Меню
16+

Интернет-портал Gazeta-bam.ru

08.01.2015 16:34 Четверг
Категория:
Теги (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 53 от 31.12.2014 г.

Заболеваемость по ОАО «РЖД» почти на 20% ниже, чем в целом по России

Автор: Ольга Лариохина
Источник: "Гудок"
Олег Атьков, вице-президент ОАО «РЖД»

Немалую роль в этом играют уникальность и мобильность корпоративной системы здравоохранения. На вопросы корреспондента "Гудка" отвечает Олег Атьков, вице-президент ОАО «РЖД».

– Олег Юрьевич, в этом году отраслевая медицина отметила своё 170-летие. Какие ценности и традиции актуальны для железнодорожных врачей в XXI веке? 
– Во все времена задачами железнодорожной медицины были обеспечение безопасности движения поездов и сохранение профессионального долголетия работников. Они и сегодня определяют ключевые ценности в работе наших медиков. Это в первую очередь забота о людях: о сотрудниках компании, обеспечивающих перевозки, и о пассажирах, выбирающих железнодорожный транспорт в качестве средства передвижения. Не было и нет ничего важнее человеческой жизни. 

– ОАО «РЖД» остаётся единственной компанией, сохранившей институт производственной медицины. Чем это продиктовано и что даёт? 
– В своё время такое решение было принято сознательно и продиктовано прежде всего тем, что производственная медицина для нас является частью технологии. Речь о медицинском обеспечении безопасности движения поездов, профилактике риска профзаболеваний, реабилитации работников после аварий, снижении уровня производственного травматизма. Должен сказать, что мы с коллегами сумели выстроить самую совершенную систему здравоохранения в стране, ориентированную на работающего человека. 
Создана координационно-управленческая вертикаль, представленная Центральной и региональными комиссиями по охране труда и здоровья работников, полутора тысячами инженерно-врачебных бригад (ИВБ) в структурных подразделениях филиалов компании. 
Эффективно функционирует служба цеховых врачей-терапевтов: в составе ИВБ их занято около семисот. Работает 171 врачебно-экспертная комиссия, более 1,5 тыс. кабинетов предрейсовых медицинских осмотров. Проводятся психофизиологические обследования работников, непосредственно связанных с движением поездов и маневровой работой. 

– Наглядным показателем эффективности отраслевой системы здравоохранения является снижение трудопотерь. В чём это выражается? 
– В первую очередь в динамике заболеваемости с временной утратой трудоспособности. За последние восемь лет мы снизили этот показатель в случаях на 16%, в днях – на 19%. 
Сегодня мы в значительной степени смещаем наши акценты в сторону своевременной диагностики и профилактики заболеваний. И это даёт свои плоды: заболеваемость по ОАО «РЖД» практически на 20% ниже, чем в целом по России. 
С 2006 года проводится диспансеризация всех работников ОАО «РЖД» с охватом до 98% от плана. Более 60% из них относятся к группе «практически здоровые». Ежегодное проведение диспансеризации позволяет повысить шанс выявления заболевания на ранних стадиях и обеспечить своевременное начало лечения. Как пример: если до массовой диспансеризации значительная часть онкологических заболеваний выявлялась на поздних стадиях, то в настоящее время их подавляющее большинство мы диагностируем на I–II стадиях. 
Наиболее массовыми заболеваниями, приводящими к большим трудовым потерям, остаются грипп и ОРВИ. 
Ежегодно иммунопрофилактикой гриппа за счёт средств компании охватывается около 300 тыс. работников, связанных с безопасностью движения поездов. 
Вместе с Лионским университетом во Франции мы проводили фармакоэкономическое исследование и доказали выгодность для работодателя вакцинации против гриппа. Показатели заболеваемости в группе привитых меньше по сравнению с непривитыми в целом по компании в 4,4 раза, у работников, связанных с безопасностью движения, – в 6,7 раз, в том числе у локомотивных бригад – в 9,2 раза. Экономический эффект от вакцинации против гриппа составляет таким образом более 1 млрд руб. 
Обязательные прививки против клещевого энцефалита получают более 100 тыс. работников из группы риска. В 2013 году уровень заболеваемости им снизился по сравнению с 2012 годом на 28%. 

– Железнодорожный транспорт модернизируется стремительными темпами, и отраслевой медицине необходимо ему соответствовать. Какие научные исследования и разработки сегодня особенно важны и полезны? 
– В обеспечении безопасности движения поездов большую роль играет человеческий фактор. Именно в этой области нами предпринят целый ряд разработок. В частности, созданы программа по автоматизации медицинского обеспечения безопасности движения поездов, программа по внедрению автоматизированной системы предрейсовых медосмотров членов локомотивных бригад, телемеханическая система контроля бодрствования машиниста. 
Последняя предназначена для непрерывного мониторинга состояния машиниста в кабине локомотива, предотвращает его засыпание. При снижении уровня бодрствования ниже критического система приводит в действие механизм автоматического экстренного торможения. 
Для анализа психологических, физиологических и клинических параметров состояния машинистов в ситуациях, максимально приближенных к реальным, создана уникальная «Кабина машиниста электровоза». В ночное время работники локомотивных бригад заступают на восьмичасовую вахту в кабину-тренажёр и под наблюдением исследователей «проезжают» до 600 км пути. 
Активно развивается железнодорожная фармакология. 
С использованием высокоточного диагностического оборудования мы исследуем действие лекарственных препаратов на профессиональную деятельность машинистов и представителей операторских профессий. Изучается не только реакция организма на принятый препарат, но и влияние лекарства на профессионально важные качества. 
Отраслевая кардиология включает исследования, связанные с изучением влияния магнитных бурь на членов локомотивной бригады, особенно тех, кто работает в высоких широтах. Во время магнитных бурь резко увеличивается количество сердечно-сосудистых осложнений – мы ищем способы минимизировать эти риски. 
Глубоко занимаемся вопросами клинической физиологии человека. Во время предрейсового медицинского осмотра проводим исследование значимых физиологических показаний: артериальное давление, пульсограмма, частота сердечных сокращений, вариабельность сердечного ритма. Смотрим, в каком состоянии работник выходит в рейс, наблюдаем это в динамике, в течение всей его трудовой деятельности. Складывается клиническо-физиологический портрет человека на фоне его работы – очень удобный инструмент для управления здоровьем. 
Специально для развития новых методов безопасной работы на железнодорожном транспорте в 2011 году был создан Научный клинический центр ОАО «РЖД». Он стал первой в мировой практике организацией, исследующей и разрабатывающей высокие технологии в области производственной медицины. 

– А какова доля высокотехнологичной медицинской помощи, оказываемой в ведомственных учреждениях здравоохранения? 
– Потребность в высокотехнологичных видах медицинской помощи (ВМП) растёт год от года. Осознавая, что ВМП – это маркер современного здравоохранения, мы делаем всё, чтобы повысить доступность новейших методов лечения для работников, членов их семей и пенсионеров компании. 
В настоящее время удельный вес железнодорожных клиник, в которых оказывается ВМП, составляет 25%. В целом по России ВМП оказывается в 6% учреждений здравоохранения. В структуре всех операций, проведённых в учреждениях здравоохранения РФ, на долю ВМП приходится 6,8%, в клиниках ОАО «РЖД» – 7,3%. 
В 2013 году в наших больницах высокотехнологичная медицинская помощь оказывалась по 16 из 20 возможных профилей (кроме дерматовенерологии, неонатологии, педиатрии и трансплантологии). Одними из самых востребованных областей ВМП остаются онкология, нейрохирургия, кардиохирургия, травматология, офтальмология, урология. 
В системе здравоохранения ОАО «РЖД» созданы и успешно работают 87 центров специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи. Благодаря её широкому использованию в 2013 году более 2000 работников, обеспечивающих движение поездов, имевших начальные признаки профессиональной непригодности, были сохранены в своей профессии. Это, кстати, сэкономило компании более 500 млн руб., необходимых на обучение и подготовку новых специалистов. 

– К здоровью машинистов и диспетчеров предъявляются чрезвычайно высокие требования. Но ведь и медицина, как вы сказали, не стоит на месте. Нет ли здесь противоречия? 
– Прогресс медицины на то и прогресс, чтобы возвращать людям здоровье, а не просто продлевать им жизнь или спасать от смерти. 
Приведу один пример. Существуют нарушения сердечного ритма, при которых раньше мы должны были с поездной работы списывать. Сегодня с помощью метода внутрисердечной радиочастотной абляции, который позволяет выжигать в миокарде клетки, обладающие повышенной возбудимостью и мешающие правильному распространению возбуждения мышцы сердца, мы полностью излечиваем пациента. 
Как раз сейчас мы готовим изменения в перечень медицинских противопоказаний к работам, связанным непосредственно с движением поездов, чтобы пациенты, которые прошли это лечение и имеют стойкую позитивную клиническую картину, могли возвращаться в строй. 

– Железнодорожные больницы обслуживают не только работников компании, но и территориальное население. Какова динамика обращений пациентов «с улицы»? Все ли учреждения здравоохранения ОАО «РЖД» включены в единую систему ОМС? 
– Да, включены все. Каждое учреждение – по определённым видам и объёмам медицинской помощи в соответствии с потребностями региона. Популярность наших учреждений среди территориальных пациентов стабильно высока и продолжает расти. За последние пять лет количество обращений за амбулаторной помощью возросло на 36%, а количество территориальных больных, пролеченных в стационарах, выросло на 16%. Кстати, половина всех услуг по высокотехнологичной медпомощи также оказывается территориальному населению. 

– С чем вы это связываете? 
– Причину вижу в одном – у пациентов есть уверенность в том, что железнодорожные врачи помогут им на должном уровне. За брендом «дорожная больница» прочно закрепился образ высокотехнологичной клиники с высокопрофессиональными специалистами, обладающими глубочайшими знаниями и опытом, искренне заинтересованными в своём деле. И поэтому люди с полисом ОМС, имея возможность выбирать лечебные учреждения, сегодня выбирают нас. 
Популярностью пользуются и программы добровольного медицинского страхования. 
И я говорю сейчас не о полисах железнодорожников ЖАСО, а о договорах со сторонними предприятиями и физическими лицами, которые заинтересованы получать медицинское обслуживание именно в наших клиниках. 
Вообще доля внекорпоративных доходов (из фондов ОМС и от оказания платных медицинских услуг, в том числе ДМС) в общем объёме полученных доходов негосударственных учреждений здравоохранения ОАО «РЖД» составляет 53%. 

– Время от времени мы слышим об оптимизации отраслевых учреждений здравоохранения. Как она проходит? Что это: ликвидация или укрупнение? Чем это грозит пациентам? 
– Оптимизация учреждений здравоохранения ОАО «РЖД» происходит в основном за счёт сокращения коечного фонда, за 10 лет более чем в два раза: с 53 тыс. до 19 тыс. коек. Этот процесс позволяет сосредоточиться на повышении качества оказываемой помощи. Я уже упоминал о значительном снижении уровня заболеваемости прикреплённого к учреждениям здравоохранения ОАО «РЖД» контингента в последнее десятилетие. Это серьёзное достижение – в том числе результат оптимизации железнодорожных больниц и поликлиник, которая идёт рука об руку с внедрением новых медицинских технологий и оборудования. 
До запуска процесса оптимизации в сети учреждений здравоохранения ОАО «РЖД» были больницы, которые и больницами-то сложно назвать. В них затруднительно было получить медицинскую помощь на должном уровне – только кашу с котлетой поесть и чаю выпить. Инициированные нами аудит и оптимизация позволили создать развитую, эффективно работающую амбулаторную сеть, дополнив её «выездной» системой – передвижными консультативно-диагностическими центрами, известными как «поезда здоровья». Оснащённые современным диагностическим оборудованием и мобильными телемедицинскими комплексами, они курсируют по 250 отдалённым станциям Севера, Сибири и Дальнего Востока, пользуются большой популярностью. 
Необходимо отметить, что оптимизация наших учреждений здравоохранения происходит не вдруг, а давно и постепенно, на подготовленной для этого почве. Мы никого не гоним в чистое поле. 

– Как вы прокомментируете возможность передачи объектов здравоохранения ОАО «РЖД», расположенных на станциях Таксимо и Мысовая, в собственность муниципальных образований Республики Бурятия на безвозмездной основе? 
– В настоящее время объекты здравоохранения ОАО «РЖД», расположенные на станциях Таксимо и Мысовая, на безвозмездной основе используются для оказания медицинской помощи населению Республики Бурятия. 
Мы неоднократно заявляли о своей готовности передать эти объекты в собственность Республики Бурятия по остаточной стоимости. Сделать это на безвозмездной основе по понятным причинам мы не можем, такое решение повлечёт за собой убытки для компании в размере около 134 млн руб. В июле глава Республики Бурятия Вячеслав Владимирович Наговицын подтвердил намерение администрации приобрести объекты здравоохранения на станции Мысовая с рассрочкой платежа на пять лет. После подтверждения информации о выделении из бюджета региона необходимых средств ОАО «РЖД» проведёт необходимые мероприятия по их отчуждению. 
Что касается передачи объектов на станции Таксимо, то сейчас региональный бюджет не располагает необходимыми для этого средствами. Однако мы подтверждаем нашу готовность передать имущество на условиях, не подразумевающих убытки для компании. 

– Приходится ли решать такие проблемы, как текучка или дефицит кадров, которые свойственны муниципальным и государственным учреждениям здравоохранения? 
– Наши клиники в целом обеспечены квалифицированным персоналом. Хотя есть проблема – это старение кадров. И чем дальше от центра, тем она острее. Чтобы её решить, в 2014 году департаментом здравоохранения совместно с Региональными дирекциями медицинского обеспечения на Восточно-Сибирской и Дальневосточной железных дорогах был проработан вопрос о целевой подготовке специалистов медицинского профиля для наших учреждений здравоохранения, расположенных в районе Байкало-Амурской магистрали. 
Для начала планируем восполнять потребности во врачах за счёт выпускников по программам послевузовского медицинского образования – интернатуры и ординатуры. 
В 2015 году есть намерение заключить договоры со студентами первого курса и выпускниками Иркутского и Дальневосточного медуниверситетов, а также Амурской государственной медакадемии с дальнейшим их трудоустройством в учреждения здравоохранения ОАО «РЖД». Практически мы будем готовить специалистов для себя с условием, что они отработают у нас не меньше пяти лет. 

– Некоторые медицинские услуги, что не вписаны в технологию железнодорожного транспорта, находятся на хозрасчёте. В частности, в 2010 году выведено в отдельную дочернюю структуру ОАО «РЖД-Здоровье». Как бы вы оценили результаты его деятельности? 
– Санаторно-курортная отрасль после значительного спада в 90-х годах переживает второе рождение. Полноценный отдых с лечением становится всё более и более востребован, но уровень конкуренции здесь тоже очень высок. Работа на свободном рынке стала серьёзным испытанием для руководства и сотрудников ОАО «РЖД-Здоровье», объединяющего 20 санаторно-курортных комплексов, расположенных в 10 регионах России. Однако, как показывает практика, преодоление трудностей – это путь к совершенству. 
По итогам коммерческой работы ОАО «РЖД-Здоровье» за восемь месяцев 2014 года суммарная выручка от реализации санаторно-курортных услуг составила около 2 млрд руб., что выше того же показателя за аналогичный период 2013 года на 13%. 
Прирост обеспечен прежде всего за счёт увеличения продаж санаторно-курортных путёвок рыночным клиентам на 30% и реализации прочих платных услуг для отдыхающих на 23%. Такие темпы прироста рыночного сегмента продаж обусловлены проводимой ОАО «РЖД-Здоровье» активной политикой по централизации службы маркетинга и продаж, с созданием соответствующей коммерческой инфраструктуры: единого колл-центра и системы интернет-продаж, централизованной сети туристических фирм, корпоративных клиентов и страховых компаний. 
Результаты этих усилий в полной мере могут оценить и сотрудники ОАО «РЖД». Ежегодно более 30 тыс. железнодорожников, членов их семей и ветеранов компании проходят курс санаторно-курортного лечения в филиалах компании. 

– Есть ли перспектива пополнения курортной базы РЖД крымскими санаториями? 
– В соответствии с решением правительства мы организовали санаторно-курортное лечение и оздоровление наших работников в III квартале этого года в пансионатах «Феодосия» (Феодосия), «Львовский железнодорожник» (Судак), в санатории «Мрия» (Евпатория). 
В июле – августе там отдохнули без малого 2 тыс. сотрудников, членов их семей и неработающих пенсионеров компании. 
Сегодня крымские санатории принадлежат Республике Крым. Но до этого находились на балансе Украинской железной дороги. В настоящее время мы участвуем в переговорах с крымским правительством, чтобы как минимум часть этих здравниц перешла под юрисдикцию государственного предприятия «Крымская железная дорога». В первую очередь они должны сослужить свою добрую службу работникам железнодорожной отрасли Крыма. Мы работаем с КЖД на договорной основе, и наша цель – чтобы работники Российских железных дорог могли отдыхать там на тех же условиях, что и в санаториях ОАО «РЖД-Здоровье». 

Новости партнеров

Новости партнеров

Новости партнеров

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.