Меню
16+

Интернет-портал Gazeta-bam.ru

20.03.2016 13:38 Воскресенье
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 11 от 16.03.2016 г.

22 марта отмечается 350-летие появления Албазинской иконы Божией Матери

В настоящее время строится епархиальный женский монастырь в честь Албазинской иконы Божией Матери.

От крепости Албазин до гибели и возрождения Албазино

Албазинская икона Божией Матери «Слово плоть бысть» – великая святыня Приамурья – свое название получила от русской крепости Албазин (ныне село Албазино) на Амуре, основанной в 1650 году знаменитым русским землепроходцем атаманом Ерофеем Хабаровым на месте городка даурского князя Албазы.

Грозно возвышавшийся над Амуром Албазинский острог стал предметом ненависти китайского богдыхана (императора) и его воевод, уже тогда мечтавших распространить свои владения на всю русскую Сибирь. В канун праздника Благовещения, 24 марта 1652 года, на Амуре произошло первое военное столкновение русских с китайцами. Молитвами Пресвятой Богородицы язычники были разбиты и отброшены в свои пределы. Эта победа явилась для русских благим предзнаменованием. Но борьба только начиналась.

В июне 1658 года албазинский отряд (270 казаков во главе с Онуфрием Степановым) попал в засаду и был полностью уничтожен китайцами. Враги сожгли Албазин, опустошили русские земли, угнали в Китай местное население.

В те трудные годы Пресвятая Богородица явила особое знамение Своей милости к Амурской земле. В 1665 году, когда русские вернулись и восстановили Албазин, пришел на Амур с духовенством старец Ермоген из Киренского Свято-Троицкого монастыря и принес с собою благословение возрожденному краю – чудотворную икону Божией Матери «Слово плоть бысть», именуемую с тех пор Албазинской.

Албазин обстраивался. Плодородная земля кормила хлебом всю Восточную Сибирь. Местное население приобщалось к русской православной культуре, мирно входило в состав многонационального Русского государства, находило у русских защиту от набегов хищных китайских феодалов.

В Москве не забывали о нуждах далекой Амурской окраины: крепили военную оборону, улучшали управление краем. В 1682 году было образовано Албазинское воеводство. Заботились о духовном окормлении приамурских племен.  Дауры и тунгусы це­лыми родами приступали к святому Крещению, большое значение имело обращение в право­славие даурского князя Гантимура со старшим сыном Катанаем.

Слуги богдыхана готовили между тем но­вое нападение. После нескольких безуспешных набегов 10 июля 1685 года они подошли к Албазину с 15-тысячной армией и окружили крепость. В ней находились 450 русских воинов с 3 пушками. Первый штурм был отбит. Тогда китайцы со всех сторон обложили деревянные стены остро­га дровами и хворостом и подожгли. Дальнейшая оборона стала невозможной. Со знаменами и святынями, среди которых была чудотворная Албазинская икона, гарнизон в боевом порядке покинул крепость.

Но Божия Матерь не оставила Своим заступлением избранного Ею града. Разведчики вско­ре донесли, что китайцы вдруг «наспех, днем и ночью» стали отступать от Албазина, не успев даже выполнить приказ богдыхана об уничтожении засеянных русских полей. Чудесным вмешательством Небесная Покровительница не только изгнала врагов из русских пределов, но и сохранила хлеб, которого хватило потом восстановленному городу на несколько зимовок. 20 августа 1685 года русские уже вновь были в Албазине.

Прошел год, крепость снова была осаждена китайцами. Началась героическая пятимесячная оборона Албазина – «Албазинское сидение», занимающее почетное место в истории русской боевой славы. Трижды – в июле, сентябре, октябре – бросались войска богдыхана на штурм деревянных укреплений. Огненные стрелы и раскаленные ядра градом летели на город. Бой был такой, что ни города, ни его защитников не видно было в дыму и в огне. И все три раза незримый Покров Богородицы ограждал албазинцев от жестоких врагов.

К декабрю 1686 года, когда китайцы, признав своё бессилие, сняли осаду Албазина, в городе из 826 его защитников оставались 150 человек. Для продолжения войны с богдыханом этих сил было недостаточно. В августе 1690 года последние казаки во главе с Василием Смиренниковым, одним из героев албазинской обороны, ушли из Албазина. Ни крепость, ни ее святыня не достались врагу: укрепления были срыты и уничтожены казаками, Албазинская икона Божией Матери была перенесена в Сретенск, город на реке Шилке, впадающей в Амур.

Но и после гибели Албазина Бог судил его жителям выполнить еще одно служение на благо Церкви. За годы войны около сотни русских казаков и крестьян из Албазина и его окрестностей попали в плен и были отведены в Пекин. Богдыхан (император) приказал даже отдать одно из буддийских капищ для устроения в китайской столице православного храма во имя Софии, Премудрости Божией. В1695 году митрополит Тобольский Игнатий отправил в Софийский храм антиминс, миро, богослужебные книги и церковные сосуды. Скоро проповедь Евангелия в китайской империи принесла плоды – появились первые крещеные китайцы.

Прошли годы, наступила новая эпоха русского освоения Амура. Трудами генерал-губернатора Восточной Сибири Н.Н. Муравьева-Амурского (1881) и святого равноапостольного Иннокентия, архиепископа Камчатского (1879, память 31 марта), в духовном окормлении которого находились Приамурье и Приморье, в несколько лет весь левый берег Амура был застроен русскими городами, селами и казачьими станицами. За одно лето 1857 года на берегу Амура было выстроено пятнадцать станиц и поселков (в том числе большие станицы – Албазинская на месте древней крепости и Иннокентиевская, названная так в честь Святителя Иннокентия), также за одно лето 1858 года – более тридцати поселений, среди них три города – Хабаровск, Благовещенск, Софийск.

Новые переселенцы на пути к Амуру, проезжая через Сретенск, усердно приносили моления Святой Защитнице Приамурья пред Ее чудотворной Албазинской иконой. Молитвы их были услышаны: Айгунский (1858 года) и Пекинский (I860 года) договоры окончательно закрепили за Россией левобережье Амура и Приморье.

В 1868 году епископ Камчатский Вениамин Благонравов, преемник святителя Иннокентия, перенес святую икону из Сретенска в Благовещенск, вернув Амурскому краю его славную святыню.

Икона-заступница и защитница

Летом 1900 года, во время «Боксерского» восстания в Китае, волна мятежа дошла и до русских рубежей. Китайские войска неожиданно появились на берегу Амура перед мирным Благовещенском. Девятнадцать дней враг стоял пред беззащитным городом, осыпая его артиллерийским огнем, угрожая вторжением на русский берег. Обмелевший Амур облегчал переправу противнику. Но в Благовещенском храме непрестанно шла служба, читались акафисты пред чудотворной Албазинской иконой. И Покров Божией Матери, как в давние времена албазинских сражений, был простерт над городом: не осмелившись перейти Амур, неприятель ушел от Благовещенска. По рассказам самих китайцев, они часто видели в те дни, как по берегу Амура проходила Светлая Женщина, внушавшая им необоримый страх и лишавшая их снаряды губительной силы.

По благополучном окончании военных действий китайцы так и не решились на штурм, – защитники осмотрели собор и не нашли ни одного повреждения от пуль и снарядов.

В память о чуде благовещенцы дали обет построить новый кафедральный собор, но... Грянула революция. Все 20 храмов г. Благовещенска и 89 по области были разрушены, а великая Святыня Дальнего Востока – Албазинская икона попала в запасники краеведческого музея, где сохранилась неповрежденной и даже с драгоценным окладом до наших дней.

В 1991 году усердием протоиерея Валентина Полищука и актива прихожан храма Благовещения Пресвятой Богородицы чудотворную покровительницу дальневосточных окраин России вернули верующим. По благословению архиепископа Благовещенского и Тындинского Гавриила с 1997 года возобновились крестные ходы с Албазинской иконой.

В год празднования 20-летия возвращения Амурской святыни верующим, по благословению назначенного накануне на Благовещенскую кафедру епископа Лукиана (Куценко), молебное акафистное пение перед чудотворной Албазинской иконой стало совершаться по пятницам в 7 часов утра. Соборно, с участием архиерея, духовенства епархии, при многочисленном стечении жителей города Благовещенска исполняется акафистное пение, составленное Преосвященным епископом Лукианом.

350 лет охраняет амурские рубежи чудотворная Албазинская икона Божией Матери. Православный народ чтит ее не только как покровительницу русского воинства, но и как помощницу будущих матерей во время чревоношения.

В 2013 году во время сильнейшего наводнения, обрушившегося на Приамурье, правящий архиерей с иконой на вертолете облетел районы Амурской области. После этого большая вода отступила от Благовещенска и его окрестностей.

В день 115-й годовщины чудесного спасения Благовещенска от артобстрелов китайцев, когда Пресвятая Богородица воочию явилась неприятелю на берегу Амура, став Необоримой Стеной для беззащитного города, по благословению Преосвященного Лукиана, решением Епархиального совета Благовещенской епархии было принято решение о возобновлении исторического благодарственного крестного хода в память о чуде, бывшего летом 2 августа 1900 года.

В настоящее время по благословению правящего архиерея, Преосвященного Лукиана, в селе Среднебелая, расположенном в 70 километрах от Благовещенска, строится епархиальный женский монастырь в честь Албазинской иконы Божией Матери. На территории женской обители уже действует храм, возведенный в честь великой святыни Приамурья.

С марта 2015 года, в календаре особых памятных дат области день 22 марта стал отмечаться как день праздника чудотворной иконы Божией Матери «Албазинская» и день единства амурчан.

Новости партнеров

Новости партнеров

Новости партнеров

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.