Меню
16+

Интернет-портал Gazeta-bam.ru

15.06.2019 00:47 Суббота
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

«Раньше сажал картошку, а сейчас — динозавров»

Автор: Мария Алексеева
Источник: News.Ykt.Ru

Фото: Вадим Скрябин

Житель Якутска создал парк юрского периода во дворе своего дома.

Якутянин Александр Файзель рассказал в интервью News.Ykt.Ru, как он решил открыть парк доисторических ящеров и современных животных прямо во дворе своего дома и сколько времени он тратит на создание скульптур динозавров.

«Раньше сажал картошку, а сейчас — динозавров»

Два года назад житель Якутска Александр Файзель превратил двор своего частного дома на улице Мархинке, 16/1 в настоящую городскую достопримечательность. В народе это место возле «Лесторга» (ул. 50 лет Советской Армии, 79) называют «парком юрского периода», но здесь «обитают» не только динозавры, но и исполины, жившие во время ледникового периода, и современные животные. Это мамонт, шерстистый носорог, пещерный лев. Они мирно соседствуют с волком, медведем, лосем, бегемотом и другими зверями.

«Мне интересны и древние ящеры, и современные животные. Но динозавры — это прямо моя любовь», — говорит Александр Файзель. Он известен в первую очередь как талантливый таксидермист. Но многие знают Александра еще как скульптора, художника, биолога-любителя.

«Два года назад вот на этом месте, где вы стоите, был огород, — смеется скульптор. Мы стоим возле массивной зеленой скульптуры трицератопса. — Интересно так получается: раньше сажал картошку, а сейчас — динозавров».

Александр вспоминает, что его увлечение доисторическими ящерами началось еще в школьные годы. Он учился в школе в Томпонском районе, любил рисовать, обожал книги о динозаврах и мечтал стать палеонтологом. «Палеонтологом я так и не стал, но сохранил любовь ко всему, что связано с этой наукой, — говорит Файзель. — Я неплохо рисую, и учителя хотели, чтобы я получил хорошее образование в Якутске — выучился на художника. Но не сложилось».

В 2002 году Александр переехал с семьей в Якутск. Работал здесь водителем, а потом — таксистом. «У нас не было здесь ни жилья, ни земли — вообще ничего. Приехали сюда на машине, жили в съемных квартирах. Старались выжить и как-то зацепиться, чтобы остаться здесь».

Все изменилось, когда Файзель решил наконец воплотить свою детскую мечту и начать творить. Он стал делать чучела животных и скульптуры, а затем уехал со своей коллекцией в Амурскую область. Там скульптор устраивал выставки на центральных городских площадях. Он и в те годы мечтал создать большой парк с чучелами и скульптурами доисторических животных, но каждый раз что-то мешало.

«В Благовещенске выделили место в парке для моих скульптур, — вспоминает Файзель. — Интерес к выставке был очень большой, до этого люди не видели ничего подобного. Но когда власть в городе сменилась, с меня стали требовать плату за аренду места и пришлось уйти оттуда, а вскоре и уехать из области».

Вернувшись в Якутию, Александр решил сделать парк с древними животными прямо во дворе своего дома. Вход в парк стоит 100 рублей. Небольшой доход также приносят заказы охотников, желающих увековечить свои трофеи.

«Когда удается отложить немного денег, покупаю материалы для работы: доски, гвозди, цемент — для скульптур, шкуры животных — для чучел. Несколько человек, случайно узнавшие обо мне, просто так подарили мне туши. Год назад один мужчина привез найденного у дороги мертвого орла. Я пока не закончил работу над чучелом птицы. Не знаю пока, куда ее поставить. На улице такое чучело не выставишь — испортится сразу же после первых дождей. А другим экспонатам ветра и непогода нипочем».

Чтобы создать чучела мамонта и пещерного льва, мастеру пришлось купить много жеребячьих и овечьих шкур. В качестве основы он использует проволочный, металлический или деревянный каркас, который заполняет полистиролом или монтажной пеной. Затем таксидермист формирует тушу, натягивает на нее шкуру и аккуратно зашивает и подкрашивает. Для создания больших скульптур Файзель использует цемент.

«Я сам не охочусь, жалко животных, — говорит Александр, показывая свою коллекцию. Волк со светлой шкурой и светло-желтыми глазами смотрится совсем как настоящий. Зверь как будто резко остановился, увидев что-то перед собой. — Когда-то у меня спрашивали, не мотивирую ли я своей работой охотников убивать больше зверей. Думаю, что вряд ли. Люди как охотились, так и будут охотиться. И ко мне обращаются только единицы. Нет такого, чтобы люди прибегали сюда толпами и расхватывали чучела за огромные деньги».

«Сделал скульптуру тираннозавра за две недели»

Пока мы говорили со скульптором, в парке побывали шесть семей с детьми. Люди заезжали к Файзелю по пути на переправу. Дети ходят по парку с разинутыми ртами. Одна маленькая девочка, увидев у входа бегемота с разинутой пастью, подумала, что он настоящий, и решилась осмотреть парк только после увещеваний родителей.

Многие из посетителей думают, что Александр создавал и собирал свою коллекцию на протяжении многих лет. Трудно поверить, что он сделал все эти скульптуры и чучела всего за два года. «Изготовление одного чучела отнимает обычно четыре дня. А на большую скульптуру, например трицератопса, носорога или бегемота, уходит неделя. Если бы не приходилось заниматься заказами, коллекция была бы намного больше».

Один из главных экспонатов в парке Файзеля — тираннозавр. Когда к нему подходят посетители, динозавр открывает пасть и издает громкий рык.

«Это небольшой тираннозавр — можно сказать, подросток, — поясняет мастер. — По идее собирался сделать большого тираннозавра. Но помещение, где я работал, было маленьким, поэтому пришлось ограничиться детенышем. Делал его долго — две недели. Можно было бы, конечно, улучшить его, чтобы он двигал головой вправо и влево и ходил. Но это упирается в нехватку денег и времени. Теперь хочу сделать скульптуру взрослой особи высотой пять метров».

В будущем Файзель хочет разделить территорию своего мини-парка на несколько зон. В одной зоне будет африканская саванна со львами и крокодилом, во второй — исполины из ледникового периода, в третьей — современная фауна. А четвертая и самая большая зона будет полностью посвящена динозаврам.

Следующим экспонатом в коллекции Александра станет энтелодонт — вымершее животное размером с быка, его еще часто называют адским кабаном. Энтелодонты обитали в Северной Америке, Европе и Азии. За ним последуют брахиозавр, стегозавр и другие, менее известные доисторические ящеры — например велоцирапторы, спинозавры. О динозаврах Файзель готов говорить часами.

«Когда работаю над новой скульптурой, включаю документальные фильмы о динозаврах. У меня сразу же начинает бурлить воображение, и я вижу, каким будет новое животное. Мне нравится работать здесь. Если вдруг пришлось бы перевезти скульптуры в другое место, тут стало бы совсем пусто и скучно. Они нужны мне здесь для вдохновения».

В небольшом пруду во дворе Файзель собирается «поселить» нильского крокодила. «Когда посетители будут проходить мимо прохода, крокодил будет делать резкий рывок и открывать пасть. Представляете? Мы, конечно, будем предупреждать людей, чтобы они несильно пугались».

Еще одно увлечение Файзеля — роботы. Прямо у входа в парк можно увидеть большого робота, которого посетители называют «Железным человеком».

«Отец был водителем, и от него мне передалась любовь к технике, — рассказывает Александр. — Любой водитель, который страстно увлечен машинами, легко поймет меня. Сейчас собираюсь сделать двигающегося трехметрового робота, похожего на Бамблби из „Трансформеров“. Планов много. Хочу сделать площадку для детей, чтобы они почувствовали себя в роли палеонтологов, собираюсь еще посадить здесь много зелени. Меня интересует не только фауна, но и кино. Делаю еще скульптуры, посвященные героям фильмов и мультфильмов. Раньше здесь, в парке, были персонажи из „Ледникового периода“».

Александр и его супруга воспитывают двоих детей — сына и дочь. «У сына нет интереса к парку, но зато дочка в восторге. Растет моя помощница. Говорю ей: „Пока у папы есть силы, я сделаю для тебя много зверюшек. Вырастешь — будешь тут хозяйкой“. Кто знает, может, она тоже потом всерьез увлечется этим. Как родителя, меня это очень обрадовало бы».

По словам Файзеля, он два раза обращался к городским властям с просьбой поддержать его начинание. «Подавал два обращения Сардане Авксентьевой, — говорит скульптор. — Одно письмо — от якутского отделения творческого союза художников, второе — от моего лица. Все еще жду ответ. Мне бы хотелось, чтобы этот мини-парк стал одной из достопримечательностей нашего города. Чаще всего сюда приходят семьи с детьми, поэтому это еще и образовательный проект. И если бы была поддержка, все здесь выглядело бы привлекательнее».

Новости партнеров

Новости партнеров

Новости партнеров

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.