Меню
16+

Интернет-портал Gazeta-bam.ru

05.03.2017 14:42 Воскресенье
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 9 от 01.03.2017 г.

Такой выставки (из трёх монет) в Тынде ещё не было

Автор: Александр Бондаренко, директор музея

Вся информация, представленная на этой выставке, опирается на научные исследования.

В Музее истории БАМа до 3 марта работает выставка «Монеты средневековья». На выставке представлены три монеты: албазинский алтын, копейка периода царствования Ивана Грозного и монета эпохи Новгородской и Киевской Руси.

Албазинский алтын – монета, имеющая уникальное и загадочное происхождение. Споры не утихают и по сей день – была ли такая монета на самом деле или это плод любителей сенсаций и легкой наживы. Мы не настаиваем на утверждении, что перед нами подлинник. Наоборот, хотим разобраться в этом вопросе и для этого организовали выставку. Вашему вниманию представлены две монеты. Одна изготовлена из металла, похожего на медь, что позволяет нам надеяться на подлинность монеты, и вторая – копия, изготовленная из алюминия.

Краткая историческая справка. К настоящему времени известны два экземпляра албазинского алтына. Одна монета была исследована в 1984 году в Благовещенске Б.С. Сапуновым и Д.П. Болотиным. Возможность ознакомиться с монетой предоставил студент Благовещенского пединститута Борис Куличков. Копия другой монеты хранится в одном из Берлинских музеев. Вам представлена третья монета, претендующая стать сенсацией.

Итак, монета изготовлена из металла, похожего на медь, в форме круга диаметром 12 мм, в отличие от известных на сегодняшний день монет, имеющих форму неправильного овала с усеченными вершинами, длина которых не превышает 18 мм, а ширина – 13 мм. Рельефно выполненное изображение находится в центральной части с обеих сторон предмета и ограничено круглой окантовкой, показывающей желаемую форму монеты – круг, диаметр которого 10 мм. На аверсе изображен двуглавый орел с распростертыми вниз крыльями и широко расставленными когтями. Вместо короны над головами орла помещён почти равносторонний крест. Под гербом, слегка смещенная от центра влево, надпись в две строки – «Албаз-ин». Реверс имеет вид, напоминающий традиционную медную китайскую монету – цянь. На сходство указывает квадрат, изображенный в центре круга и имитирующий отверстие, а также два иероглифа. Кроме китайских иероглифов легенда включает и номинал  на русском языке – алтын. Причём китайский текст читается по горизонтали справо налево, а русский – по вертикали – сверху вниз. Русское слово написано в три строки: две – над имитацией отверстия – «ал-ты», а одна ниже – «нь». Под последними двумя буквами изображена точка.

Особенностью также является нетрадиционное символическое изображение короны в виде креста над головами геральдической птицы, что является серьезным аргументом в пользу средневекового происхождения монеты.

Легенда монеты двуязычна. Русская надпись на аверсе и реверсе. Графическое изображение букв близко современному и соответствует последней трети ХVII в. – времени наиболее вероятного появления алтына. Написание мягкого знака в конце слова «алтын» вполне отражает сложившееся положение вещей, когда твердый и мягкий знаки утратили свою первоначальную функцию звучащих букв, а впоследствии – разделительных знаков между словами. В их употреблении стали допускаться ошибки. Иногда писцы путали и взаимозаменяли эти знаки. Перенос частей слов также полностью отвечает существовавшим правилам. Подобные переносы одной, двух или только согласных букв часто можно увидеть на монетах ХVII-ХVIII вв.

Интересно написание слова «алтын». Оно находится в одной композиции с имитацией квадратного отверстия и двумя китайскими иероглифами, читаемыми как «тун» и «бао». Русско-китайская легенда соответствует китайской традиции перекрестного чтения. Это свидетельствует не только о внешнем знакомстве художника – автора монеты – с китайскими цянями, но и о понимании смысла их легенд. Да и подбор иероглифов, видимо, не случаен. В переводе они означают «ходячая монета», т.е. монета, находящаяся в обращении. Данные иероглифы часто использовались в различных вариациях при оформлении китайских денег. Учитывая столь умелое составление легенды, можно было бы предложить нерусское происхождение алтына, к тому же рельефное символическое изображение отверстия практиковалось империей Цин и тоже на двуязычных монетах – тибето-китайских. Однако эта версия не может устоять перед более существенными «русскими» факторами, формой монеты, техникой чеканки, более умелым написанием русских букв, чем китайских иероглифов, заменой на гербе короны крестом.

Возможен ли был выпуск «албазинского алтына»? Вероятно, возможен. Предполагается, что процесс изготовления «албазинского алтына» был остановлен неожиданной потерей Приамурья в результате подписания Нерчинского договора. Однако штемпели были уже изготовлены, что и позволило отчеканить пробные экземпляры, или же несколько монет были изготовлены позже (новоделы) по уже существующим штемпелям.

Следующая монета — копейка периода царствования Ивана Грозного.

Итак, немного истории. Во время реформы 1535-1538 годов произошло снижение веса монет. До реформы весовая норма составляла 0,78 г, для изготовления отечественных денежных знаков переплавляли западноевропейские талеры. На монетных дворах полученный расплав очищали до весьма высокой 960-й пробы. Изготавливалась «проволока», которую резали на части. А вот из них путём расплющивания делали заготовки. Один из штемпелей закреплялся в подставке, а вторым чеканщик бил по заготовке. Монетки получались неказистыми, поэтому в народе их называли «чешуйки» или «чешуя».

Реформа предполагала замену старых денег на новые. А также реформа предполагала изменение веса монет в сторону снижения. «Новгородка» с копьём приобретала вес 0,68 грамма, «Московка», всадник размахивает саблей (так называемая «Мечевая копейка»), именуемая «денга», теперь весила 0,34 грамма, а полушка – всего 0,17 грамма. С этого периода копейки выпускают и в Москве, и в Новгороде, и в Пскове.

Венчание на царство Ивана Грозного происходит в 1547 году. Для монетного дела это означает неизбежность обозначения нового титула. Поэтому после 1547 года на монете появилась надпись «ЦАРЬ». Для всех поздних «Новгородок» характерен единый штемпель оборота, а вот всадник на аверсе различается и насчитывает более десятка вариантов. Букв под всадником может быть и больше двух.

На выставке представлена новгородская копейка. На аверсе изображен всадник с копьем с буквами «ПС» под ним. Слово «царь» – это три первые буквы легенды расположены на реверсе монеты. Слова «КНЗЬ ВЕЛИКИ ГДРЬ ВСЕЯ РУСИ» не умещались построчно. Поэтому последние буквы слов  переезжали на следующую строку, соединялись с сокращением «государь» («ГДРЬ»), где «Д» больше походила на «О». В итоге мы видим некоторую «аббревиатуру».

И, наконец, копия монеты эпохи Новгородской и Киевской Руси.

Исходя из научных исследований, на монетах русского князя Владимира (980-1015) и  на монетах русского князя Ярослава Мудрого изображалась одноглавая птица. И это – не Орёл. Это – Сокол Рарог или Огненный Сокол/Жар-Птица Русов. Сокол Рарог стилизован под Скифский Трезубец. Надпись на монетах князя Владимира гласила: «Владимир на столе, а се его сребро», что значит: «Владимир на престоле, а это его деньги». Долгое время на Руси слово «сребро» – «серебро» – было равнозначно понятию денег.

Символ Сокола Рарога нашли также на кирпичах Десятинной церкви, первого Христианского Храма, построенного Князем Владимиром Святославовичем, на подвесках и перстнях русских князей и дружинников, а также на других предметах, являвшихся собственностью рода князей Новгородской и Киевской Руси. На некоторых артефактах изображены даже глаза сокола Рарога. В подтверждение того факта, что на монетах изображался сокол, говорит и тот факт, что у орла и ястреба «тупые» и короткие крылья по отношению к длине их тел, по сравнению с соколами, изображёнными на монетах Рюриковичей.

Представленная копия монеты красочно показывает  правоту этих исследований.

Вся информация, представленная на этой выставке, опирается на научные исследования разных авторов, работы которых были опубликованы в разное время.

Выставка имеет срочный характер и проходит с 21 февраля по 3 марта.

Новости партнеров

Новости партнеров

Новости партнеров

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.