Меню
16+

Интернет-портал Gazeta-bam.ru

18.04.2016 12:56 Понедельник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 15 от 13.04.2016 г.

Надежда Требушевская: Газета – это сегодняшняя жизнь с её заботами, проблемами, радостями и невзгодами

Автор: Надежда Требушевская
главный редактор газеты "БАМ"

Ученики гимназии №2 и их любимая газета

В апреле газете «БАМ» исполняется 18 лет.

Человеку свойственна самоуверенность. А современному человеку тем более. Он уверен, что это он творит историю. Но история иногда ставит человека на место, показывая ему, что не он здесь главный.

Именно это и произошло с газетой «БАМ»: человек думал, что это он определил судьбу газеты, но, как оказалось, её судьбу определило время и в конечном счёте история.

Поэтому я уже не удивляюсь, когда на каких-то городских мероприятиях, праздниках, торжествах, Галина Васильевна Масленникова, директор Тындинской городской библиотеки, в качестве ведущей мероприятия, упомянув газету «БАМ», обязательно уточняет, что первым её редактором был Иван Михайлович Шестак. И в сознании людей газета строителей «Байкало-Амурская магистраль» (все очень быстро стали называть её сокращённо «БАМ»), открытая в 1974 году Иваном Шестаком, ассоциируется с нынешней газетой «БАМ», хотя фактически это разные газеты.

Исторический, на мой взгляд, парадокс: в 1997 году Байкало-Амурскую железную дорогу как таковую упразднили и расчленили на три части, передав их разным железным дорогам, перед этим назвав дорогой в никуда, памятником застоя и т. д. Но и по сей день понятие Байкало-Амурская железная дорога существует, им оперируют и люди, проживающие в её зоне, и железнодорожники, и правительство, и президент России. БАМ существует не только в умах и сердцах людей, он существует реально. Но тогда, в 1997 году, казалось, что БАМ похоронен, что это навсегда. Ликвидировав в Тынде управление Байкало-Амурской дороги, ликвидировали и газету «Байкало-Амурская магистраль», которая к тому моменту была уже газетой не строителей, а железнодорожников: БАМ был построен, он заработал, и главными героями газеты стали железнодорожники.

А в 1998 году Владимир Рутштейн, который на тот момент был генеральным директором ОАО «Трест Центробамстрой», в нашем с ним разговоре сказал такую фразу: «Обидно мне, дороги, которую строили, больше нет, и газеты «БАМ» нет. Неужели мы и газету потеряли? Это же в наших силах – вновь открыть газету с таким названием?».

Вот я её и открыла – после дефолта, который случился в России в 1998 году. Ну, мы же до конца не понимали тогда, что значит дефолт! До конца я это поняла, когда тот же Рутштейн буквально после выхода четвертого номера, который я сделала в ноябре того года, категорично заявил мне: «Трест не будет содержать газету, времена очень тяжёлые, пусть газета зарабатывает сама. Печатайте тираж не две тысячи, а десять». То, что он сморозил чушь, Владимир Михайлович и не подозревал, он был авторитарным руководителем, и только его мнение было правильным. Единственное, на какую уступку пошёл трест, предоставил газете «БАМ» бесплатно кабинет.

Через два месяца ко мне в качестве верстальщика газеты присоединилась Евгения Вильшанецкая, которая до этого момента не знала, как включать компьютер. Еще два месяца спустя – член Союза писателей России Тамара Шульга, которая несколько лет проработала в той, первой газете «БАМ». Михаил Аронович Морозов, также много лет проработавший в газете «БАМ» в пору строительства, а затем эксплуатации Байкало-Амурской дороги, говорил нам с Тамарой: «15 номеров от силы выпустите, и всё, сдуетесь!».

На 13 апреля 2016 года мы выпустили 886 номеров газеты «БАМ». И сейчас, в минуты жесточайшего напряжения, когда я кричу, что закрою, к чёрту, эту газету, я отдаю себе отчёт, что газета уже давно живёт своей жизнью, что именно она – главное звено в нашей работе. И именно на неё мы работаем, а не на себя, великих, как любят себя позиционировать некоторые молодые журналисты, которых и журналистами-то трудно назвать.

Штатных работников в газете «БАМ», начиная с 1998 года, всегда было мало. По очень прозаической причине: нас никто не содержал, в нас никто не делал никаких вливаний. Мы старались зарабатывать на издание газеты сами (а печать газеты – в любой типографии – стоит сумасшедших денег, по нашим меркам). Ну, и конечно, на налоги, на аренду, на покупку компьютеров, сканеров, принтеров, бумаги к ним, покупку телепрограммы, интеллектуальных продуктов, к примеру, у ИТАР-ТАСС, чтобы газета была интересной, не местечковой. И на зарплатку… Потому что она у нас, как я говорю, «три копейки». Но кто-то ведь должен делать это неблагодарное дело – выпускать газету, правда? Тем более что это наше любимое дело и любимое детище. А то, что мы заняли такую позицию – ни у кого не брать денег, зарабатывать самим, так это не оттого, что мы такие принципиальные, суперсправедливые и т.д. В 2000 году мы пережили очень острый момент, когда коллектив газеты «БАМ» пытались поставить на колени. Тогда в ОАО «Трест Центробамстрой» сменился генеральный директор, новый господин вызвал меня к себе и первым делом заявил: «Теперь вы будете писать только то, что я скажу. В следующем номере вы напишете, что прежний генеральный – Рутштейн – вор». На мой вопрос, написал ли он заявление, к примеру, в прокуратуру, новый генеральный задохнулся от возмущения и буквально (поверьте мне на слово) завизжал: «Ты будешь писать то, что я скажу, не хочешь, убирайся вон!». Несколькими неделями позже он в присутствии мэра города встал передо мной на колени, извинился и очень упрашивал вернуться… Как я и предполагала, в строительном тресте не нашлось никого, кто бы мог выпускать газету, и через некоторое время, уже при другом генеральном директоре трест вышел из состава учредителей, практически отдав мне газету «БАМ».

Было много разного за эти годы. Вплоть до того, что в 2008 году по настоянию мэра города газете «БАМ» всюду отказывали в аренде помещения. Пока Виктор Кузьмич Крепких, в то время глава администрации Тындинского района, не возмутился: «Мы что не можем для газеты «БАМ» кабинета найти?». А через год, рассердившись по поводу одной публикации в газете, хотел отобрать у нас этот кабинет… Нас всегда спасало то, что мы были небольшим мобильным коллективом (в 2008 году, пока не нашли помещение для редакции, выпускали газету дома у Жени Вильшанецкой), и что у нас всегда много друзей и помощников. До сих пор кто-нибудь из коллег спрашивает, где мы берём столько материалов? А нам пишут! Городская и сельские библиотеки, музей истории БАМа, спортивные школы, детские сады, общеобразовательные школы, лицей, гимназии, Центр детского творчества, полиция, Пенсионный фонд, Россельхознадзор… Тындинцы и бывшие тындинцы, уехавшие в другие города, шлют нам рассказы, стихи, ностальгические воспоминания… И за это всем огромное спасибо! И это правильно! Потому что газета – это сегодняшняя жизнь с её заботами, проблемами, радостями и невзгодами. Как живут сегодня люди, и каково нынешнее время – вот приоритеты газеты «БАМ». Обо всех стройках, новшествах в нашей жизни мы стараемся рассказывать с той точки зрения, насколько это выгодно, интересно, полезно людям, живущим в Тынде, на БАМе, в Тындинском районе, Амурской области, России.

К сожалению, задели нас своим крылом и потери… 18 лет для современной газеты – немаленький срок. В 2014 году ушла из  жизни Тамара Григорьевна Шульга – очень хороший поэт, очень честный искренний человек, моя правая рука в газете и моя любимая подруга. Мой верный товарищ, на которого я могла оставить газету. Потому что еженедельный (без праздников и отпусков) выпуск газеты – это рабский труд. «Я раб на галерах», – любимая моя газетная присказка на протяжении многих лет. Не знаю, как бы я справилась с этим диким объёмом газеты (24 полосы вместе с телепрограммой), если бы не Максим Ермаков. Впрочем, сегодня надо говорить уже Максим Викторович. А в 2000 году он был мальчишкой, учился в школе № 7 г. Тынды, увлекался самыми разными вещами, начиная от посещения секции ботаников-овощеводов на станции юннатов и заканчивая кружком юных журналистов. Он носил нам заметки, написанные от руки тремя разными цветами, и в школе прослыл борцом за правду. Невзирая на корявые школьные заметки в нём жили интерес и любовь к газете. А любить газету крайне трудно, она не терпит половинчатости, разбросанности, разгильдяйства и отсутствие аналитического ума. В какой-то момент я думала, что Максим бросит нас: мы относились к нему как к взрослому, требуя качественных заметок и ругая за поверхностность. А он выстоял, окреп, мы со своими придирками не смогли уничтожить его любовь к газете, и сегодня мы с Максимом Викторовичем в деле выпуска газеты «БАМ» как те бойцы в окопе: нас может выкурить или сразить только химическое или бактериологическое оружие. Правда, он сегодня внештатный корреспондент (но вполне успешно поработал и главным редактором «БАМа»), но это всё тот же пресловутый денежный вопрос: невозможно молодому мужчине прожить на наши «три копейки». Но внештатный такой, что и три штатных корреспондента не заменят. Что называется, за одного битого двух небитых дают…

Сегодня Евгения Григорьевна Вильшанецкая и Лариса Евгеньевна Чиркова не верстальщики, а художники-дизайнеры компьютерного цеха газеты «БАМ», Виталия Павловича Чиркова мы не называем водителем, развозящим газету, а только начальником транспортного цеха!  Мой сын Илья Владимирович Требушевский, издатель газеты, работает с налоговой инспекцией и Пенсионным фондом, а другого моего сына Романа Владимировича компьютерный цех называет системным администратором: куда кидаться, когда прочно завис компьютер, а в газете лишних денег нет? Анжеле Георгиевне Печерице, заместителю директора по воспитательной работе гимназии № 2 г. Тынды, гонорар мы не платим: она окончила факультет журналистики АмГУ, давным-давно сотрудничает с «БАМом»: какой тут гонорар, свои люди! Конечно, было бы лучше, если бы платили, но газета – это не доходный бизнес, хорошо бы по нулям на конец года выйти, никому не задолжать.

Ценю за сотрудничество Веру Григорьеву, Андрея Матюкова, Ольгу Кудрявцеву, часто вспоминаю Анну Волкову и Ольгу Швайченко, радуюсь, что имею возможность общаться с Юлией Матвеевой, которая долгие годы была моей расторопной помощницей, – все талантливые, умные! Говорят, свита делает короля. А газету делают люди: каковы они, такова и газета. А время всё расставляет по своим местам: нужна ли такая газета людям, любят ли её, доверяют ли ей. И уже неважно, это всё та же газета, которую открыл в 1974 году Иван Шестак, или другая. Главное – она есть, газета «БАМ».

И, кстати сказать, связь с Иваном Михайловичем Шестаком мы никогда не теряли и не теряем. Иногда он пишет нам в газету «БАМ», ну, а День печати отмечаем вместе.

Новости партнеров

Новости партнеров

Новости партнеров

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.