Меню
16+

Интернет-портал Gazeta-bam.ru

14.01.2018 13:33 Воскресенье
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 02 от 10.01.2018 г.

Узнаю, что мой знакомый физик уехал в Германию

Я всё время задавала ему вопрос: «Но живут же люди. Как?».

Наверное, в жизни действительно нужно ставить правильные цели. Вот была у человека цель уехать из России, она и сбылась. И теперь уже неважно, в Штаты или в Европу. Будучи физиком по образованию, он, видимо, использовал законы физики в повседневной жизни, когда ел, когда смотрел телевизор, когда нежился в ванной. Все законы стали для него обыденными, но когда надо было глубже понять природу вещей, упорядочить систему его мировосприятия, он, осознавая себя его неотъемлемой частью, начинал мыслить категориями его любимой науки. Он всегда говорил о том, что когда-то метафизику в силу её нематериальности отделили от физики.

– Это неправильно,– говорил он, задумавшись и подперев рукой голову, – только соединив физику с метафизикой, понимание проявленных и непроявленных процессов в глобальном и частном их проявлении, мы получим настоящее познание.

Видимо, оперируя такими понятиями, наш физик и решал вопросы, связанные с пребыванием на планете Земля.

Я его слушала и приводила в ответ байку из того же мира физиков: в начале научной карьеры Эйнштейна один журналист спросил его жену, что она думает о своем муже.

– Мой муж гений! – сказала госпожа Эйнштейн. – Он умеет делать абсолютно всё, кроме денег.

– Вот так и ты, ты всё говоришь верно, но если ты такой умный, почему у тебя нет денег?

Физик замолкал и, не убирая головы с руки, продолжал мыслить, но уже не произнося свои мысли вслух.

И вот я узнаю, что физик уехал. Уехал в Германию. При этом он сменил русскую фамилию на еврейскую. Мы с ним встретились спустя двадцать лет. Высокий, седой, с не покинувшим его за эти годы чувством юмора. Он мне расскажет всю свою жизнь после отъезда с БАМа. Если коротко, был более чем приличным бизнесменом с большими деньгами и красивой женой, всё рухнуло в одночасье, когда провалился бизнес. И тогда его друг предложил выехать в Германию.

Он мне будет говорить о том, что никому не советовал бы становиться эмигрантом или гастарбайтером, переселенцем. Это гибельное клеймо. У некоторых на всю жизнь. И к этническим немцам, переезжающим из Казахстана, и к въезжающим евреям в Германии относятся пренебрежительно. Они «другие» немцы. Они русские немцы. И, что бы нам ни говорили, официальные власти этой цивилизованной страны не любят переселенцев, ищущих пристанища и работу. С ними надо возиться, давать жильё, медицинскую страховку, платить социальное пособие, обучать. Они изгои. Какая от них польза? Разве что дешёвая рабочая сила... И таких в Германии тысячи. Местные жители воспринимают приезжих исключительно как лишних претендентов на свободные рабочие места. Впрочем, их не жалуют и сами работодатели, предлагают самую черновую работу с минимальной оплатой. На должность попрестижнее немец-хозяин по понятным соображениям возьмёт своего немца, а не русского. Это факт.

В общем, проблемы. А чтобы эмигранту подняться на уровень полноценного гражданина с паспортом, где записано, что он житель Германии, нужно потратить годы. Нужно изучить досконально язык, нужно иметь такую профессию, которая востребована, нужно доказать, что ты лояльный гражданин, что запись в твоём дипломе соответствует местным законам. И нужно быть готовым отправиться в далёкое, порой не очень бойкое местечко, где требуются люди определённой профессии. И везде надо адаптироваться – входить в немецкое общество, завоёвывать авторитет, доказывать, что ты не верблюд, что ты воспитан, ты не хуже, чем француз или испанец. Всё это означает одно – переламывать себя, перестраиваться, терять свою идентичность. Сумеете? Значит, вы уже не русский. Он не смог, поэтому работает нелегально у какого-то старого, как он говорит, «жмотного еврея».

Он остался таким же интересным рассказчиком, каким и был в те далёкие времена. Я много узнала нового, он легко оперировал цифрами, видимо, прежняя профессия сказалась.

Германия – богатая, сытая, благополучная страна. Но она активно стареет. Средняя продолжительность жизни у мужчин 75 лет, у женщин – 80. При населении свыше 82 млн примерно 20 млн пенсионеров. Плюс к ним ещё около 5 млн безработных. И кто же тогда создаёт валовой внутренний продукт? Русские? Нет, конечно. Русскоговорящих в Германии всего около 3 млн. Для Германии это бесперспективные люди, как и турки, югославы, румыны. Подавляющему большинству уже перевалило за 50 лет. А в таком возрасте завести новых детей приезжие не могут и не хотят – содержание одного ребёнка обходится как минимум в 500 евро в месяц. Сами немцы считают стандартной заработную плату 3800 евро в месяц. Эмигранты же, как правило, получают гораздо меньше и очень боятся потерять место. Но неужели для русских всё так мрачно в Германии? Не всё, конечно. В большом городе можно найти работу – мыть окна офисов, вставлять пистолет в бензобак, красить стены. Ниже среднего, конечно, но на бутерброд с сосиской хватит и заправить бензином подержанный автомобиль тоже останется. А вот чтобы создать собственное доходное дело, надо быть очень оборотистым и уверенным человеком. Надо хорошо знать рынок, его спрос и предложение. Не бояться рисковать, искать дешёвый качественный товар, купить его и суметь продать с прибылью. Германия – страна изобилия, в ней есть всё и даже больше. И протиснуться с новым изделием на рынок очень трудно.

Я всё время задавала ему вопрос: «Но живут же люди. Как?».

– Живут, – с издёвкой отвечал он мне, – у большинства работа есть: страховщики, переводчики, водители, строители, редко инженеры. Ещё реже имеют собственное дело, например, магазинчик, ресторанчик, и преуспевают. Вот моя знакомая работает инженером в строительной компании. Ни одного русского артиста, режиссёра, учёного не встретил. Они, безусловно, есть, но не хотят выставлять себя напоказ. Есть и миллионеры. Только с земляками связей не поддерживают. Почему? С годами появляется такая особенность в жизни соотечественников за рубежом – боятся быть русскими. Чем больше счёт в банке, тем меньше желания знать земляков. А вот среди тех, кто изливал мне свою душу, немало желающих вернуться в Россию. Но тормозят. Почему? Потому что боятся потерять Германию, эту чистую спокойную страну, народ которой вежливый и, в общем, доброжелательный. К хорошему быстро привыкаешь. И многие русские привыкли к своему сложившемуся стилю жизни: вечером можно пойти в пивную, она рядом, там можно недорого выпить, закусить, поболтать с такими же, как ты, можно выехать во Францию, Италию... Они тоже рядом. От уравновешенного образа жизни оторваться трудно. А возвращение на родину страшит. Это же новая адаптация – «обратная». Вот так и живут уже не совсем русские, но и не ставшие немцами – в общем, всё те же эмигранты. Таких сегодня и называют по-особенному – русаками.

В заключение своего рассказа он добавил: «Всё хорошо, но живу как на войне».

– Почему?

– Просыпаюсь утром, открываю окно, а кругом немцы!!!

Надежда Мельникова 2014 г.

Новости партнеров

Новости партнеров

Новости партнеров

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.