Меню
16+

Интернет-портал Gazeta-bam.ru

17.09.2017 11:28 Воскресенье
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 37 от 13.09.2017 г.

Что рассказывают о подростках их подписки «ВКонтакте»

Автор: Чулпан Биккузина, пресс-служба Института образования НИУ ВШЭ

фото: https://careers.workopolis.com/

Исследователи выяснили, что у детей с разной успеваемостью отличается и социально-сетевая активность.

Эксперты Института образования НИУ ВШЭ  с помощью изучения постов в социальных сетях показали, как соотносятся интересы и успеваемость подростков. Отличники выбирают одни сообщества, троечники – другие, выяснили Катерина Поливанова и Иван Смирнов в статье «Что в профиле тебе моем: данные «ВКонтакте» как инструмент изучения интересов современных подростков».

Изучив данные 674 московских учеников 5-10-х классов, исследователи выяснили, что у детей с разной успеваемостью отличается и социально-сетевая активность.

В социальной сети «ВКонтакте» были выделены 883 сообщества, на которые подписаны дети. Ученые анализировали профили, учитывали пол, возраст и оценки их владельцев. Выяснилось, что профили имеют возрастные и гендерные особенности и связаны с достижениями детей в учебе.

«Люди часто думают об интернете как о некоем едином пространстве без границ, в котором все равны, – комментирует Смирнов. – Исследования показывают, что это не так, что это пространство дифференцировано». Один из «водоразделов» – успеваемость. «Я обнаружил, что «ВКонтакте» чаще дружат между собой школьники и студенты с одинаковой успеваемостью», – подчеркивает исследователь. Есть группы троечников и группы отличников.

Интересы – тоже дифференцирующая характеристика. «При этом сегодня большинство подростков называют «ВКонтакте» основным источником информации, а информация в этой социальной сети – это как раз друзья плюс подписки, – говорит Смирнов. – Таким образом, учащиеся с разной академической успеваемостью живут в совершенно разных мирах онлайн».

Можно выделить пять общих особенностей подростковых групп в соцсети: 

  • В них почти нет школьной тематики. Школа, учеба не входят в сферу интересов детей. Исключение – экзамены (ОГЭ, ЕГЭ). Но на такие сообщества подписаны только сильные ученики.
  • Большинству подростков в соцсети интересны истории с острым сюжетом (в том числе о романтических отношениях, сексе) и истории с неожиданным финалом.
  • В фокусе внимания также нетривиальные идеи: изобретения, лайфхаки, юмор.
  • Девочки уже с шестого класса интересуются сообществом «Давно не дети» – о сексе (с весьма откровенными рассуждениями и грубой лексикой). Мальчиков-ровесников на эту группу подписано меньше. Похожее сообщество – «Мужской юмор Fun Time» – привлекает мальчиков позже, в восьмом классе. Обычно это не лучшие ученики.  
  • Посты сделаны примерно в одном стиле. Короткие текстовые записи служат комментариями к фотографиям или видео, а собственно тексты единичны. В постах нередка ненормативная лексика. Многие записи (пожалуй, кроме сугубо романтических) юмористического характера.

Набор интересов различается как между мальчиками и девочками, так и между учениками с разной успеваемостью. Изучив набор подписок ребенка и не зная его данных (возраст, пол, образовательные результаты), можно определить все эти параметры.

Исследователи опробовали предсказательную силу своей модели на другом наборе данных (290,2 тыс. пользователей «ВКонтакте» из Санкт-Петербурга). Полученная через профили информация затем сопоставлялась с реальной (пол, возраст, средний балл ЕГЭ выпускников школы за последние пять лет). Предсказательная сила модели оказалась высокой.

 Пол пользователя определяется с точностью 97%.

Хорошо определяется принадлежность к возрастной группе (диапазон точности – от 70 до 98%). Образовательные результаты школы, в которой учится ребенок, предсказываются с точностью 83%.

Анализ профилей детей показал, что «развитие интересов школьников происходит по разным траекториям в зависимости от успеваемости», подчеркивают авторы статьи.

Более подробно об исследовании и полный текст можно найти по ссылке: https://ioe.hse.ru/news/208393148.html

Новости партнеров

Новости партнеров

Новости партнеров

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.