Меню
16+

Газета БАМ

11.02.2019 15:13 Понедельник
Категория:
Тег:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Режиссёра Сергея Дворцевого заинтересовало, почему женщины-мигрантки массово отказываются от детей. С этого начался фильм

Автор: Сусанна Альперина

Фото: Денис Синяков/Кинокомпания ВОЛЬГА

В российский прокат фильм «Айка» выходит 14 февраля, и каждый зритель, вслед за профессионалами, сможет оценить мощь этого почти двухчасового фильма.

Фильм «Айка» в этом году был включен в шорт-лист «Оскара» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». В российский прокат «Айка» выходит 14 февраля, и каждый зритель, вслед за профессионалами, сможет оценить мощь этого почти двухчасового фильма и рассказанной в нем истории, когда без всякой виртуальной реальности и компьютерных спецэффектов превращаешься на время сеанса в девушку-мигранта и живешь всеми ее проблемами. У обозревателя «РГ» после просмотра буквально земля ушла из-под ног, фильм — нелегкое переживание. Накануне выхода в прокат мы поговорили с режиссером Сергеем Дворцевым о его работе.

Для меня было шоком, что мужчина взялся за тему, от которой даже сами женщины бегут. Вы — отец двух дочерей, поэтому?

Сергей Дворцевой: Любопытство — это главная движущая сила для всего. Я прочел данные статистики: году в 2012-2013 порядка 250 детей было оставлено ими в роддомах Москвы. Мне стало интересно, почему именно киргизки так массово отказываются от детей. Я — русский из Казахстана, я знаю азиатских женщин, их природу. Они очень внимательны к детям. Там значительно меньше оставляют детей в роддомах и детдомах. Намного меньше, чем в России, и, наверное, чем в Европе. Я задался вопросом — почему так происходит. И когда начал узнавать подробности, понял, что хочу об этом сделать фильм. А потом встретил женщину с похожей судьбой. Уже не помню, как ее звали, я только раз с ней поговорил.

Найдутся те, кто вас наверняка обвинит в том, что за рубеж прорываются только те наши фильмы, где есть негатив. Что вы ответите?

Сергей Дворцевой: Да глупости все это, ерунда! Я даже был удивлен, что мы прошли в шорт-лист «Оскара». Я думал, что наша картина совершенно некоммерческая, а потому туда не попадет. К счастью, киноакадемики, которые отсматривают конкурсные фильмы, разбираются в кино. Да и тема, которую мы поднимаем, безусловно, важна. Думаю, что успех нашей картины связан с тем, что тема мигрантов и взаимного с ними существования — горячая для любой страны.

Но снять на такую тему можно по-разному. Когда я смотрела «Айку», то думала: неужели в других странах мигранты живут в таких же диких условиях?

Сергей Дворцевой: По-разному живут. Вот почему у нас они живут по 10 человек в одной комнате? Не потому, что Москва такая жестокая. Обстоятельства такие, поодиночке они не потянут снимать квартиру в Москве. И они платят за место для матраса — оно стоит 4 тысячи рублей в месяц, а все остальные деньги отправляют домой. Я стремился сделать такой фильм, где не было бы показано, что кто-то хороший, а кто-то плохой. В жизни всё сложнее. Вы видите в фильме, что Айку обманывают свои же. Как это ни парадоксально. Просто Москва — такой мегаполис, где люди внимания не обращают на маленького человека, и никому нет разницы, как он живет.

Как вы нашли Самал Еслямову?

Сергей Дворцевой: Я заметил ее еще на кастинге моего предыдущего фильма «Тюльпан» — молодую театральную актрису из Петропавловска, что в Северном Казахстане. Мы тогда как-то случайно «сети закинули» и поймали ее. Потом Самал окончила ГИТИС, и я знал, что именно она может сделать этот фильм. То есть для меня именно женская тема не являлась главной, мне была интересна судьба человека. Но когда я уже начал погружаться в материал, то понял, как там важна физиология.

У вас она очень подробно показана. Даже на собаке.

Сергей Дворцевой: Просто я осознал в какой-то момент: либо на эту тему говорить серьезно, либо не касаться вообще. Потому что делать о жизни мигрантов приятный фильм-мелодраму нельзя. В их жизни все намного жестче.

Как они вас пустили в свою жизнь? Или это постановочные кадры? Например, хостел «Солнечный», где один человек живет на одном квадратном метре?

Сергей Дворцевой: Конечно, хостел снимали в декорациях, это же художественная картина. Но люди, которые снимались, настоящие. Они действительно так жили.

То есть они — не профессиональные актеры?

Сергей Дворцевой: Помимо Самал в фильме есть и 3-4 профессиональных актера. Например, у Давида Алавердяна, который сыграл хозяина этого хостела, актерское образование есть, правда, по профессии он на тот момент не работал. Остальные — непрофессионалы. Мы создавали ситуацию, а они жили там, как обычно живут люди. Но для того чтобы мигранты пустили к себе, обязательно нужно время. Они не пустят просто так, нужно, чтобы они тебе доверяли. Иногда спросишь: можно посмотреть, как вы живете. Они даже говорили иногда: приходи. Договорились, все отлично. А потом, за 5 минут до моего прихода, звонили и отказывались: извините, нельзя, потому что соседи против. Они боятся всего и всех, не только полицию.

Сколько времени вы снимали «Айку»?

Сергей Дворцевой: Шесть лет. Долго.

Подпись под фото

Сергей Дворцевой: Когда Самал получила приз за лучшую женскую роль в Каннах, я почувствовал огромную радость, я был просто счастлив. У меня в это мгновение как будто промелькнуло все время работы с ней, все эти шесть лет. Я даже думаю, что для фильма это самый лучший приз, который можно было получить, самый справедливый. Не знаю, есть ли еще актриса, которая способна была бы сделать такую работу, как она. Это — больше, чем актерство. Нужно было посвятить этому образу часть жизни, прожить все это.

Дословно

Многие слышат — «Оскар», Канны, «Айка», но не знают, что пройти через этот фильм — нелегкое испытание, и вы даете зрителю весьма непростой опыт.

Сергей Дворцевой: Как говорят нейробиологи, человеческому мозгу, чтобы он не деградировал, а развивался, нужны сложные вещи — книги, зрелища. Поэтому я считаю, что мое дело как режиссера — сделать максимально глубокий, настоящий фильм. Если зрители этого не понимают сегодня, значит, поймут завтра. Недавно, когда был в Казахстане, обратил внимание: люди сидят и смотрят на DVD какой-то фильм. И слышу, что там в принципе нет звука! Одни диалоги и больше никаких звуков, абсолютно. А они этого и не замечают. Спрашиваю: как же так? Они отвечают: герои же разговаривают. Понимание зрителя иногда сведено до примитива. И что теперь, без звука фильмы делать, если некоторые зрители его не слышат?

Новости партнеров

Новости партнеров

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

46