Меню
16+

Интернет-портал Gazeta-bam.ru

16.06.2019 10:32 Воскресенье
Категория:
Теги (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Крест животворящий. Из воспоминаний о срочной службе на Тихоокеанском Флоте СССР Олега Кремнёва

Автор: Олег Кремнёв

Атомный ракетный крейсер США «Калифорния» с бортовым номером «36» подошел к берегам советской Камчатки в конце ноября 1984 года.

Атомный ракетный крейсер США «Калифорния» с бортовым номером «36» подошел к берегам советской Камчатки в конце ноября 1984 года. «Вражеский» корабль, начиненный ракетами с ядерными зарядами среднего радиуса действия – ​«Томагавк», с дальностью стрельбы до 2500 километров представлял большую угрозу для Дальнего Востока Советского Союза. Противостояние СССР и США во главе с лидерами стран Андроповым и Рейганом достигло невероятной остроты. Достаточно было одной «искры», чтобы вспыхнул пожар третьей мировой войны.

Американский корабль встал на рейд (бросил якорь и остановился) у берегов СССР ровно в 12 милях, что соответствовало международным соглашениям о приграничных водах. Что таится в планах наших врагов в то время, никто не знал.

Главной целью группы разведки отряда особого назначения Тихоокеанского флота было осуществить максимальный сбор информации для установления целей нахождения американского крейсера возле наших территориальных вод.

Выход группы разведчиков осуществлялся на малом противолодочном корабле (МПК). Водоизмещение его было небольшим, и для судна такого габарита шторм в 6‑7 баллов уже являлся событием нестандартным и требующим максимальной отдачи и слаженности в работе всего экипажа корабля.

Наша группа состояла из 3-х человек. Старшим был бывалый мичман, который прошел уже очень многое, в том числе и штормы различной силы. Ну, а я и Андрей из Кирова выходили в море впервые, не считая перехода на гражданском судне «Урицкий» к месту службы из Владивостока в Петропавловск-Камчатский, который занял пять суток. Конечно, тот корабль был гораздо больше. И вот теперь, впервые после года службы в отряде, мы выходили с Андреем на свое первое задание в открытый океан, их теперь нам предстояло выполнять постоянно.

Загрузка на МПК состоялась примерно в 18 часов. Нас с Андреем определили в каюту старшего помощника корабля. На камбузе нас ожидал вкусный ужин. После приема пищи вместе с экипажем наш доблестный «противолодочный» направился на выход в открытый Тихий океан.

После прохода «Трех братьев» (это три скалы перед выходом в открытое море) нашу «коробку» ожидало небольшое морское приключение. Дело в том, что если в бухте было спокойно, то в море был шторм примерно в 6‑7 баллов, а может, и больше. Для меня и Андрея это было полной неожиданностью. Выполнять свои служебные обязанности мы умели неплохо – ​иначе на задание направили бы более подготовленных моряков, но работать в таких экстремальных условиях нам еще не приходилось. Наш МПК бросало как щепку. Крен корабля достигал почти горизонтальной точки и казалось, что ничто не может нас спасти и мы вот-вот пойдем на дно. Успокаивало то обстоятельство, что на «противолодочном» не было никакой паники, никто не бегал. Казалось, на корабле никого нет. Но двигатель работал четко, горел свет в кубриках матросов и каютах офицеров. Экипаж МПК просто выполнял свои служебные обязанности, и это была для него обыкновенная штатная ситуация. Эта невидимая спокойная рассудительная «сила», управляющая кораблем, вселяла уверенность и гордость за наших матросов и офицеров.

Если бывалые моряки на своих постах выполняли свою военную работу, то мы с Андреем оказались пока полностью недееспособными. От нас, конечно, пока ничего не требовалось, но состояние здоровья было подорвано этим жутким испытанием. Весь вкусный ужин мы по очереди «оставили» в раковине гостеприимной каюты старпома корабля. Андрей лежал пластом на верхней шконке (кровати), весь зеленого цвета, прикрыв глаза. Никогда не думал, что человек может быть зеленым. Мне тоже было плохо, но все-таки я мог стоять, и постепенно стал чувствовать, что состояние немного улучшается, хотя «болтанка» продолжалась.

Далее произошло событие, которое запомнилось мне на всю жизнь. Наверное, в самый критический момент качки корабля погас свет и остановился двигатель. Наступила полная тишина и кромешная тьма. И тут я осознал, что наступила ситуация, когда мы действительно можем отправиться на дно, и совсем скоро. Сразу почему-то вспомнились чьи-то слова на пирсе перед выходом в море. Кто-то из офицеров сказал, что «коробке» уже 18 лет и ее давно пора списывать. Жуткая ситуация, казалось, затянулась на вечность. Я человек советский, атеист, в бога не верую, считаю, бог есть или нет в каждом человеке в виде совести. За всю жизнь никогда не крестился, не молился. Не знаю, что меня потянуло, но я начал молиться и просить сохранить нам жизнь. Я не знаю, сколькими пальцами это надо делать и с какого плеча начинать, но я это сделал два или три раза – ​сейчас уже и не помню. Через какие-то минуты или секунды в каюте вспыхнул свет и с некоторыми рывками заработал двигатель. Моряки выполняли свою обыкновенную работу и не дали сами себе погибнуть.

Не помню, как я уснул, но проснулся в полной тишине и спокойствии. Шторма не было. Поднявшись на верхнюю палубу, я увидел густой туман вокруг корабля. Было утро. Наш МПК стоял на месте. За мной наверх хотел подняться один из матросов экипажа монголоидной национальности. Командир корабля – ​капитан-лейтенант, находящийся здесь же, ругнул моряка и прогнал вниз со словами: «Иди отсюда, своей мордой американский крейсер пугаешь». Шутка капитана тоже запомнилась на всю жизнь. Через несколько минут стал рассеиваться туман и передо мной стало открываться фантастическое зрелище. Наш противолодочный находился почти вплотную с американским крейсером. Огромная серая громадина из стали, с экипажем в полтысячи моряков, с самыми современными системами оружия, включая ядерное, внушала поневоле трепетные чувства. Наш МПК был по сравнению с ним какой-то букашкой. Но нам не предстояло с ним сражаться с помощью оружия. Поставленные задачи наша группа решила успешно и вернулась в отряд.

Новости партнеров

Новости партнеров

Новости партнеров

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.