Меню
16+

Интернет-портал Gazeta-bam.ru

14.04.2018 09:35 Суббота
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 15 от 11.04.2018 г.

Из плеяды Героев Социалистического Труда такой насыщенной биографии как у Ивана Николаевича Варшавского нет ни у кого

Автор: Иван Шестак

Фото предоставлено автором

Сколотив из болтающихся по посёлку в поисках работы мужиков «дикую» бригаду, рванул вместе с ней на линию Бам-Тында.

Из плеяды Героев Социалистического Труда, удостоенных этого высокого звания за строительство Байкало-Амурской железнодорожной магистрали, такой насыщенной биографии как у Ивана Николаевича Варшавского нет ни у кого. Вот уж действительно трудяга! Начал работать подростком после семилетки, которую окончил в 1953 году. Укладывал брусчатку на строительстве автомобильной дороги в Кодымском районе Одесской области, недалеко от деревни Загнитково, где и родился.

В 1957 году его призвали в армию, все три года прослужил на Балтике в погранфлоте. После демобилизации заехал в Молдавию поинтересоваться трудоустройством, да так там и остался. Бравого моряка-пограничника зачислили в коллектив эксплуатационников Одесско-Кишиневской железной дороги. Двенадцать лет работы в этом коллективе не прошли даром: досконально освоил профессию путейца. Здесь же встретил и свою вторую половинку. В 1961 году Варшавский женился, родилась дочь Альбина, потом поступил на курсы бригадиров в дорожную техническую школу, после чего пошел учиться в школу рабочей молодежи, которую легко окончил в 1969-м. И сразу же поступил в Николаевский железнодорожный техникум. К этому времени семья пополнилась сыном Маратом.

Жизнь вроде бы удавалась: обжились с Лидией Ивановной, заимели друзей, получили в Одессе хорошую квартиру с видом на море. Уважали и ценили на работе и его, и супругу, с которой вместе продолжали трудиться на «железке». К этому времени Иван Николаевич успел поруководить бригадой, активно участвовал в общественной жизни дороги. И все же время от времени испытывал какое-то душевное неудовлетворение. Чаще стал заглядывать в газеты, на страницах которых мелькали репортажи с ударных комсомольских строек. Гремели Братск, Усть-Илимск, транспортные строители из управления «Ангарстрой» сдавали в эксплуатацию железнодорожную линию Абакан-Тайшет, интересные дела совершались и на других стройках Советского Союза.

Покинуть обжитое место и нестись куда-то в неведомые дали не каждому дано. Много причин и проблем возникают вдруг перед отъездом. И неизвестно еще, какая из них перевесит. Поделился с женой мыслями о переезде в Восточную Сибирь. Мол, на новой дороге, которая протянулась от Абакана до Тайшета, нужны специалисты, там обязательно пригодимся. Думал, Лидию Ивановну уговаривать придется, а она согласилась сразу: если муж решил, значит, так тому и быть. Саяны так Саяны! Сибирь так Сибирь!

Двум специалистам обрадовались эксплуатационники новой дороги. Варшавского зачислили в ПЧ-31 инспектором по качеству. Отвечал за содержание и капитальный ремонт земполотна, которое, как выяснилось, требовало постоянного внимания. Поработал и инженером по охране труда, совмещая основную деятельность с обязанностями секретаря партийной организации ПЧ. Получал ли удовлетворение от того, чем занимался? Вряд ли. Хотелось более серьезного дела. В 1974-м фанфары затрубили на всю страну о начале строительства Байкало-Амурской магистрали.

Грандиозность стройки поражала воображение. Долго не раздумывая, Иван Николаевич забирает трудовую книжку и мчится в посёлок Тындинский.

В конторе управления строительства «Бамстройпуть» приняли Варшавского без особых вопросов, откомандировав в СМП-567.

Там специалисту обрадовались, но путейские дела решено было отложить. Начальник ЖКО нужен, заявил кадровик. Чего-чего, а такого поворота в своей судьбе Иван Николаевич не ожидал. Не переживай, успокаивало начальство, поможем на первых порах, а дальше сам разберешься, к тому же и жена при тебе будет, можешь вызывать, комендантом общежития оформим. Наладишь работу котельной, запустишь систему отопления в конторе и общежитии – отпустим не задумываясь.

Условия ему поставили тогда жесткие. И хотя не лежала душа к жилищно-коммунальному хозяйству, надо было приниматься за дело. Да и зима не за горами, людям тепло потребуется. Взялся, как ему тогда казалось, за гиблое дело и не заметил, как втянулся в круговорот бамовской жизни. Старался изо всех сил. И добился своего. Выполнив условия договора и сколотив из болтающихся по поселку в поисках работы мужиков «дикую» бригаду, рванул вместе с ней на линию Бам-Тында, конкретно – на станцию Беленькая.

В то время на БАМ многие приезжали сами по себе: без вызова, без приглашения, без специальности, без медицинского освидетельствования. Услышали про стройку и помчались искать лучшей доли. Вот таких и взял под свой контроль Варшавский. Понимал: будут неприятности, люд разношерстным оказался, но отступать было некуда и некогда. Верил, работа в путейском коллективе на великой стройке заставит людей о многом задуматься. Нет специальности? Появится, было бы желание.

– Конфликты случались, – делится воспоминаниями Иван Николаевич. – Но я быстро гасил их. Два раза предупредил, третьего не будет – свободен. Продолжай болтаться по поселку. Работать приходилось далеко не по восемь часов. Некоторые не выдерживали такого ритма и уходили сами. Но большинство осталось, люди не хотели оставаться без дела, без жилья, без денег. В бригаде же все это можно было иметь, только не ленись и не подбивай других к лени.

Педагогические навыки Варшавского не всем пришлись по душе в бригаде. Прежде чем освоить путейское мастерство, он проверил бригаду на строительстве времянки, малых временных мостов, продольной ЛЭП

35/10, перегрузке рельсошпальной решетки с простых платформ на роликовые порталы. И только на втором этапе приступила бригада к укладке пути, развитию станций и разъездов на линии Бам-Тында. В 1979 году бригаду бросили на строительство подъездных путей к Нерюнгринской ГРЭС, затем – на сдачу участка Нагорный-Золотинка, станции Нерюнгри-Пассажирская.

Заслуга бригады в развитии станции Тында, как и в целом Малого БАМа, огромная. Хотелось что-то подобное совершить бригадиру и на Байкало-Амурской магистрали. И такая возможность вскоре представилась. Коммуниста И.Н. Варшавского решением горкома КПСС и руководства Главбамстроя направляют в ГОРЕМ-28 треста «Тындатрансстрой» на укладку верхнего строения пути Байкало-Амурской магистрали. Предложение заменить УС «Бамстройпуть» на трест «Тындатрансстрой» стало для Варшавского полной неожиданностью. Тем более что укладку пути на БАМе вела бригада Валентина Шпенькова и вела довольно успешно. Но, как выяснилось, не все было в порядке у шпеньковцев. Возникшие в бригаде конфликты сводили на нет все достижения путейцев. Требовалась смена бригадира. Вот тут и всплыла фамилия Варшавского, сумевшего из «дикой» бригады создать первоклассный путейский коллектив. За несколько лет в бригаде ни одного конфликта, ни одной ссоры. А если и были такие, они, в отличие от бригады Шпенькова, не выносились на всеобщее обсуждение. Иван Николаевич умел наводить мосты между мужиками, за что те и уважали Варшавского.

Принял Иван Николаевич бригаду Шпенькова в 1980 году. Она была организована в 1976-м из посланцев комсомола города Николаева и носила имя 68-ми героев-десантников отряда Константина Ольшанского, погибшего в годы Великой Отечественной войны. Уладив дела, погасив конфликты, укомплектовав бригаду (не все согласились с уходом Шпенькова и покинули бригаду), Варшавский устремился вперед, ведя коллектив путейцев к заветной цели – стыковке магистрали. И она наступила. 29 сентября 1984 года на разъезде Балбухта встретились путеукладчики двух известных на стройке бригад: Ивана Варшавского и Александра Бондаря. А потом была станция Куанда, на которой путейцы прославленных бригад уложили символическое «золотое» звено Байкало-Амурской железнодорожной магистрали.

Казалось бы, вершина достигнута, можно передохнуть, осмыслить пройденный путь, поразмышлять о прожитом и пережитом. Но не тут-то было. В 1985 году в должности заместителя начальника СМП-596 Варшавский переходит на электрификацию Транссиба и работает там до 1995 года. Десять лет на труднейшем участке Забайкальской железной дороги. Это был большой отрезок его жизни, потребовавший немалых сил и напряжения. Потом снова возвращается на стройку. На сей раз предстояло возвести подъездной железнодорожный путь от бамовской станции Улак до станции Эльга, где были разведаны огромные запасы коксующихся углей. Строительство линии было поручено Балтийской строительной компании «Восток». Оставил свой след Иван Николаевич в одном из её подразделений (БСК-19), будучи заместителем генерального директора. В этой должности он курировал и строительство храма Святой Троицы в нашем городе.

Вот такие пути-дороги у этого замечательного человека, влюбленного в труд, в Тынду, в своих детей, в дальневосточную природу, знающего цену куску хлеба, преданности друзей, воспитавшего целую плеяду транспортных строителей, опыт которых еще пригодится новой России.

P.S.

О Варшавском можно долго рассказывать. Его дорога к «золотой» стыковке была не из лёгких. Путём невероятных трудностей приходилось пробиваться к станциям Усть-Нюкжа, Олекма, Хани, Икабья, Чара, Леприндо, Сакукан, Балбухта. На пути к стыковке вставали природная грязь, промокшая насквозь одежда, запах пота и материалов, холодные ветра, изнурительная жара, проливные дожди, снежные бури, физическое и психологическое перенапряжение. Это со стороны, если посмотреть на работу путеукладчика, действительно все красиво, зрелищно. Но лишь немногие знали, какой ценой все это доставалось. Есть такое выражение – час пик. Для бригады Варшавского он не кончался: все время надо было идти дальше, ведь труд его бригады венчал труд многих коллективов.

Иван Николаевич знаменит не только своим трудом. Он активно принимал и принимает участие в общественной жизни нашего города, часто встречается со школьниками и студентами, рассказывает о стройке, о людях, построивших знаменитую магистраль. Он знатный рыбак, грибник, огородник. У многих дачников только всходит редиска, а он умудряется к этому времени угостить ею друзей и соседей по дому.

10 апреля 2018 года Герою Социалистического Труда, заслуженному строителю Российской Федерации, почетному гражданину города Тынды, обладателю многих орденов и медалей Ивану Николаевичу Варшавскому исполнилось 80 лет. С юбилеем тебя, Иван Николаевич!

Новости партнеров

Новости партнеров

Новости партнеров

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.