Меню
16+

Интернет-портал Gazeta-bam.ru

17.11.2018 13:09 Суббота
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 46 от 14.11.2018 г.

Из истории создания карты-схемы «Байкало-Амурская магистраль»

Автор: Нина Полетаева,
хранитель музейных предметов музея

Фото предоставлено автором

В музее истории БАМа почётное место занимает выдающийся экспонат.

В настоящее время в музее истории БАМа на выставке, посвящённой общетрассовым бамовским фестивалям самодеятельной гитарной песни, почётное место занимает выдающийся экспонат. Это планшетная карта-схема транспортной системы Байкало-Амурской железнодорожной магистрали. Она значительного размера – ​130х448 см, прямоугольного горизонтального формата, выполнена в технике маркетри из шпона разных пород дерева. Основа – ​ДСП (древесно-стружечная плита) толщиной 2 см. Цветовая гамма – ​различные оттенки коричневого цвета.

Карта-схема составная, состоит из восьми вертикальных элементов, соединённых между собой в процессе монтажа. На схеме изображена вся магистраль – ​от ст. Тайшет, точки отхода от Транссиба, до Советской Гавани. Показаны железнодорожные линии БАМ – ​Тында и частично Тында – ​Беркакит, Известковая – ​Ургал, Волочаевка – ​Комсомольск-на-Амуре. Обозначены административные образования, по территории которых прошла магистраль. Это Иркутская, Читинская, Амурская области, Бурятская и Якутская АССР, Хабаровский край. На самой трассе отмечены основные станции и города. Вся лицевая поверхность покрыта бесцветным лаком.

Строительство БАМа в 160-летней истории Амурской области – ​одно из самых выдающихся событий, по его территории проходит только главного пути более тысячи километров. К тому же и в 30-е и в 70-е годы прошлого века строительство магистрали начиналось именно на территории нашей области. И центр БАМа, точка его пересечения с меридиональной линией на Якутию, был запроектирован на ст. Тында, а Тында (до 1975 г. пос. Тындинский) при строительстве наделена статусом столицы БАМа. Исходя из этого, и находилось в Тынде Главное управление строительства – ​Главбамстрой. Решение перевести сюда главк из Москвы в 1975 г. было беспрецедентным, первым в истории транспортного строительства в стране. Обычно главки находились в столицах. Как показало время, такое решение имело важнейшее положительное значение, и для нашего музея тоже. Множество ценных исторических материалов из Главбамстроя имеются в музейном фонде, в том числе и планшетная карта-схема БАМа.

Главбамстрой сначала находился в деревянном сборно-щитовом здании (возле типографии), затем в капитальном – ​на ул. Амурской, 12 (сейчас – Мохортова, 12). Начальником Главбамстроя был назначен К. В. Мохортов, заместитель министра транспортного строительства, кандидат технических наук, опытнейший специалист и руководитель. Вот в его кабинете и находилась планшетная схема Байкало-Амурской железнодорожной магистрали. Задание на её изготовление было выдано в 1982 г. отделом информации Главбамстроя. Она была крайне необходима для демонстрации и наглядности при проведении совещаний по строительству, при посещениях многочисленных делегаций и специалистов, для представления о географическом положении и масштабности стройки.

Разработка эскиза и создание схемы было поручено сотрудникам СКТБ Главбамстроя Б. В. Слободюку и В. А. Попову (оба уроженцы Амурской области – ​из с. Соловьёвска и г. Райчихинска).

Для её изготовления Б. В. Слободюк выезжал в г. Благовещенск, на мебельную фабрику (директором был Кашуба). Там в течение месяца он подбирал материал – ​шпон всех имеющихся на фабрике пород дерева разных оттенков, вырезал элементы и детали по эскизу уже в натуральную величину, выполнял их тщательную подгонку и сборку. Затем вместе с выделенным ему рабочим фабрики под прессом осуществил наклейку на планшеты из ДСП, выполнил окончательную отделку.

Общая стоимость затрат на создание карты-схемы составила около 5000 руб. – ​в ценах того времени это стоимость одного из советских легковых автомобилей.

Монтаж планшетов схемы в кабинете К. В. Мохортова был выполнен сначала во временном здании, затем в капитальном – ​на ул. Амурской, рабочим по обслуживанию Мосесом Апетовичем Папикяном. И все совещания по строительству и сдаче участков БАМа в эксплуатацию проводились уже с её участием. Карта-схема занимала всю торцевую стену кабинета и была видна всем присутствующим.

А её создатели, Б. В. Слободюк и В. А. Попов, кроме своей основной производственной деятельности, занимались ещё и оформлением праздничных колонн Главбамстроя, митингов по поводу значимых событий, разработкой эскизов и изготовлением значков и сувенирных изделий и многим другим. Привлекали их и для оформления сцен некоторых фестивалей гитарной песни. В связи с этим произошёл интересный случай на фестивале в 1987 году. Для сцены изготовили конструкцию в виде «крыльев Икара» из ткани и деревянных реек. К месту установки пришлось нести её на руках. Для этого ГАИ перекрыла движение и обеспечила сопровождение. «Крылья» благополучно доставили и установили, а когда концерт завершился и спускали флаг фестиваля, случайно, от сильного порыва ветра, крылья сложились и упали на сцену. Зрители же посчитали, что так должно быть по сценарию и долго аплодировали такой эффектной концовке.

Карта-схема на своем историческом месте: на втором этаже, в кабинете № 214 К. В. Мохортова – находилась до 31 января 2008 г. Константин Владимирович за годы работы начальником Главбамстроя (с 1974 до 1986), внёс огромный вклад в строительство магистрали века, базы стройиндустрии, развитие города. Был удостоен звания Героя Социалистического Труда, избран Почётным гражданином г. Тынды, в его честь половина улицы Амурской, на которой находится здание Главбамстроя, переименована в улицу Мохортова, на железнодорожной линии Бамовская – ​Тында его именем назван разъезд, к 100-летию со дня рождения учреждена медаль.

С 1986 г. Главбамстрой, а затем ППСО «Бамтрансстрой», возглавил Е. В. Басин – ​заместитель К. В. Мохортова. Задачей «Бамтрансстроя» стало проведение всего цикла работ по строительству транспортных, промышленных и гражданских объектов, в т.ч. и на территории Амурской области. И карта-схема по-прежнему была востребована, по-прежнему выполняла свое предназначение.

Под руководством Е. В. Басина в 1989 г. Байкало-Амурская железнодорожная магистраль была сдана в постоянную эксплуатацию на всём протяжении (с постоянным Северо-Муйским обходом).

В 2007‑2008 годах в кабинете начальника Главбамстроя располагалась исполнительный директор ООО «Амуртраст» Таисия Петровна Вашкевич. С её помощью в январе 2008 г. наряду с другими важными материалами схема была передана в музей – как предмет особой исторической важности, невзирая на предложение со стороны выкупить её за большие деньги.

Большое содействие в работе по передаче схемы из ОАО «Бамстрой», в собственности которого она в то время находилась, оказали В. М. Рыбакова – ​бывший руководитель курсов повышения квалификация для ИТР в Главбамстрое, Т. П. Вашкевич – ​тоже работавшая в 1980-е годы в главке, А. И. Кайнов – ​начальник дистанции связи. Оперативность в погрузо-разгрузочных работах и транспортировании габаритных материалов проявил рабочий музея В. М. Мазур – ​участник строительства и эксплуатации магистрали. Им же планшетная схема была смонтирована в музее к открытию масштабной исторической выставки к 35-летию БАМа.

С тех пор она по праву занимает постоянное почётное место в главном выставочном зале. Теперь все выставки в этом зале проходят с её участием, так же как в 1980‑90-е годы проходили производственные совещания по строительству. Но теперь карта-схема служит ещё и основой для размещения дополнительной информации и вспомогательных экспозиционных материалов на тематических исторических выставках. Их размещают на схеме с помощью съёмных элементов. На неё составлен научный паспорт.

Экскурсоводы стараются, по возможности, привести посетителей музея сначала к этой схеме, чтобы они могли увидеть всю транспортную систему воплощённого проекта БАМа и оценить её грандиозность. Ведь, по оценкам экспертов, воплощение этого проекта было признано одним из самых значимых созидательных событий ХХ века, наряду с открытием эры космических полётов. Космонавт В. Лебедев, приезжавший неоднократно в свой отпуск работать на строительство на станцию Кувыкта, утверждал, что БАМ видно из космоса.

Правда, надо отметить, что схема уже не даёт сегодня полного представления обо всей транспортной системе, ведь на ней не отмечены построенные в 1990‑2000-е годы железнодорожные линии Чара – ​Чина – ​Карьерная, Улак – ​Эльга, Томмот – ​Нижний Бестях, основой для которых стал главный широтный ход БАМа. Нет на ней и информации о начале строительства новых тоннелей, расширении разъездов и станций, строительстве вторых путей.

Выходит, назрела необходимость выдать новое задание создателям исторической схемы Б. В. Слободюку и В. А. Попову – ​изготовить ещё одну подобную масштабную, но современную схему с уже построенными и перспективными железнодорожными линиями на Магадан, Чукотку, к месту строительства моста или тоннеля на Сахалин. Ведь они оба в настоящее время живут и трудятся в Тынде, всегда являются желанными и почётными гостями музейных мероприятий, оказывают ценную консультационную помощь, участвуют в проектах, передают материалы из своих личных архивов.

Б.В. Слободюк - руководитель группы технологического отдела СКТБ, главный инженер проектов и В.А. Попов - старший инженер технологического отдела.
Е.В. Басин (второй слева) проводит совещание.
Константин Владимирович Мохортов.
концерт.

Новости партнеров

Новости партнеров

Новости партнеров

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

167