Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 4 от  27.01.2016 г.

Верховный Суд РФ отменил пересчёт пенсии за выслугу лет бывшей главе села Первомайского

При определении размера муниципальных доплат бывшим чиновникам надо исходить из реалий сегодняшнего дня и обеспеченности бюджетов.

В администрацию Тындинского района поступило определение Верховного Суда РФ от 7 декабря 2015 году, который отменил решение Тындинского районного суда Амурской области от 26 ноября 2014 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 20 марта 2015 года. Бывшей главе Первомайского сельсовета Людмиле Шамрай отказано в удовлетворении исковых требований к администрации Первомайского сельсовета о перерасчете пенсии за выслугу лет.

Людмила Шамрай обратилась в суд с иском к администрации Первомайского сельсовета о перерасчете пенсии за выслугу лет. В обоснование требований она ссылалась на то, что с 27 декабря 1996 года по 10 января 2005 года она замещала должность главы администрации села, а с 28 ноября 2009 года получает пенсию за выслугу лет в размере 16 836 руб. Такое решение 1 декабря 2009 года приняла администрация Первомайского сельсовета (45% базового денежного вознаграждения по должности).

7 мая 2014 года Людмила Шамрай обратилась с заявлением в администрацию Первомайского сельсовета, в котором просила произвести перерасчет пенсии за выслугу лет с момента вступления в силу новой редакции Устава этого населенного пункта. Действующая глава администрации сельского отказала ей в этой просьбе. Такое решение было принято в связи с тем, что нормативными правовыми актами перерасчет пенсии за выслугу лет не предусмотрен.

Не согласившись с отказом, пенсионерка просила районный суд признать незаконным решение администрации Первомайского сельсовета от 26 мая 2014 года, возложить на ответчика обязанность произвести перерасчет пенсии за выслугу лет с момента вступления в силу изменений, внесенных в Устав Первомайского сельсовета и положение от 27 августа 2008 года № 21, то есть с 25 января 2012 года, исходя из ее стажа муниципальной службы (стаж Людмилы Бонифатьевны – 11 лет 11 месяцев 1 день). Женщина просила установить ей «муниципальную доплату» к пенсии по старости в размере 75% базового денежного вознаграждения по должности главы Первомайского сельсовета.

26 ноября 2014 года решением Тындинского районного суда Амурской исковые требования Людмилы Шамрай были удовлетворены. Отказ администрации села в перерасчете пенсии был признан незаконным. На ответчика была возложена обязанность произвести перерасчет Людмиле Шамрай пенсии за выслугу лет с 25 января 2012 года в размере 75% базового денежного вознаграждения по должности главы Первомайского сельсовета.

В администрации Первомайского сельсовета с данным решением не согласились, посчитав, что тратить средства скудного местного бюджета на повышения муниципальных пенсий неразумно. Однако в судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 20 марта 2015 г. решение суда первой инстанции было оставлено без изменения.

Глава Первомайского сельсовета подала в Верховный Суд Российской Федерации кассационную жалобу для отмены судебных постановлений, как незаконных, и принятия по делу нового решения об отказе в удовлетворении требований Людмилы Шамрай.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению, поскольку имеются основания для отмены в кассационном порядке судебных постановлений.

Так, в Верховному Суде посчитали, что на момент выхода Людмилы Шамрай на пенсию в п. 4 положения от 27 августа 2008 г. № 21 был закреплено, что лицу, замещавшему должность администрации Первомайского сельсовета, пенсия за выслугу лет в связи с выходом на пенсию устанавливается в следующем размере: при замещении муниципальной должности администрации Первомайского сельсовета сроком семь и более лет – 45% денежного вознаграждения по соответствующей должности.

Решением администрации Первомайского сельсовета Людмиле Шамрай была установлена пенсия за выслугу лет в размере 12 879,54 руб. (45% денежного вознаграждения по должности главы администрации). В дальнейшем в связи с повышением денежного вознаграждения по должности главы администрации женщине производился перерасчет пенсии за выслугу лет: в мае 2010 года размер пенсии истца за выслугу лет составлял 13 638,6 руб., в августе

года – 15 411,64 руб., в октябре 2012 года – 16 337,34 руб., в октябре 2013 года – 17 235,45 руб.

Решением Первомайского сельского Совета народных депутатов от 31 мая 2011 года был принят Устав Первомайского сельсовета, в части 3 ст. 29 было предусмотрено, что при замещении должности главы Первомайского сельсовета в течение свыше двух сроков исполнения полномочий главе в связи с выходом на пенсию устанавливается пенсия за выслугу лет в размере 45% базового денежного вознаграждения по должности.

Пенсия за выслугу лет устанавливается к трудовой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Размер пенсии за выслугу лет увеличивается на районный коэффициент к заработной плате, установленный законом области и муниципальными правовыми актами для территории Первомайского сельсовета (ч. 3 ст. 29 Устава).

Решениями Первомайского сельского Совета народных депутатов от 25 января 2012 г. № 156 и 156/1 в часть 3 ст. 29 Устава села и п. 4 положения от 27 августа 2008 г, № 21 были внесены изменения, согласно которым при замещении должности главы Первомайского сельского Совета народных депутатов сроком свыше трех лет исполнения полномочий устанавливается пенсия за выслугу лет в размере 75% базового денежного вознаграждения по должности.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ находит приведенные выводы судов первой и апелляционной инстанций основанными на неправильном толковании и применении к спорным отношениям норм материального права. Статьей 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления. В таком случае расходные обязательства устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.

Из приведенных положений нормативных правовых актов следует, что правовое регулирование дополнительного пенсионного обеспечения муниципальных служащих, осуществляемого за счет средств местного бюджета, отнесено к компетенции органов местного самоуправления. Федеральными законами определены границы, в пределах которых органы местного самоуправления в соответствии с законодательством субъекта РФ определяют уровень дополнительного пенсионного обеспечения за выслугу лет для муниципальных служащих своего муниципального образования. Поскольку финансирование пенсии за выслугу лет муниципальных служащих осуществляется за счет собственных доходов соответствующих муниципальных образований, то они с учетом бюджетных возможностей вправе вводить и изменять порядок и условия выплаты такой пенсии муниципальным служащим как в отношении вновь, так и ранее назначенных пенсий.

Учитывая, что пенсии за выслугу лет муниципальным служащим выплачиваются дополнительно к установленным этим лицам в рамках системы обязательного пенсионного страхования трудовым пенсиям, то само по себе изменение органами местного самоуправления правил исчисления таких пенсий и их размера не может рассматриваться как нарушающее право на пенсионное обеспечение муниципальных служащих, которые работали на одной и той же должности в администрации села и были уволены в разное время.

Кроме того, суд посчитал, что при определении размера муниципальных доплат бывшим чиновникам надо исходить из реалий сегодняшнего дня и обеспеченности бюджетов.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ определила, что решение Тындинского районного суда Амурской области от 26 ноября 2014 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 20 марта 2015 г. необходимо отменить. В удовлетворении исковых требований Людмилы Бонифатьевны Шамрай к администрации Первомайского сельсовета о перерасчете пенсии за выслугу лет было отказано.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

1502