Амурская область/Городской округ Тында

Газета БАМ

БАМ – газета для вдумчивого чтения, издается с апреля 1998 года

1087

Консультации юрисконсульта Центра гигиены

Уважаемые читатели! Мы предлагаем вам новую рубрику "Консультация юриста". На ваш вопрос ответит юрист "Центра гигиены и эпидемиологии по Амурской области в г. Тынде и Тындинском районе". Вопросы направлять по электронному адресу: bam98@list.ru. Наш телефон 8 (41656) 47-666

Допускается ли продавцами прикреплять к колбасным изделиям и к другой пищевой продукции ценники с помощью металлических булавок или деревянных шпилек?

Ответ  Согласно п.8.24 «Санитарно – эпидемиологических требований к организации торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов» СП 2.3.6.1066-01 в организациях торговли запрещается реализация продукции с нарушением целостности упаковки.

Как быть, если в парикмахерской испортили любимую кофточку?

Ответ  Согласно ст. 14 Закона РФ от 7 февраля 1992 года №2300-1 «О защите прав потребителей» вред, причиненный имуществу клиента вследствие конструктивных, производственных, рецептурных или иных недостатков услуги, нанесенный в результате оказания услуги, подлежит возмещению в полном объеме. Так что если на блузку случайно пролили какой-либо химикат или испачкали ее краской, потребитель имеет право потребовать возмещения вреда в размере стоимости блузки.

Можно ли в течение 14 дней после покупки вернуть ноутбук в магазин? Он исправен, но кое-что меня в нем не устраивает.

Ответ  Ноутбук – портативный компьютер относится к бытовой вычислительной технике, т.е. является технически сложным товаром бытового назначения. Этот вид товаров входит в перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар другого размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 года № 55. На основании указанного перечня и ст. 25 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель не вправе вернуть исправный ноутбук в магазин.

Какие услуги гостиницы могут оказывать без дополнительной оплаты?

Ответ  Согласно п.15 Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25 апреля 1997 года № 490, к предоставляемым потребителю без дополнительной оплаты относятся следующие виды услуг:

-вызов скорой помощи;

-пользование медицинской аптечкой;

-доставка в номер корреспонденции по её получении;

-побудка к определенному времени;

-предоставление кипятка, иголок, ниток, одного комплекта посуды и столовых приборов.

Обязан ли суд взыскивать штраф с продавца, если тот не удовлетворит требования потребителя в добровольном порядке?

Ответ: В ранних редакциях Закона РФ «О защите прав потребителей» взыскание штрафа за неудовлетворение требований потребителя в добровольном порядке действительно было правом, а не обязанностью суда. Однако 21 декабря 2004 г. в Закон внесены изменения, согласно которым отныне штраф взимается в обязательном порядке. Изменения касались п. 6 ст. 13 Закона, где теперь сказано: При удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителяштраф в размере 50 % от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

Что делать, если я случайно в магазине задела бутылку вина?

Я случайно в магазине задела бутылку вина, стоящую на полке, и она разбилась. Продавец заявила, что я обязана оплатить товар. Как нужно вести себя в данной ситуации и на какие нормативные акты ссылаться?

Ответ: В соответствии со ст. 211 Гражданского кодекса РФ порча принадлежащего магазину товара на его территории до момента оплаты является риском случайной гибели имущества или случайного его повреждения, и, соответственно, ответственность данного риска несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором. Так как вы на тот момент, когда случилось данное происшествие, еще не успели приобрести указанный товар, то собственником его в тот момент являлись не вы, а магазин. Следовательно, сотрудники магазина не вправе требовать у вас оплаты ненамеренно испорченного товара.

Что нужно знать при поломке автомобиля из-за некачественного бензина

Если ваш автомобиль вышел из строя по причине некачественного бензина, необходимо помнить следующее. Заправляясь на АЗС, вы вступаете в правоотношения по купле-продаже товара, каким является автомобильное топливо. Данные отношения регулируются нормами Гражданского кодекса, и Закона РФ «О защите прав потребителей», если автомобиль используется для личных целей, не связанных с предпринимательской деятельностью.

Как продавец АЗС несёт полную ответственность за ненадлежащее качество товара, в том числе и за причинение вреда имуществу потребителя вследствие использования некачественного топлива. Ст. 14 Закона РФ «О защите прав потребителей» гласит: вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие недостатков товара, подлежит возмещению в полном объеме.

Поэтому, обнаружив какие-либо неисправности в автомобиле, появившиеся после очередной заправки машины, следует незамедлительно обратиться с претензией к руководству фирмы, которой принадлежит автозаправочная станция.

В таких случаях надо обязательно сохранять кассовый чек об оплате бензина, поскольку это основное доказательство, подтверждающее факт покупки именно на данной АЗС. В связи с участившимися случаями обращений по качеству топлива, советуем всякий раз сохранять чек до следующей заправки. Однако, даже если вы не сохранили чек, это не лишает вас права предъявить претензию. Факт покупки можно доказать и другими способами, например свидетельскими показаниями находившихся с вами в момент заправки лиц. Если вы уже отправили автомобиль на автосервисное предприятие, до ремонта желательно вызвать представителей автозаправочной станции заказной телеграммой, что провести осмотр и изъять пробу топлива.

В претензии к фирме, которой принадлежит АЗС, необходимо указать, когда вы приобрели топливо, какой марки, в каком объеме. Далее изложить, какая неисправность возникла в автомобиле по причине использования некачественного бензина, по возможности приложить подтверждающие документы, например, заключение станции технического обслуживания. И наконец, потребовать возмещения причиненного ущерба в установленный вами разумный срок. Подтверждением суммы ущерба может являться счет на оплату ремонтных работ, или, если ремонт уже произведён, квитанция об оплате. Претензию надо обязательно отдавать под отметку о получении.

Если АЗС не соглашается с тем, что причиной неисправности явилось использование некачественного топлива, по соглашению сторон может быть назначена независимая экспертиза. Расходы на экспертизу должна нести АЗС, однако если будет установлена иная причина неисправности, с вас вправе потребовать возмещение расходов на экспертизу. Но даже если экспертиза не в вашу пользу, это не лишает вас возможности оспаривать заключение в судебном порядке.

Если же вы не получаете положительного ответа на претензию, по истечении установленного в ней срока надо обращаться с иском в суд.

Получить бесплатную юридическую консультацию (составить претензию, исковое заявление) Вы можете обратившись в Консультационный центр для потребителей в Филиал ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в г. Тынде, Тындинском и Сковородинском районах» по тел. 32-6-08 либо по адресу: г. Тында, пер. Зелёный, 1 А.

Как рассчитать неустойку, если срок возврата денег нарушен?

Допустим, что некачественный телефон стоит 10 000 руб. Вы заявили требование о возврате денег. Срок возврата – 10 дней – нарушен. Деньги вы получили, но только через 30 дней с момента вручения претензии. Т.е. задержка (или просрочка) составляет 20 дней.

Посчитаем неустойку: 10 000 руб. х 1% х 20 дней = 2 000 руб.

Купила босоножки на распродаже, хотела вернуть, но их не приняли, объяснив это распродажей? Это правильно?

Ответ: Вы имеете право обменять обувь в магазине на основании ст. 25 Закона РФ «О защите прав потребителей». Воспользоваться этим правом вы можете в течение четырнадцати дней, не считая дня его покупки, если купленный вами товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации. 

Надо помнить, что обмен товара надлежащего качества проводится, если товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, а также желательно иметь товарный чек или кассовый чек либо иной подтверждающий оплату указанного товара документ.

В случае, если обменять обувь не получается (ну, нет подходящей вам по цвету!)  вы можете требовать возврата денег.  

С точки зрения закона не имеет значения — купили вы обувь на распродаже или нет. Продавец самостоятельно устанавливает на товар цену — сегодня он  может продать по цене 5000 руб., а завтра — по 1000 руб.  И не важно, как он называет тот момент, когда продает товар по 1000 руб. — скидка, распродажа,  акция, ликвидация — все это лишь рекламные трюки для привлечения внимания покупателя.

С точки зрения закона продавец и покупатель заключают договор купли-продажи товара по определенной цене, допустим по 1000 руб. И на этот товар распространяются все положения Закона РФ "О защите прав  потребителей" — возврат в течение 14 дней (если товар не был в употреблении), возврат, если обнаружен недостаток и т.п.

Исключение может быть только одно: если товар был продан по сниженной цене по причине имеющегося в нем недостатка (например, чайник имеет вмятину на корпусе или на обуви есть царапина). Но об этом недостатке продавец обязан предупредить покупателя, а в момент продажи соответствующая запись должна  быть сделана, например, в товарном чеке. Вернуть упомянутый чайник именно  по причине имеющейся на нем вмятины, уже не получится. Но если он будет неисправен по какой-либо причине, не зависящей от вас, вы имеет полное  право вернуть его продавцу или потребовать замены.

Продавец отказывает мне в замене некачественного товара, т.к. мной утерян кассовый чек. Что делать?

Ответ: В соответствии с п. 5 ст. 18 Закона "О защите прав потребителей", ст. 493 ГК РФ отсутствие у потребителя кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющих факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований продавцом. В случае возникновения спора потребитель вправе ссылаться на свидетельские показания в подтверждение факта заключения договора и его условий. Если продавец не примет во внимание такие свидетельские показания, необходимо обратиться в суд. При судебном рассмотрении свидетельские показания будут оцениваться судом. 

Проверка качества товара и экспертиза – в чем разница?

Ответ: Если потребитель обращается к продавцу с претензией по поводу недостатка, обнаруженного в товаре, Закон предоставляет продавцу право самостоятельно (собственными силами) осмотреть товар, для того чтобы понять, по какой причине он оказался неисправным. Такой осмотр называется проверкой качества. В случае возникновения спора о причинах возникновения недостатка продавец обязан провести экспертизу за свой счет.

Например, потребитель требует вернуть деньги за неисправный товар. Продавец проверил качество товара и решил, что неисправность товара возникла по вине самого потребителя. Потребитель с таким решением не согласен, следовательно, между ним и продавцом возник спор о причинах возникновения недостатка, а, значит, продавец должен организовать проведение экспертизы и оплатить ее.

Закон предоставляет потребителю право присутствовать как при проведении проверки качества, так и при проведении экспертизы.

Экспертиза должна быть проведена независимой экспертной организацией. Выводы эксперта оформлены письменно. Копия заключения эксперта должна быть передана потребителю.

В ходе экспертизы независимая экспертная организация должна зафиксировать наличие в товаре недостатка и определить причину его возникновения.

Если на товар установлен гарантийный срок, то продавец отвечает за недостатки, возникшие в нем в пределах срока гарантии. Однако он будет освобожден от ответственности, если сможет доказать, что недостатки возникли после передачи товара потребителю вследствие нарушения потребителем правил использования, хранения или транспортировки товара, действий третьих лиц или непреодолимой силы.

Если в результате экспертизы товара будет установлено, что его недостатки возникли вследствие обстоятельств, за которые продавец не отвечает, потребитель будет обязан возместить продавцу расходы на проведение экспертизы, а также связанные с ее проведением расходы на хранение и транспортировку товара. 

Можно ли в течение 14 дней после покупки вернуть ноутбук в магазин? Он исправен, но кое-что меня в нем не устраивает?

Ответ: Ноутбук – портативный компьютер, относится к бытовой вычислительной технике, т.е. является технически сложным товаром бытового назначения. Этот вид товаров входит в перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар другого размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 года № 55. 

На основании указанного перечня и ст. 25 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель не вправе вернуть исправный ноутбук в магазин. 

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.