Меню
16+

Интернет-портал Gazeta-bam.ru

26.05.2017 13:28 Пятница
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Надежда Требушевская: Не понимаю и не принимаю ту ненависть, которая булькает то в соцсетях, то в редакционных жалобах на наш город

Автор: Надежда Требушевская,
главный редактор газеты «БАМ»

Молодой человек гневно говорил, что ему стыдно, что он живет в Тынде, потому что «Тында – это край земли!».

Утром 5 мая город выглядел фантастически. Деревья, улицы, дома – все было засыпано толстым слоем снега, и стояла какая-то нереальная тишина. Я шла на работу как будто по туннелю: над головой под тяжестью снега сомкнулись ветки деревьев, снег под ногами был чрезвычайно лёгким, но при этом его было так много, что я боялась, как бы он не набился в ботинки. Почему-то именно эта картина майского снега напомнила мне вчерашний разговор в редакции: молодой человек гневно говорил, что ему стыдно, что он живет в Тынде, потому что «Тында – это край земли!». Стало быть, решила я, уважающему себя человеку надо жить в центре земли, а не на краю. То есть, если живешь в Тынде, сам себя не уважаешь, и никто тебя не уважает… А во времена строительства БАМа всё было с точностью наоборот…

Ну да ладно. БАМ давно построили, говорить, что раньше трава была зеленее, а вода мокрее, бесполезное и глупое занятие. Что было, то прошло. Оставим прошлое в покое. Будем жить настоящим. А в настоящем ругают Тынду в хвост и в гриву все, кому не лень. Молодой человек сказал, что он уезжает отсюда поближе к морю. «Там тепло, и зарплаты намного выше, чем здесь!». Значит, решила я, центр земли у моря. Конечно, жить в Тынде да на зарплату, например, молодого врача или библиотекаря достаточно проблематично. Да и, честно сказать, наш город и район не слишком приспособлены для современной комфортной жизни. Интернет есть далеко не во всех поселениях, в Усть-Уркиме до сих пор нет мобильной связи. От наших дорог хочется плакать… Всё, что в больших городах просто и доступно, в нашем или нет совсем, или надо очень сильно постараться, чтобы найти. Многое можно назвать со знаком минус. А уж если затронуть тему ЖКХ!.. Особенно тему «Оплатить услуги». Сколько учреждений должны обойти тындинцы, чтобы оплатить все услуги?

И всё-таки. Не понимаю и не принимаю ту ненависть, которая булькает то в соцсетях, то в редакционных жалобах на наш город. «Здесь некуда пойти!» – кричит мой злобный собеседник. «В кино не пробовали? – спрашиваю я. – В театр, в бассейн? В музей?». Мой оппонент смотрит на меня как на дуру. «Мне это не по карману», – заявляет он. «Подрабатывать не хотите?». «Мне своё здоровье дороже!».

Мой собеседник рвётся в Хабаровск. Что он там будет делать, я плохо понимаю. Надо найти работу, квартиру. «В этой проклятой Тынде даже квартиру продать невозможно!». Я уже просто молчу. Каменею лицом, понимаю, что должна вести себя повежливей, и не могу. Мой собеседник – явно неудачник. У него плохая работа с плохой зарплатой, ему надо платить за квартиру, хорошо кушать, одеваться, денег не хватает… Но он считает, что не он в этом виноват. В первую очередь Тында, потом мэр, потом газета, потом все остальные. И, конечно, президент. Сам он хороший. Вот только вокруг гады. Жить ему не дают, он уехать хочет и не может.

Это отдельные случаи. Но их много. Особенно на фоне действительно массово уезжающих людей. «Тында умирает!» – раздаются судорожные крики. Конечно, тревожит то, что так много уезжают из Тынды. Но ведь она – очень специфический город. В бамовские времена народ ехал сюда со всей огромной страны. Планировали – на три года, получить чек на машину и уехать. А жизнь распорядилась по-своему. Обзавелись семьями, прикипели к этим местам… А потом рухнули советская власть и Советский Союз. Первый массовый отъезд из Тынды случился в 90-х. Тогда, на мой взгляд, было пострашнее, чем сейчас. Строительные предприятия просто обваливались, рушились, люди оставались без работы, без зарплаты, БАМ оказался никому не нужным и бамовцы тоже. Объявлений о том, что требуются на работу специалисты, просто не было! Планировали город на 100 тысяч населения, оказалось 60 тысяч, 50 тысяч…

Сейчас, грубо говоря, в Тынде проживают 30 тысяч человек. И идет вторая волна уезжающих. Потому что бамовцы, которые пережили жуткие 90-е годы, состарились. Ушли на пенсию. И им действительно хочется к морю. Не в центр земли, а туда, где теплее и жизнь полегче. И нет такой длинной зимы. И снег не майский, а январский. Майские – розы.

Почему майский снег всё это всколыхнул во мне, не знаю. Может, потому, что город был нереально красивым?..

СНЕГОПАД

«Он был прекрасен, этот снег,

повисший в переулке узком,

остановившийся навек...

Чистейший, незнакомый, грустный...

Расплывчатый квадрат окна

за снегом спрятанного дома,

как очень близкая луна,

вокруг все погружал в истому.

У чьей-то сломанной ограды

я, замерев, ждала чудес,

и в паутине снегопада

запутался соседний лес.»

Тамара Шульга

Новости партнеров

Новости партнеров

Новости партнеров

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.