Меню
16+

Интернет-портал Gazeta-bam.ru

30.01.2016 13:44 Суббота
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 4 от 27.01.2016 г.

Каково наше сегодняшнее отношение к городскому театру, нуждаются ли в нем горожане?

Автор: Роман Кахоров

Сцена из спектакля "Адюльтер"

Наш корреспондент Роман Кахоров попытался ответить на эти и многие другие вопросы.

Часто ли мы удивляемся тому, что в нашем известном, но все же небольшом городе существует свой собственный драматический театр? Понимаем ли до конца, какой драгоценностью обладаем? Чем заслужили такое превосходство над другими амурскими городами?  И, самое главное, каково наше сегодняшнее отношение к городскому театру? Говоря попросту, нуждаются ли в нем горожане?

Наш корреспондент Роман Кахоров попытался ответить на эти и многие другие вопросы, которые напрямую касаются жизни драматического театра города Тынды. С этой целью он побеседовал с его нынешним директором и главным режиссёром Светланой Евгеньевной СТРЕЛЕЦ.

– Кому первому пришла идея открыть драматический театр в Тынде?

– Театр был открыт в сентябре 1996. К этой мысли первым пришёл Владимир Михайлович Лелека и получил поддержку Виталия Семеновича Кабалкина (в то время он был начальником отдела культуры). Это был очень талантливый артист, известный в городе режиссёр и, говоря современным языком, шоумен. Раньше Владимир Михайлович руководил народным театром  в ДК «Юность», о котором с ностальгией вспоминают многие старые бамовцы и который располагался в двухэтажном деревянном здании на месте нынешней гостиницы «Юность».

Позже народный театр перешёл в Дом народного творчества  «Русь», где художественным руководителем была ваша покорная слуга. Это было прекрасное время, когда на БАМе  проводились фестивали театров Дальнего Востока. Коллектив нашего народного театра участвовал со своим спектаклем по пьесе С. Лобозёрова «Семейный портрет с посторонним». По итогам фестиваля этот спектакль получил гран-при за лучшую режиссёрскую работу, а я получила приз за лучшую женскую роль.

Именно тогда, после успеха тындинского народного театра на театральном фестивале и было принято решение из народного театра сделать профессиональный муниципальный драматический театр. Весь организационный груз создания театра взвалил на себя Владимир Михайлович Лелека, опять же поддерживал его Виталий Семенович Кабалкин. Буду честна, создавал Владимир Михайлович этот театр прежде всего для себя! Это была мечта всей его жизни! И ему удалось убедить в этой чрезвычайно дорогой для городского бюджета затее вначале мэра города Марка Борисовича Шульца, а затем и председателя отдела культуры Виталия Семёновича Кабалкина. В сентябре 1996 года вышло постановление мэра, и Тындинский городской драматический театр был создан.

– Каким образом шло финансирование театра?

– Из муниципального бюджета. В то время у нас было около пяти ставок артистов, ставка директора и главного режиссёра. Но это для того времени было уже здорово, и мы приступили к репетициям. Вышли спектакли «Тук-тук! Кто там?», «Трагедии первого этажа», «Ностальгия по любви»… В 1997 году по семейным обстоятельствам я уехала жить на Украину. Через три года мы вернулись обратно.  Я вернулась в театр, который находился всё там же, в «Олимпийском», но там уже не было отца-основателя. Лелека ушёл, директором была Валерия Вячеславовна Шевченко. Куда ушёл Владимир Михайлович Лелека, и почему он бросил своё детище?  Это одновременно и простой, и сложный вопрос. Не мне об этом судить, меня не было там. Владимир Михайлович был человеком, для которого творчество имело смыл ради самого творчества. Созданный им театр, видимо, в какое время стал для него отработанным материалом, его душа требовала новых проектов и устремлений. Это было его решение. И мы, те, кто его знал, всё равно очень любим этого человека, считаем его отцом, создателем, основателем и очень чтим его. Не было бы его, не было бы и нашего театра. Вот так и был создан театр.

– Вы сказали, что сами были актрисой?

– Да, первый приказ по театру был издан именно на меня: «Принять артисткой Стрелец Светлану Евгеньевну». Мы с Владимиром Михайловичем организовали художественный отбор артистов из горожан, так как хорошо понимали, что с профессиональным актёрским образованием сюда без предоставления жилья никто не приедет, а жильё в Тынде было проблемой всегда. Поэтому мы объявили творческий конкурс, и по итогам этого конкурса в театр попали Аксана Лукина и Инна Максимюк. Чуть позже пришла Инга Полетаева. Аксана Лукина была знакома со спецификой актёрской профессии, а Инна пришла, что называется, «просто человеком с улицы». Она подготовила творческий показ и так понравилась нам, что с тех пор является полноценным членом нашей труппы вот уже более 10 лет. Потом через нашу труппу прошли (какое-то странное выражение) такие замечательные актёры, как Слава Соловьёв, сейчас работает в БСК, Петя Монченко, Таня Ивашкевич – она была ещё в первом составе, сейчас в Питере живёт. Всего нас было 5-6 человек. Потом к нам приехал режиссёр из Благовещенска, и он привёз с собой Сергея Малашкова. Сергей тоже несколько лет служил в нашем театре.

Не раз приглашали режиссёров со стороны, но как-то они всё не приживались. Послед-ним главрежем, который проработал у нас более 4 лет, с 2000-го по 2004-й, был Дмитрий Иванович Пигеев. Потом он  уехал жить в  Питер. С тех пор у нас главного режиссёра нет. Я совмещаю должность главрежа, а молодёжными постановками занимается у нас Виталий Дедюхин. Появление в нашем коллективе Виталия Дедюхина и Нины Шляховой (сейчас она Кобелева) пополнило нашу труппу молодыми кадрами. Они приехали к нам на практику из Улан-Удэ, после окончания института остались у нас работать. Работают до сих пор и очень хорошо. Без них я даже не представляю сейчас наш театр. Виталий  у нас и художник-постановщик, и актёр, и режиссёр. Он ставит в основном молодёжные спектакли. А Нина – заведующая труппой и актриса. Очень часто помогает мне в постановках и проведении репетиций, когда я занята.

– Каков нынешний состав трупы?

– У нас сейчас из девочек: Нина Кобелева, Наталья Мухамедова, это возрастная актриса, Инга Полетаева, наша звезда. Практически весь наш актёрский состав имеет специальное образование. Нина Кобелева высшее образование получила в Улан-Удэ, Инга Полетаева – в Хабаровске, Наталья Мухамедова – училище культуры, Ксения Дедюхина учится в Улан-Удэ в академии. Из ребят: Виталий Дедюхин – высшее образование, Улан-Удэ, Иван Литвин – высшее образование, Хабаровск, Андрей Малашков и Женя Мытько учатся в Улан-Удэ на третьем курсе, они в одной группе с Ксюшей, Константин Эдуардович Медведев – среднее специальное образование, Дима Павленко тоже учится в академии. Таким образом, в составе нашей труппы 10 человек: 6 мужчин и 4 женщины.

У нас очень хороший коллектив. Обычно в театрах  труппы большие, и между артистами возникают сложные отношения творческого соперничества. А у нас, во-первых, коллектив небольшой, поэтому для самореализации себя как творческой личности очень много возможностей, и никто никому не переходит дорогу.

– Как прошёл первый дебютный сезон у труппы?

– При Владимире Михайловиче Лелеке театральные сезоны проходили замечательно. Наш первый спектакль «Семейный портрет с посторонним» шёл «на ура». Активно шли детские спектакли. По нормам постановок (стандартам), в нашем репертуаре должны быть ежегодно две взрослые постановки и две-три детские. Кроме того мы принимаем участие в организации общегородских мероприятий, таких как Проводы зимы, 9 Мая, День города, проводим новогодние шоу-представления, игровые программы и другие мероприятия для предприятий, школ и детских дошкольных учреждений.

– Какой был зритель, когда создавался театр? Изменился или он с того давнего периода первых постановок? Стал ли более равнодушным, или Тында по-прежнему город театралов?

– В театр не ходят те, кто его не любит. Поэтому здесь не может быть равнодушного зрителя.  У нашего театра много поклонников! К нам стал ходить умный зритель.  На  премьерах теперь аншлаги, давно уже так. Но, конечно, плохо, что у нас город маленький! Играем три премьерных спектакля – аншлаг, а потом зал постепенно пустеет, потому что те, кто хотели прийти и увидеть, уже пришли и увидели! Те, кто любят театр, те и ходят в театр. Те, кто любят эстраду, те идут на эстраду. Тут ничего не сделаешь.

Тындинский зритель приучен к театру! Мы организовали в нашем городе частые гастроли Петербургской оперетты. Приезжают со своими спектаклями артисты из Москвы. Поэтому несмотря на кризис зритель стал ходить лучше. Очень приятно, что иногда даже после московских спектаклей люди выходят  и говорят, что наши артисты лучше. Это свидетельство того, что наши постановки очень сильные, и поэтому наши зрители любят нас. На детские спектакли дети вообще у наc по пять раз ходят.

– К сожалению, я вынужден задать вам вопрос о том, каково сегодня положение театра? Не могут переживаемые всей страной трудности не отразиться на деятельности вашего коллектива...

– Мы не относимся к федеральным структурам. Наш театр муниципальный, и мы полностью зависим от муниципального бюджета. И, слава Богу, что сейчас, в такой сложной обстановке в стране, наши городские власти  продолжают находить возможность финансировать театр. Коллектив получает заработную плату, своевременно оплачиваются коммунальные платежи, содержится здание театра. Это все оплачивает администрация города Тынды. А вот аппаратура, постановочные расходы и прочие  предметы технического оснащения лежат на наших собственных плечах. Но мы всё равно очень благодарны руководству города, нашему мэру и комитету по культуре, которые всегда и во всём нас поддерживают, потому что для такого маленького города иметь свой театр – это огромное достижение.

– Как я понимаю, к проблеме театра можно отнести и всё убывающее население города?

– Да. Это проблема всех провинций. Во-первых, мы далеко от крупных центров цивилизации, в качестве гастролей нам доступны поездки только в Соловьёвск или Благовещенск, по трассе БАМа, Нерюнгри. В этом году мы были с гастролями только в г. Нерюнгри, туда ездим постоянно и с удовольствием. Кстати, в прошлом году нам удалось съездить на фестиваль провинциальных театров  в г. Черемхово, хотя это было совсем не просто. Багажные отделения сейчас закрыты, и наши декорации нам просто не на чем было довезти до места. Поэтому часть декораций везли с собой как ручную кладь. Пришлось проявить недюжинную изобретательность. В фестивальном спектакле «Не такой, как все» есть огромная деталь часов. Вот Светлана Викторовна Голубнича вместе с ребятами и придумали её складной вариант, и мы её везли в разборном виде.

Да, это проблема – отток населения. Даже в  кино, на премьерные показы, на кассовые фильмы люди меньше стали ходить. Кризис касается всех. Но, надеюсь, работы на наш век  ещё хватит! Мы оптимисты и надеемся, что со временем  всё наладится и будет  нормально. Так что работаем!

Выйти замуж за маньяка
Выйти замуж за маньяка
Выйти замуж за маньяка

Новости партнеров

Новости партнеров

Новости партнеров

Комментарии (1)

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.