Меню
16+

Газета БАМ

18.02.2018 15:52 Воскресенье
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 07 от 14.02.2018 г.

Божественная литургия. Окончание. Что нужно делать?

Автор: Материал предоставлен Собором Святой Троицы г. Тынды

Фото из архива редакции газеты "БАМ"

Когда открылись царские врата, надо перекреститься, сделать земной поклон и сложить руки крестообразно на груди.

Малый вход и «Трисвятое»

Во время пения заповедей блаженства открываются средние, так называемые Царские двери (в честь «Царя славы» – Господа) для совершения малого входа: священник и диакон с Евангелием в руках идут от престола через северные, то есть левые от лица народа двери на амвон. Это знаменует собой и напоминает собой выход Христа на Его проповедь. «Пришёл Иисус в Галилею, проповедуя Евангелие Царствия Божия» (Мк. 1, 14).

Свеча, несомая перед Евангелием, знаменует собой Иоанна Крестителя, который был и «предтечей» Господа, и «светильником света». Этот выход Христа на проповедь осуществляется на литургии уже не символически – через несколько минут после малого входа чтением слова Божия – апостольских посланий и Евангелия.

Перед самым чтением слова Божия певчие поют «Святый Боже», или «Трисвятое». Эту молитву, по преданию, услышал в V веке в Константинополе мальчик в пении ангелов. Во время пения «Трисвятого» священик отходит к горнему месту, знаменующему собой Небесный Престол Божий. После этого следует чтение Апостола и Евангелия.

Возглас «Премудрость, вонмем» или только «Премудрость», возглашаемый как в этой части литургии, так и в других, означает призыв к усилению внимания молящихся. «Прости» значит «станем прямо, благоговейно». Еврейское слово «аллилуиа» вообще означает «хвалите Господа».

Во время чтения Апостола и Евангелия не следует молиться о чём-то своём, ходить по храму и ставить свечи, но внимательно слушать слова апостолов и Самого Иисуса Христа, в знак чего верующие должны наклонить головы.

После чтения Евангелия и следующих за ним ектений начинается моление об оглашенных.

В древней церкви оглашаемые словом учения были люди уже высоко христиански просвещенные, но могли стоять на литургии только до начала литургии верных и были обязаны покинуть храм на виду у всех, как недостойные еще в нем находиться во время дальнейшего священнодействия.

Вдревности на литургию верных не могли оставаться не только оглашенные, но и те христиане, которые за свои грехи находились под церковным запрещением участвовать в принятии Таинства, иногда на очень длительный срок.

В христианстве вера неотделима от нравственности, от исполнения заповедей. Исполнение заповедей есть действование любви. «Если любите Меня – соблюдите Мои заповеди», – сказал Христос. Нераскаянный грешник самоотлучает себя от Тела Христова, от Его Церкви и тем самым не может участвовать в её таинствах.

Чтением святого Евангелия заканчивается литургия оглашенных и начинается литургия верных.

Литургия верных

«Иже херувимы тайно образующе, и Животворящей Троице трисвятую песнь припевающе...». То есть: «Мы, таинственно изображающие херувимов и воспевающие трисвятую песнь жизнь творящей Троице, оставим теперь всякое житейское попечение, чтобы поднять Царя всех, носимого невидимо на копьях чинами ангельскими. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа».

Начиная с этих слов совершается в храме литургия верных.

Стремление к святости и Божия благодать

Начиная с Херувимской делается уже совсем явной воля Божия, чтобы мы – все мы – участвовали в Его святыне, чтобы мы достигали святости – «мы, таинственно изображающие херувимов...».

Святость не есть совершенство чистоты. Ни один святой не мог считать себя чистым. Для святых святость не есть совершенство и тем более не осознание себя в нем, а только постоянная устремленность к нему, вернее говоря, к Богу в покаянии и любви.

Устремляясь к Богу, человек пребывает в благодати. Поэтому можно сказать, что святость есть благодатность, – благодатность действительная, а не по документу или по «занимаемой должности».

Есть две причины оскудения святости. Первая – это нежелание труда очищения души, и тут никакие разъяснения не помогут: только луч Божий может осветить узкий путь. Вторая причина – это наше невежество: мы считаем, что благодатность – это плата за нравственные труды, за добрые дела.

Мы не знаем учения церкви. Человек спасается по одной милости Божией, через благодать, то есть даром, а не потому, что он совершает подвиг. Но этот подвиг (или добрые дела) необходим для того, чтобы доказать свою волю к Богу, свою любовь к Нему.

Все благое в нас – от благодати, и все добрые дела совершаются только через неё и благодаря ей.

По словам Иоанна Кронштадского, «Святые Тайны называются Божественными дарами… (они) подаются нам Господом совершенно даром, незаслуженно с нашей стороны». Видя Кровь Божию, человек понимает, что только ею он спасается, только ради неё получает благодать.

Великий вход

В промежутке между первой и второй частью Херувимской священнослужители берут приготовленные во время проскомидии на жертвеннике Святые Дары и переносят их на престол. Это именуется великим входом и знаменует восхождение Иисуса Христа на вольное страдание в Иерусалим.

Переносятся Дары через амвон, чтобы вся церковь участвовала в этих проводах Господа на Голгофу.Священник останавливается в царских вратах и молится за всех, поминая предстоятеля церкви, епископа и всех христиан.

Ставя священную чашу и дискос на престол, священник произносит: «Благообразный Иосиф с древа снем пречистое тело Твое, плащаницею (полотном) чистою обвив, и благоуханьми во гробе нове покрыв, положи». В алтаре происходит точно снятие со креста и положение во гроб тела Христова.

Закрытие Царских врат символизирует схождение души Спасителя во ад, задергивание завесы – преставление стражи ко гробу.

Во время великого входа, изображающего распятие Господа, проси Его и тебя помянуть во Царствии Своем. Когда услышишь возглас: «Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы», помолись, чтобы Господь вложил в тебя святую любовь и дал любить всех, особенно же тех, кого ты не любишь или обижаешь, и тех, кто тебя обижает или не любит.

Символ веры

После просительной Ектении диакон возглашает: «Двери, двери, премудростию вонмем!». Это напоминание о том, что надо за­крыть двери своего ума от посторонних помыслов.

Как правило, все молящиеся поют «Символ веры», исповедуя свою веру в важнейшие догматы православной церкви.

Пением Символа веры молящиеся в храме свидетельствуют пред Богом и церковью, что они являются верными, которым дозволено присутствовать при совершении великого таинства и приступить к причащению Святых Тайн.

С этой минуты верующие не должны выходить из храма до окончания литургии. Приближается время совершения Таинства.

После «Верую» начинается завершительная часть литургического священнодействия, а поэтому диакон предупреждает: «Станем добре, станем со страхом, вонмем, святое возношение в мире приносити...». Страх в христианстве есть порождение веры (а не наоборот, как думают некоторые). Вера не мыслится вне любви. Значит, не может быть христианского страха вне хотя бы малейшей любви к Господу, а тем самым и познания Его.

Евхаристический канон

ЕВХАРИСТИЧЕСКИЙ КАНОН – важнейшая часть литургии, во время которой совершается преложение Святых Даров.

ПРЕЛОЖЕНИЕ СВЯТЫХ ДАРОВ – изменение хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы, осуществляемое на Божественной литургии в таинстве Евхаристии действием Святого Духа. При этом видимые признаки хлеба и вина сохраняются.

ЕВХАРИСТИЯ (благодарение) – еще одно название литургии. Евхаристия – это суть жизни церкви, её сердцевина, центральное переживание и таинство церкви.

Господь Иисус Христос в Евхаристических Дарах присутствует всем Своим существом, то есть и телом, и душой Своего человечества и Божеством.

Возглашением «Благодарим Господа» священник начинает совершение Святого Таинства и внушает верующим воздать благодарение Богу, как и Сам Спаситель начал священнодействие Бескровной Жертвы, при её установлении на Тайной Вечере, благодарением Богу Отцу (см.: Мф. 26:27; Лк. 22:19).

По возгласе: «Благодарим Господа» – особенно благодари. В это время священнослужитель читает молитву, где вспоминаются все благодеяния Господа к людям, и благодарит за них и за совершаемую литургию. И тут каждый обязан за это благодарить и, в частности, за то, что Господь дал лично ему, какими милостями осыпал.

Преложение Святых Даров

В эти великие и святые минуты хлеб и вино прелагаются в истинное Тело и истинную Кровь Христову. Крайне нежелательны хождения по храму, передача свечей, написание записок: это время сосредоточенной молитвы.

За возношением Святых Даров, во время пения «Тебе поем...», совершается их преложение. В тайной молитве священник прежде всего просит Господа ниспослать Духа Святого на всех молящихся и на предлежащие Дары. Это самый важный момент литургии.

Во время «Тебе поем» надо вспомнить грехи свои, особенно тяжкие, и просить прощения за них у Господа. Если так простоишь литургию со всем вниманием и усердием, то непременно получишь пользу.

При возгласе «Святая святым» священник берёт Агнец обеими руками и поднимает его вверх. Смысл этого жеста заключается в том, чтобы торжественно показать верующим освященный хлеб, ставший Телом Христовым.

Причащение мирян

Открываются царские врата, выходит диакон, держа Святую Чашу.

Диакон: «Со страхом Божиим и верою приступите».

В этот момент все верующие делают земной поклон, почитая в Святых Дарах Самого Христа.

Описание причащения

Те верующие, кто был на исповеди, готовился к причастию и был допущен священником до причастия, подходят к амвону (место перед царскими вратами, с которого священник обычно произносит проповедь) с правой стороны и по очереди причащаются.

Священник причащает верующих, а церковный хор тем временем поёт: «Тело Христово приимите – Источника Безсмертнаго вкусите».

Что нужно делать?

Когда открылись царские врата, надо перекреститься, сделать земной поклон и сложить руки крестообразно на груди, так, чтобы правая была сверху. Около самой Чаши уже не следует креститься и кланяться, чтобы не задеть Чашу. Не разнимая рук, причаститься, а потом не торопясь отойти к столику с запивкой.

Подойдя к священнику, нужно ясно произ­нести свое имя (которое нарекли в Святом Кре­щении).

Затем священник лжицей (специальной ложечкой) из Чаши подаёт причастнику Святые Дары. В это время он произносит: «Причащается раб Божий (имя причастника) во оставление грехов своих и в жизнь вечную. Аминь».

Затем диакон отирает уста причастника особым красным платом. После чего нужно поцеловать нижний край Чаши. Трогать Чашу руками и целовать руку священника не нужно.

Затем пройти к столику с запивкой, где надо съесть антидор (кусочек просфоры) и запить теплотой (церковное вино с водой) или просто теплой водой. И только после этого можно прикладываться к иконам.

После причащения мирян священник заходит в алтарь, читает молитву: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею Честною, молитвами святых Твоих» – и опускает частицы, изъятые из просфор за проскомидией, в потир.

Спасительные плоды причащения

Спасительные плоды или действия причащения таковы:

• оставление грехов (см.: Мф. 26:28);

• теснейшее соединение с Господом (см.: Ин. 6:56);

• возрастание в духовной жизни и обретение жизни истинной (см.: Ин. 6:57);

• дарование залога будущего воскресения и вечной жизни (см.: Ин. 6:58).

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

51