Меню
16+

Интернет-портал Gazeta-bam.ru

02.01.2017 13:50 Понедельник
Категория:
Тег:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 52 от 28.12.2016 г.

Новый проект нашей газеты – краеведческая страничка

Эвенки-оленеводы, в прошлом их называли орочонами малоизученная группа народов Крайнего севера.

Уважаемые читатели! В следующем году мы планируем выпускать краеведческую страничку – у нас много материала о коренных жителях нашего района – эвенках, подготовленного Вадимом Фёдоровичем Иванищенко (с. Усть-Нюкжа). Правда, названия странички у нас ещё нет, но, может, вы её нам подскажете? Нам можно звонить по телефону: 8 (41656) 47-666, писать по электронной почте: bam98@ list.ru, отправлять письма почтой России: 676282, г. Тында, ул. Красная Пресня, д. 47, к. 316. А может, у кого-то из вас есть и материал для краеведческой страницы? Будем рады любому общению. А сегодня – введение в краеведческую страничку, написанное сотрудниками Амурского областного института повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров при подготовке к печати «Эколого-этнографического календаря эвенков Амурской области», автор – В.Ф. Иванищенко.

Редакция газеты «БАМ»

 

Эвенки-оленеводы, в прошлом их называли орочонами, что означает «оленьи люди», – малоизученная группа народов Крайнего севера. Г.М. Василевич относила к орочонам группы эвенков, кочевавших по отрогам Станового и Яблонового хребтов, разговаривающих на сибилянтно-спирантном диалекте и имевших орочонский тип оленеводства. Этот тип оленеводства по сравнению с эвенкийским характеризовался наличием более многочисленного стада; оленей использовали как средство передвижения; кочевки зависели от потребности оленей в корме. Г.М. Василевич считала, что орочонский тип оленеводства появился гораздо раньше эвенкийского. Эти особенности жизни орочонов обусловили особый календарь ведения хозяйства по циклам года: весна, лето, осень, зима. По мнению Г.М. Василевич, орочонами называли оленных тунгусов, проживавших за Витимом, по Олекме, Тунгару, Нюкже, Ольдою и Амуру.

Этноним «тунгус» имеет двоякое происхождение: первое – это от монгольского слова «тунг», т.е. «лесные», либо от тюкского «тонг уос» – «люди с мерзлыми губами», т.е. «говорящие на иностранном языке».

В Амурской области эвенки-оленеводы проживают в основном в пяти национальных сёлах: Первомайском, Усть-Нюкже, Устъ-Уркиме Тындинского района, в селе Бомнак Зейского района, селе Ивановское Селемджинского района.

По переписи населения 1959 года, в Амурской области проживали 2500 эвенков. По данным статистического управления в 1993 году на территории Амурской области проживали 1498 эвенков, в 2002 году–  1285, а на октябрь 2006 года – 1300 эвенков.

Большинство эвенков проживают в Тындинском районе – 740 человек, а самым большим эвенкийским селом в Амурской области является Усть-Нюкжа – здесь проживают 373 эвенка.

На снижение численности эвенков оказывают влияние такие факторы, как гибель от алкоголя, несчастные случаи, убийства и самоубийства, болезни органов дыхания, онкопатология, инвазии.

По языку эвенки относятся к тунгусо-маньчжурской языковой группе.

Язык эвенков Амурской области различается между собой тремя говорами: зейский говор – эвенки села Бомнак, тындинский говор – эвенки сёл Усть-Уркима, Усть-Нюкжа, Первомайское, Селемджинский говор – эвенки села Ивановское. Такое различие в языке сами эвенки объясняют тем, что они прибыли на землю амурскую из разных мест и в разное время. Так, тындинские эвенки по говору относятся к эвенкам, проживающим в Тунгиро-Олёкминском районе Читинской области. Селемджинские эвенки по говору объединяются с эвенками Охотского побережья, зейские эвенки имеют собственный говор, и у них много слов заимствовано из якутского языка.

Во всех пяти эвенкийских сельских школах ведётся преподавание родного языка с 1-го по 9-й классы как отдельного предмета. Эвенкийская письменность была создана в 1931 году на основе латинского, а с 1937 года – на основе русского алфавита.

В эвенкийском фольклоре самым распространённым видом жанра являются сказки, где главными героями выступают животные. Содержание сказок нравоучительное: высмеиваются зло, скупость, подхалимство, торжествуют добро и справедливость. Лиса хитра, коварна, хвастлива, волк – злой и жестокий, белка беспечна и весела, лось – добр и благороден, птица дикуша – глупа, её «лесная царица» энекэ бугады наказала за непослушание, у глухаря веки красные потому, что много плакал и тосковал по птицам, улетевшим на юг.

На наскальных рисунках, находящихся на берегах Олёкмы и Нюкжи (на снимке), древний художник изобразил оленя и человека. Возраст наскальных рисунков – 10-15 тысяч лет. По утверждению учёных-археологов, именно в это время и был одомашнен дикий лесной олень, и с тех пор олень остался основным видом в хозяйственной деятельности эвенков.

Новости партнеров

Новости партнеров

Новости партнеров

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.