Иван Шестак: Вопрос ребром: БАМу – 45, 48 или 87 лет?
Если быть честными, то страницы истории БАМа уходят своими корнями в далекое прошлое.
Отмечать бамовские юбилеи мы привыкли в начале лета, отталкиваясь от 8 июля 1974 года, дня выхода в свет Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали». К этому привыкли и бамовцы, и те, кто готовит праздники в Москве, Тынде, в областных и краевых центрах. И никому в голову не приходит идея проведения ревизии даты этого праздника.
С юбилеями на стройке вообще проблемы. Если быть честными, то страницы истории БАМа уходят своими корнями в далекое прошлое. Вернемся к документу, датированному 1932 годом. Речь идет о Постановлении Совета Труда и Обороны «О строительстве Байкало-Амурской магистрали», утвержденном Политбюро ЦК ВКП(б) 23 октября 1932 года. В нем, в частности, говорилось:
В развитие и в дополнение постановления СТО и СНК СССР от 13.IV.1932 г. № 544, 19.IV.1932 г. № 407/139, 25.IV.1932 г. № 612, 3.V.1932 г. № 456, 7.V.1932 г. № 478/162 и 4.VII.1932 г. № 1056 – Совет Труда и Обороны постановляет:
Возложить на ОГПУ строительство Байкало-Амурской железной дороги с использованием для этого строительства заключенных исправительно-трудовых лагерей ОГПУ.
Постановление СНК о назначении начальником строительства Байкало-Амурской железной дороги тов. Мрачковского оставить в силе.
1. Предложить НКПС:
а) Обеспечить окончание проекта трассы в пределах ст. Ольдой Уссурийской ж.д. и поселков: Тында, Дамбуки и Стойба на протяжении ориентировочно 750 км – к 1.V.1933 г., а полностью проект всей трассы (ориентировочно протяжением 2.000 км – к 1.XII.1933 г.).
б) Направление трассы утвердить с прохождением, после примыкания у ст. Ольдой Уссурийской ж.д., через поселок Тынду и по пойме реки Гилюй на расстоянии не более 120-160 км от существующей Уссурийской ж.д. В пределах от поселка Стойба до озера Эверон направление трассы утвердить по южному варианту с переходом реки Бурей у Усть-Нимана.
в) Утвердить план работ 1933 г. по Байкало-Амурской магистрали из расчета на 20 км укладки, 6 млн куб. метров земляных работ и развертывание подготовительных работ по всей магистрали.
2. Обязать Госплан в плане капитальных работ на 1933 г. предусмотреть на постройку Байкало-Амурской ж.д. магистрали ориентировочно 200 млн рублей.
3. Предусмотреть выделение в IV квартале 1932 г. в счет предусмотренных НС’ом ассигнований на капитальное строительство сверх ассигнованных уже 15 млн рублей отпуск 10 20 млн рублей для БАМ для завоза материалов, рабсилы и закупки необходимого оборудования.
Серьезный документ, серьезные задачи, поставленные перед исполнителями – заключенными исправительно-трудовых лагерей. И они решались в довоенный и послевоенный периоды. Решались с болью, кровью, потерей жизни тысяч безвинных. Почему мы забываем строителей тех лет и поём славу только первопроходцам семидесятых годов двадцатого столетия? На мой взгляд, каждый юбилей завершающего этапа БАМа должен начинаться с памяти о тех, кто не по своей воле проводил изыскание и проектирование трассы, рубил просеку, отсыпал земполотно, строил мосты, укладывал стальную колею магистрали.
Продолжение следует
Новости партнеров
Новости партнеров
Новости партнеров
Добавить комментарий
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.