09.04.2019 16:02 Вторник

Учёный Пермского университета обнаружил 9 новых видов комаров на архипелаге Северного Ледовитого океана

Автор: Тимофей Онорин,
пресс-служба ПГНИУ

Фото предоставлено автором

Доцент кафедры зоологии беспозвоночных и водной экологии Пермского университета Андрей Крашенинников открыл 9 новых для архипелага Земля Франца-Иосифа видов комаров-звонцов. Ранее был описан только один вид этих насекомых, найденный еще в 1933 году.

«Считалось, что на архипелаге наземные экосистемы бедны. Однако в ходе работ на территории островов обнаружены новые виды, проживающие в пресных водоемах. Основной группой животных, населяющих эти воды, являются комары-звонцы», — рассказал кандидат биологических наук Андрей Крашенинников. Комары-звонцы являются важнейшим элементом экосистемы. Некоторые птицы питаются ими во время гнездования на архипелаге. Один из видов комаров-звонцов может быть выдвинут в качестве индикатора состояния окружающей среды в Арктике. «Данный вид широко представлен на территории нашей страны: от Дальнего Востока до Москвы, от Кавказа до полярного круга. В связи с широким распространением этих комаров мы можем определять состояние пресных вод в том или ином месте без дорогостоящих химических анализов», — продолжил Андрей Крашенинников. Другой вид примечателен тем, что живет только на территории Земли Франца-Иосифа, а на архипелаге Новая Земля обитает его ближайший родственник.

Все найденные комары-звонцы интересны тем, что могут существовать при минусовых температурах. «Организм этих насекомых содержит трегалозу, глицерин и другие многоатомные спирты. Эти соединения позволяют полностью вмерзать в лёд, сохраняя жизнеспособность, чтобы весной пробудиться», — добавил Андрей Крашенинников. Комары-звонцы отличаются от известных нам кровососов, взрослые особи не питаются, кормятся только личинки.

Работы в Северном полушарии планеты проводятся с 2012 года. За этот период был исследован почти весь бассейн Баренцева моря. Подробно ознакомиться с представителями насекомых в северных широтах можно по ссылке.

Все работы проведены при поддержке ассоциации «Морское Наследие: Исследуем и сохраним» г. Санкт-Петербург.