Меню
16+

Интернет-портал Gazeta-bam.ru

22.07.2018 11:20 Воскресенье
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 29 от 18.07.2018 г.

Дмитрий Леонов: Мои зенитки в клочья разносили американские бомбардировщики в небе Кореи

Автор: Геннадий Астахов

Фото автора

Почётный гражданин Тынды размышляет о будущем родного города, о войне, о мире и о нравственных ценностях.

27 июля исполняется 65 лет завершения Корейской войны 1950‑1953 годов. В КНДР эта дата отмечается как Праздник Победы в Отечественной Освободительной войне. К этому событию наш земляк Дмитрий Тимофеевич Леонов имеет самое непосредственное отношение. В начале 50-х годов, он – ​солдат-зенитчик и его однополчане – ​охранял корейское небо от налетов американской авиации. Помощь дружественному государству отмечена советскими и иностранными военными наградами.

Нынешний год для Дмитрия Тимофеевича характерен еще одним памятным событием. Ветерану исполняется 90 лет. Боевые и трудовые заслуги Д. Т. Леонова получили не только международное признание, но и снискали уважение в городе, где он живет уже 40 лет. Благодарные горожане присвоили ему звание «Почетный гражданин Тынды».

В канун знаменательных дат наш корреспондент обратился к обладателю высокого титула с вопросом – ​как он видит будущее столицы БАМа, ставшей для него, без преувеличения сказать, родной, с кем он связывает перспективы её развития?

Город, ставший родным

– Недавно в одной из старых газет я обнаружил очень, на мой взгляд, точное и ёмкое определение Байкало-Амурской железной дороги – ​«Стальная струна России», – размышляет вслух Дмитрий Тимофеевич. – ​Продолжая аллегорию, хочу сказать, что тон её звучанию задавала Тында. Она была узловой точкой стройки века. Журналисты называли её то столицей, то перекрестком БАМа. Город и станция Тында находились в центральной части будущей магистрали. Я был свидетелем того, как рос и хорошел выросший в глухой тайге город. В нем базировались крупнейшие строительные подразделения. Отсюда начиналась эксплуатация построенных участков магистрали.

Что было, как говорится, то было! Сейчас на глазах рассыпался не только некогда могущественный строительный комплекс БАМа, но и прекратили деятельность крупные предприятия и организации. Люди в массовом порядке уезжают на другие места жительства.

Какой же выход из создавшейся ситуации? Властям нужно предпринимать конкретные меры к тому, чтобы закреплять людей в северной столице Приамурья и делать их жизнь здесь привлекательнее. Надо думать о становлении малого и среднего бизнеса, развивать физическую культуру и спорт, активизировать инициативу молодежи. Подробнее и основательнее этими вопросами должны заниматься профессионалы – ​люди, досконально знающие не только содержание проблем, но и видящие пути их решения.

Большие надежды связываю с предстоящими выборами первого руководителя нашего города. Хотелось бы видеть на этом посту молодого, толкового, компетентного, знающего своего дело профессионала-управленца, не понаслышке знающего проблемы железнодорожного транспорта. Общеизвестно, что Тында является моногородом, а единственное градообразующее предприятие здесь – ​железная дорога. Её представитель во власти сейчас – ​Сергей Сергеевич Гуляев, работающий первым заместителем мэра. Насколько я знаю, он собирается выставлять свою кандидатуру на должность мэра. Трудовую биографию Сергей начинал на железной дороге, был осмотрщиком-ремонтником вагонов на ПТО станции Тында, затем преподавал в Байкало-Амурском институте железнодорожного транспорта. Из газет о нем известно, что, будучи вице-мэром, курировал строительство жилья для переселенцев из «времянки», занимался приемкой в муниципальную собственность брошенных и бесхозных сетей водоснабжения, теплоснабжения и канализации с последующей их реконструкцией, ремонтом системы освещения, другими вопросами жизнеобеспечения населения.

И если Сергей Сергеевич Гуляев решит баллотироваться на пост первого руководителя Тынды, я поддержу его. Почему? Городские дела он, насколько я знаю, ведет уверенно, основательно, хорошо знает особенности коммунального хозяйства, спокойно и по справедливости разрешает конфликтные ситуации. Он видит перспективы дальнейшего развития экономики города, знает, как сделать лучше жизнь его людей. Подробнее о своей программе действий, я думаю, он сам расскажет во время предвыборной кампании.

Мне глубоко не безразлично, в каком городе будут жить мои внуки и правнуки. Хочется, чтобы был он таким, каким замышлялся: Городом-Столицей, Городом Будущего. И Сергей Гуляев, я полагаю, способен сделать его таким.

Семейные ценности

– Вы упомянули о внуках и правнуках. Думаю, читателям будет интересно узнать подробнее о них, о Вашей семье, о Вашей долгой и счастливой семейной жизни. Нынешний год знаменателен для Вас во многих отношениях.

– Моя жизнь после войны, о которой я расскажу ниже, тесно связана с супругой Марией Сергеевной. В годы войны, совсем еще девочкой, моя будущая жена работала на конном заводе в Забайкалье, удостоена звания «Участник трудового фронта». Став взрослой, устроилась на железную дорогу на станции Шилка. Там мы и встретились после моей службы в армии. 25 лет перед выходом на пенсию трудилась на БАМе. Награждена медалью «Ветеран труда», юбилейными медалями. Рука об руку идем много десятков лет. Недавно отметили бриллиантовую свадьбу – ​60-летие совместной супружеской жизни.

В один из праздников, называемый Днем семьи, любви и верности, нам, уже в Тынде, была вручена медаль «За любовь и верность» с изображением покровителей семьи и брака святых Петра и Февронии. В грамоте, выданной вместе с медалью, говорится: «Организационный комитет по проведению Дня семьи, любви и верности в Российской Федерации имеет честь поздравить Вас, уважаемые Мария Сергеевна и Дмитрий Тимофеевич Леоновы, с праздником! Сегодня Вы заслуженно получаете общественную награду – ​медаль «За любовь и верность», ведь в Вашей семье царят взаимопонимание и уважение. Именно это и делает жизнь эмоционально и духовно наполненной. Тепло домашнего очага, заботливое отношение к родным и близким, прочная духовная связь – ​это и есть незыблемые нравственные ценности. Храните любовь и верность, живите долго и счастливо!».

Прекрасные слова! И они справедливы! Сын и дочь выросли достойными людьми. По нашему примеру трудились на железной дороге. Они оба – ​на заслуженном отдыхе. Сейчас у нас пятеро внуков и девять правнуков. Внук Митя и внучка Аня продолжили семейную династию. После окончания Дальневосточного государственного университета путей сообщения продолжают трудиться на предприятиях Тындинского региона ДВЖД: Митя – ​на ПТО станции Тында, Аня – ​в ШЧ‑14.

В 1978 году, будучи высококвалифицированным специалистом, кавалером знака «Почетному железнодорожнику» и вообще человеком, уже имевшим большой жизненный опыт, приехал с семьей из Забайкалья на БАМ. Здесь до выхода на пенсию проработал сначала старшим смены осмотрщиков-ремонтников вагонов, а затем инструктором по буксовому узлу ПТО станции Тында. Принимал активное участие в общественной жизни, много лет был членом Президиума Дорпрофсожа Байкало-

Амурской железной дороги, членом профкома предприятия, отвечал за наставничество. Удостоен Почетного знака ЦК ВЛКСМ «За работу с молодежью» и знака министерства путей сообщения СССР и ЦК профсоюза работников железнодорожного транспорта «Победителю соцсоревнования 1974 года».

Работа на БАМе отмечена государством орденом Трудового Красного Знамени, медалями, в том числе и главной для истинного бамовца – ​«За строительство Байкало-Амурской магистрали».

Сейчас, находясь на заслуженном отдыхе, являюсь заместителем председателя городского комитета ветеранов войны и военной службы. А свое 90-летие буду праздновать 25 сентября нынешнего года.

Дмитрий Леонов – ​«китайский доброволец»

– Дмитрий Тимофеевич, среди Ваших наград есть орден Отечественной войны II степени, врученный в 1985 году, в честь 40-летия Великой Победы. Можно сказать, что именно так Родина отблагодарила Вас за участие в разгроме империалистической Японии осенью 1945 года и за выполнение интернационального долга по оказанию помощи дружественному народу КНДР в Корейской войне 1950‑1953 годов?

– Думаю, да. Сложность состоит в том, что до недавнего времени об участии наших соотечественников в самых секретных боевых действиях – ​войне 1950‑1953 годов на Корейском полуострове – ​говорить было не принято. Присутствие воинов Советской армии категорически замалчивалось, являлось строгой государственной тайной. А ведь там героически сражались летчики, артиллеристы, зенитчики. И многие отличились. К примеру, ас, подполковник Е. Г. Пепеляев сбил в воздушных боях более 20 американских самолетов, включая новейший по тем временам истребитель «Сейбр», и был удостоен звания Героя Советского Союза.

Для меня путь на Корейскую войну начался с повторного призыва в армию в 1949 году на переподготовку. Вместе с другом Алексеем Бронниковым оказался я в 750 зенитно-артиллерийском полку, расквартированном в Чите. Весной 1950 года наше подразделение перевели в Иркутск, где было осуществлено переформирование батарей. Личный состав готовили к обороне объектов от налетов авиации.

В начале 1951 года в подразделение поступил необычный приказ – ​убрать со всех орудий, снарядных ящиков, снаряжения советскую маркировку. Затем – ​погрузка людей и техники в вагоны – ​и неближний путь. Лежал он через станцию Маньчжурия (Отпор), где была пересечена государственная граница СССР. И 19 июня 1951 года артиллеристы оказались близ реки Ялуцзян, разделившей китайский город Аньдунь и северокорейский Сингисю. А перед этим у личного состава изъяли документы, удостоверявшие личность, и выдали китайскую форму: хлопчатобумажные брюки синего цвета, китель цвета хаки, сапоги. На кармане кителя красовались иероглифы: «Народно-освободительная армия Китая».

– Какие боевые задачи довелось выполнять непосредственно Вам и Вашим друзьям-зенитчикам?

– Личному составу нашего 750 зенитно-артиллерийского полка довелось оборонять от авиации противника ряд важных объектов. Главным образом охраняли от самолетов США строительство моста на реке Ялуцзян, через который осуществлялось снабжение подразделений китайских народных добровольцев. Второе – ​противовоздушная оборона советских истребителей на аэродроме вблизи города Андунь (КНР). Отражали массированный налет американских бомбардировщиков на Супхунскую ГЭС, находящуюся на реке Амноккан. Кстати, общий вид плотины этой гидроэлектростанции запечатлен на Государственном гербе КНДР.

В первых же боях зенитчики, подбив три бомбардировщика Б‑29 американцев, быстренько сбили спесь с заокеанских вояк. Вид самолетов, разнесенных в клочья снарядами из наших зениток, отрезвляюще действовал на любителей безнаказанно выжигать напалмом мирное население. Поэтому те, подлетая к охраняемым полком объектам, чтобы быть недосягаемыми для зениток, поднимались ввысь до 10 километров. Естественно, с такой высоты вести эффективное прицельное бомбометание было невозможно. Но истребители, случалось, донимали.

– Довелось, наверное, и терять боевых друзей?

– На войне как на войне… Куда ж деться от этого? Вспоминается такой случай. Личный состав полка отражал очередной налет американцев на Ялуцзянскую гидроэлектростанцию. Я командовал первым взводом, старшина Николай Быков – ​вторым. Девять орудий взводов образовывали полукольцо и били по подлетавшим самолетам.

Было уже темно. Чтобы обеспечить массированный заградительный огонь зенитных орудий, у нас было специальное приспособление – ​шест с лампочкой на вершине. Получив приказ с командного пункта, я нажимал кнопку. Лампочка загоралась – ​и зенитки давали залповый огонь.

Не знаю, что меня тогда заставило покинуть свой командирский окопчик. Скорее всего, взрыв бомбы около четвертого орудия. Буквально через несколько секунд после того как я из него выскочил, мое убежище прошила очередь из пушки американского «Сейбра». Задержись там хоть чуточку, и последствия были бы самыми плачевными.

Подбегаю к месту взрыва. Орудие на месте, а вот боевой расчет отсутствует. Командир оглушенный сидит на бруствере. Жив, слава богу! Первый номер скорчился, лбом прижался к панораме. На лице – ​ни царапины, только капелька крови на верхней губе. Но мертв. Оказалось, что осколок от бомбы угодил под лопатку и поразил сердце.

Очень жаль, что память не сохранила фамилию погибшего солдата. Парень был уж очень хорошим.

Буквально один случай. А вообще-то событий – ​героических и трагических – ​за время моего участия в Корейской войне случилось немало. Но на разговоры о них был наложен строгий запрет. Вплоть до 90-х годов прошлого века.

– А когда с событий тех далеких лет был снят гриф секретности, как были отмечены Ваши заслуги в боевых действиях за рубежом?

– Поскольку в Корейской войне я числился китайским народным добровольцем, правительство Китая и Комитет ветеранов войны КНР наградили меня медалью «Воину-интернационалисту». А в канун 65-летия завершения Корейской войны в Тынду пришло письмо из Хабаровской канцелярии Генерального консульства КНДР в РФ. В нем высоко оценены мои усилия для укрепления дружбы и сотрудничества между народами Корейской Народно-Демократической Республики и Российской Федерации.

От автора

Дмитрий Тимофеевич Леонов – ​живое воплощение мира, завоеванного в боях, и его ценностей: семьи, работы, детей, внуков, да и правнуков уже, возможности строить планы на будущее. И жизнь, которой можно и нужно гордиться. Ветеран видит это будущее не только для себя, но и для города в целом. И считает, что оно будет достойным.

Новости партнеров

Новости партнеров

Новости партнеров

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.