийской. «Вместо 148 рублей подушевая плата у нас составляет 92 рубля, — говорит представитель ТСЖ Оксана Курбатова. — Кроме пластиковых отходов, мы отсортировываем бумагу. Отдельные емкости есть для сбора отработанных батареек и ртутных ламп».

Новости партнеров

Новости партнеров

Новости партнеров

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.