Меню
16+

Интернет-портал Gazeta-bam.ru

18.03.2017 00:36 Суббота
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 11 от 15.03.2017 г.

Двадцать лет затмению Байкало-Амурской магистрали

Автор: Вера Григорьева

Жизнь идёт, создаются молодые семьи, рождаются юные бамовцы – продолжатели дела своих дедов и отцов. Для молодёжи БАМа железная дорога, как и 40 лет назад, остаётся поддержкой и опорой.

9 марта 1997 года жители Тынды стали свидетелями редкого астрономического явления – полного солнечного затмения. Я тогда училась в восьмом классе и хорошо помню, как вместе с родителями и братом вышла на улицу в ожидании момента, когда луна закроет солнечный диск. На минуту все вокруг погрузилось во тьму, это непередаваемое ощущение запомнилось на всю жизнь. Многие бамовцы посчитали солнечное затмение знаком свыше, так как в тот период шла реорганизация Байкало-Амурской железной дороги и люди, отдавшие свои молодые годы «стройке века», чувствовали себя преданными. Мои старшие коллеги-журналисты широко и эмоционально освещали в разных СМИ события тех лет.

«В связи с ликвидацией Байкало-Амурской железной дороги обеспечение жизнедеятельности притрассовых городов и посёлков передавалось в ведение местных властей. Это означало, что завоз продуктов, исправная работа коммунальных служб оказывались под большим вопросом. Тында (да и весь БАМ) из «крайней точки Москвы» превращались в заурядную и захудалую окраину. А идущие сверху рассуждения о ненужности «стройки века» больно били по самолюбию сотен тысяч её строителей, в одночасье оказавшихся выброшенными на обочину жизни», – писал на страницах «Профсоюзной жизни» амурский журналист Геннадий Астахов.

Эта тема красочно раскрыта в документальном фильме «БАМ в ожидании оттепели» Александра Тихомирова, который отправился в командировку по Северному широтному ходу, чтобы запечатлеть эмоции работников железной дороги в те драматичные для каждого бамовца годы.

Наиболее подробно летопись заката БАМа изложена в книге Ивана Шестака «БАМ: километры эпохи. Факты. События. Размышления», опубликованной в Новосибирске в 2009 году. Эта книга произвела на меня большое впечатление своей документальностью, автор собрал воедино цитаты всех лиц, причастных к реорганизации самой молодой железной дороги страны. Здесь опубликованы телеграммы, протоколы, стенограммы, приказы, постановления правительства, интервью с министром МПС.

– В середине 90-х годов прошлого века в редакцию еженедельника «БАМ» поступали многочисленные письма от читателей с просьбой разъяснить ситуацию и развеять слухи о грядущей ликвидации БАМа, – рассказывает Иван Шестак. – Как главный редактор газеты, я переживал, сможет ли город выжить, оставшись без поддержки железной дороги. В 1997 году наша газета «БАМ» перестала существовать вместе с магистралью. Я многие годы собирал материал и к 35-летию с начала строительства БАМа опубликовал книгу.

Читая её, можно окунуться в гущу событий тех лет и увидеть драматические моменты, которые пережили железнодорожники. Многие цитаты не потеряли актуальности за 20 лет и полно отражают отношение их авторов к происходившим событиям. Нелегко пришлось последнему начальнику Байкало-Амурской железной дороги Салману Бабаеву, который писал о том, что БАМ стал жертвой непродуманных рыночных реформ, о необходимости загрузить мощную первоклассную дорогу, развивая богатые бамовские рудные месторождения. В книге подробно описаны основные вехи яркой жизни железной дороги, которая оставила отпечаток в сердцах сотен тысяч её строителей и эксплуатационников.

– Наше спасение в объединении с Дальневосточной железной дорогой. Она более стабильная и просматривается в перспективе как единый транспортный узел Дальневосточного региона и Забайкалья, – сказал Салман Бабаев своим коллегам на производственном совещании в августе 1996 года. Тогда многие скептически восприняли идею присоединения к Дальневосточной дороге Тындинского и Ургальского отделений, оставшихся после передачи Северобайкальского отделения в состав Восточно-Сибирской железной дороги. Но время всё расставило на свои места.

Современной молодёжи, интересующейся историей родного края и Байкало-Амурской магистрали, чтобы узнать всю правду о событиях 20–30-летней давности из первоисточников, придётся потрудиться. Подшивки газеты «БАМ» хранятся в музеях и библиотеках федерального значения. Однако мне посчастливилось полистать их в тындинском отделе архивов службы управления делами Дальневосточной железной дороги. Работники архива бережно хранят стопки еженедельника железнодорожников и строителей магистрали, на страницах которого запечатлелась история.

В 2014 году, спустя 40 лет с начала строительства Байкало-Амурской магистрали, руководство страны дало новый импульс развитию БАМа, запустив программу модернизации Восточного полигона. Возможно, мы станем свидетелями и полномасштабного освоения колоссальных богатств региона. Сегодня мы видим, что магистраль живёт и развивается, строятся новые разъезды, реконструируются станции, растёт объём перевозок. Да, мой родной город Тында уже не тот, что раньше, за последние 25 лет численность населения сократилась вдвое. Сегодня местные газеты пестрят объявлениями о продаже квартир по сниженным ценам. Миграция в южные регионы страны продолжается. Но есть и те, кто не собирается уезжать с малой родины. Они трудятся на железной дороге и видят своё будущее именно здесь. Жизнь идёт, создаются молодые семьи, рождаются юные бамовцы – продолжатели дела своих дедов и отцов. Для молодёжи БАМа железная дорога, как и 40 лет назад, остаётся поддержкой и опорой.

Новости партнеров

Новости партнеров

Новости партнеров

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.