Меню
16+

Газета БАМ

30.09.2018 11:12 Воскресенье
Категория:
Тег:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 39 от 26.09.2018 г.

Жизнестойкой Первомайской школе – 85 лет

Автор: Татьяна Соломонова, заместитель директора по воспитательной работе, Наталия Ломоносова, учитель русского языка и литературы

Фото предоставлено автором

Первоначально школа была простым пунктом по ликвидации неграмотности.

Всё главное в судьбе человека начинается со школьной скамьи.

Каким был человек в школьные годы, таким он обычно остается и в последующие годы жизни. Первомайская средняя школа была основана в 1933 году, и вот уже в сентябре ей исполнится 85 лет. Ни одна новая школа, наверное, не может передать такую доброту и тепло, которые излучают стены этой школы, годами хранящей звонки на урок и перемену, громкие возгласы и смех учеников, строгие, но правильные наставления учителей. Восемьдесят пять лет каждое утро открывает она свои двери и окунает в особый мир науки своих учеников и учителей.

Первоначально школа была простым пунктом по ликвидации неграмотности, затем в 1949 году она стала начальной, и в том же году, после приезда первых пяти учителей, преобразована в семилетку. Первые десятилетия её подопечные учились в старых избушках. Прошло время, и в 1951 году в посёлке Тындинском открылась школа-интернат для сельских детишек. В 1964 году школу (первый раз) возглавил Александр Фёдорович Головин. Он стал генератором идей и самым энергичным их исполнителем. Всё его время было подчинено ученикам, школе.

Постепенно, шаг за шагом, вместе со своими коллегами Александр Фёдорович создавал такое образовательное учреждение, которое потом назовут «будущим в образовании». Сначала «Первомайка» приросла дошколятами, взяв под своё крыло детский сад и разработав программу преемственности между ним и начальной школой. Затем у неё появился учебно-производственный технологический комплекс, на многие годы определивший профильную характеристику школьного образования. В селе Первомайском школьники и педагоги восстановили заброшенные дома, где впоследствии открыли краеведческий музей, охотничий домик, подсобное животноводческое хозяйство.

Всё это время главной целью педагогов школы было вдохнуть в старые стены новое содержание, постараться быть современными и востребованными.

У истоков основания школы стояли и другие опытные руководители: Мисюра В., Толстов В., Ремезов В., Хлыпа А. Л., Белослуцева Н. В., Емельянов А. А., Мазурик Д. Ф., Головин А. Ф. Много лет отдали школе замечательные педагоги: Галузо Ю. М., Сырый Н. А., Алейникова В. Е., Деркач Л. В., Сурмач В. Т., Бабикова Н. В., Шова С.В., Балякина Г.А., Березовская Л.Б., Пупков С. М., Винников В.Е., Селезнева Л.Ц., Мурзаханова Т. Н., Толстикова О. Л., Смирнова Н.Г., Макарова Г.И., Ушпик Н. В.

В ноябре 2012 года школу возглавил Заляев Наиль Гильмутдинович, приняв этот ответственный пост от своего наставника Головина Александра Фёдоровича, заслуженного учителя РФ, кандидата педагогических наук. Наиль Гильмутдинович – ​учитель физической культуры высшей квалификационной категории, ветеран труда, за многолетний добросовестный, плодотворный труд в системе образования в сентябре 2013 года награждён почётной грамотой министерства образования и науки Российской Федерации. Благодаря ответственности, креативности Наиля Гильмутдиновича, уважению к традициям и культуре эвенкийского народа и убеждённости в высокой значимости воспитания школа успешно продолжает развиваться. Огромную помощь в развитии школы оказывают Французова Алёна Викторовна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, Соломонова Татьяна Викторовна, заместитель директора по воспитательной работе, Зинькова Наталья Петровна, заместитель директора по хозяйственной части.

Главное достояние Первомайской школы – ​педагогический коллектив и в первую очередь те, кто сохраняет верность профессии и школе на протяжении нескольких десятков лет. Из 29 педагогов семеро имеют высшую квалификационную категорию: Заляев Н. Г., Соломонова Т. В., Григорьева Е. А., Жижченко Р. В., Иванова В. С., Мороз В. А., Сафронова Т. С.; 12 человек – ​первую квалификационную категорию: Французова А. В., Григорьева Л. А., Трояновская Т. С., Харчевина Л. И., Ломоносова Н. О., Суворова Н. Т., Филипченко Л. Н., Сырый В. А., Баранникова В. В., Колесова Н. А., Буркина М. А., Абдуллаева М. В.

Более 30 лет проработали в школе Жижченко Р. В., учитель химии; Трояновская Т. С., учитель начальных классов; Харчевина Л. И., учитель начальных классов; Филипченко Л. Н., учитель начальных классов, Чернакова В. П., заместитель директора по административно-хозяйственной части.

В одной команде с ними – ​не менее творческие и активные педагоги, среди которых есть молодые специалисты: Васильева К.Э., учитель начальных классов филиала Первомайской школы в с. Усть-Уркима.

Невозможно представить жизнь школы без людей, которые, в течение длительного времени работая в школе, обеспечивают воспитанникам и обучающимся тепло, уют, вкусное питание. Это младший обслуживающий персонал: Вотинова А.Н., Фурдуева С. Е., Дашижапова М. Н., Яковлева И. С., Акимова В. В., Огаркова Е.В., Зинькова М. Н.

Отличительная особенность школы – ​постоянный поиск новых интересных форм учебно-воспитательной работы. Работая с 1997 года в условиях экспериментальной площадки по выработке новой модели трудовой подготовки детей, учителя включились в активную творческую деятельность по совершенствованию системы и структуры образования, находятся в постоянном поиске рациональных путей по повышению качества знаний, воспитанию детей. С 2012 года школа является ресурсным центром этнорегиональной системы образования Тындинского района.

В учебно-воспитательном процессе особое внимание уделяется практической деятельности: на уроках и во внеурочное время используются современные технические средства обучения. Школа имеет обновлённую материально-техническую базу. Все учебные кабинеты имеют современное оснащение, оборудование, выход в Интернет, оборудован кабинет информатики и ИКТ, где установлено 11 компьютеров последней модели. Со 2-го класса в школе изучаются информатика и английский язык. Обучающиеся занимаются научно-практической деятельностью, принимают участие в районных и областных соревнованиях, конкурсах, олимпиадах. В школе успешно развивается научно-исследовательская деятельность обучающихся и учителей, проводятся конференции, на которых обсуждаются проблемы в области культурологи, краеведения, естествознания. Показателем этой работы является постоянный рост числа участников, победителей и призеров различного уровня. В 2017‑2018 учебном году учащиеся школы под руководством педагогов Жижченко Р. В., Соломоновой Т. В., Французовой А. В., Григорьевой Е. А. стали призерами XXIX областной научно-практической конференции школьников по исследовательской работе «Поиск. Открытие. Перспектива», победителями районной научно-практической конференции «Шаг в науку», призерами XVI научно-практической конференции школьников Амурской области «Человек в современном образовательном пространстве». Ежегодно обучающиеся школы с учителями родного языка Григорьевой Е.А., Григорьевой Л.А. принимают участие в Международной олимпиаде по языку и культуре эвенков России и орочонов Китая. Школа уверенно смотрит в будущее и способна решать все задачи, которые ставятся перед ней.

Для сохранения и развития этнического своеобразия культур, бережного отношения к традициям, верованиям, менталитету народа, их философскому, нравственному наследию, изменив подходы к образованию и воспитанию эвенкийских детей, можно возродить утраченное, сохранить самобытность национальной культуры, национального быта, национального характера и самосознания. Именно поэтому в учебный план школы, а также в содержание дополнительного образования введен национальный региональный компонент. На уровне основного общего образования реализуется предпрофильная подготовка по декоративно-прикладному искусству и народным промыслам. По программам внеурочной деятельности в 1‑ 4 классах реализуется программа «Декоративно-прикладное искусство», в рамках которой учащиеся знакомятся с национальным ремеслом.

Через дополнительное образование учащиеся знакомятся с национальными традициями, обычаями и культурой эвенкийского народа, осваивая программу фольклорно-этнографического ансамбля «Хэглэн» («Млечный путь»), учебного объединения «Северный сувенир», спортивной секции «Северное многоборье», учебного объединения «Внедорожная мототехника».

Северное многоборье является одним из популярных видов спорта коренных народов Севера. География этого вида спорта охватывает всю северную часть России: от Республики Карелия до Чукотского автономного округа. Северное многоборье включает в себя пять дисциплин: метание топора на дальность, бег с палкой по пересечённой местности, тройной национальный прыжок, метание тынзяна на хорей и прыжок через нарты. Каждый из видов программы северного многоборья связан с традиционными промыслами, обычаями, национальными праздниками коренного населения Севера.

Большая заслуга в развитии данного вида спорта на базе школы принадлежит Швинду Сергею Александровичу, учителю физической культуры.

Наша школа является постоянным участником открытой Спартакиады Амурской области среди коренных малочисленных народов Севера по национальным видам спорта. Ежегодно команда учащихся занимает призовые места: 2013 г. – ​I место, 2014 г. – ​I место, 2015 г. – ​II место, 2016 г. – ​I место, 2017 г. – ​I место, 2018 г. – ​I место. Хочется отметить ребят, которые становились абсолютными чемпионами: Крутова Юлия, Файбусович Виолетта, Гайков Сергей, Огарков Иван, Вольбин Станислав, Лёгоньких Андрей, Тарасов Сергей, Матвеев Артем.

Чтобы приобщить молодое поколение к духовным истокам, чтобы не потерять следы предков, в школе работает эвенкийский фольклорно-этнографический ансамбль «Хэглэн» («Млечный путь»), которым уже длительное время руководит педагог дополнительного образования Сафронова Т. С. Ансамбль неоднократно выступал на различных фестивалях района и области.

Под руководством мастеров профильного обучения Ивановой В. С., Салаева Н. М.о, педагога дополнительного образования Колесовой Н. А. ребята создают национальные и современные костюмы, осваивают внедорожную мототехнику.

С современными направлениями дополнительного образования «Робототехника» и «ИКТ» знакомит ребят учитель Мороз В. А.

С 2014 года структурным подразделением Первомайской школы является этнографический комплекс «Эвенкийская деревня», где развивается этнокультурное образование детей. Ребята осваивают национальные ремесла, обычаи, традиции, знакомятся с историей народа.

На базе комплекса проводятся различные районные и областные мероприятия, областной национальный праздник «Бакалдын», областной семинар-практикум «Самоцветы Севера», Всероссийская акция «Лыжня России», районные соревнования по лыжным гонкам среди команд Тындинского района «Лыжный марафон» в рамках «Зимнего фестиваля ВФСК ГТО». В целях распространения лучших инновационных педагогических практик, повышения статуса педагогических работников в рамках мероприятий, посвященных Дню учителя, Дню дошкольного работника, на базе этнографического комплекса в сентябре 2017 года состоялся слёт лучших педагогов Тындинского района «Современное образование: новые стратегические ориентиры – ​новое качество образования». В апреле 2018 года комплекс встречал гостей областного семинара «Модель профильной школы в условиях реализации ФГОС СОО». В рамках программы семинаров педагоги школы знакомили участников с ключевым направлением работы нашей школы – ​реализация национального компонента в образовательной деятельности школы.

Основным условием жизнестойкости Первомайской школы являются традиции, которых за 85 лет сложилось немало.

Ежегодно в феврале проходит смотр строя и песни, посвящённый Дню защитника Отечества, который способствует патриотическому воспитанию школьников. В мае учителя вместе с учениками участвуют в митинге, посвящённом Дню Победы, и т.д.

Одна из школьных традиций – ​праздник «Бакалдын», который проходит в конце мая. Эвенкийские песни, обряды, танцы – ​всё это не только способствует сохранению культуры эвенков, но и помогает созданию благоприятного социально-психологического климата, становлению коллектива.

Каждый год летом в Первомайской школе для обучающихся и выпускников детского сада организовывается летний оздоровительный лагерь с дневным пребыванием «Солнышко», главная задача которого – ​организовать активный отдых детей и создать условия для формирования устойчивого интереса к истокам русской народной культуры, культуры родного края. Обязательным является вовлечение в лагерь детей-сирот, ребят из многодетных и малообеспеченных семей. Так, в этом году лагерь открыл свои двери для 57 ребят.

Вот так и течёт, и бурлит, не останавливаясь, школьная жизнь. Поколения учителей и учеников сменяют друг друга, но неизменным остаётся дух братства, сотрудничества и взаимопомощи.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

79