Меню
16+

Газета БАМ

03.03.2019 12:28 Воскресенье
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 9 от 27.02.2019 г.

У художника Геннадия Павлишина из Хабаровска есть альбомы о БАМе

Автор: Б. Ильин

Фото предоставлено автором

Сейчас эта бамовская летопись находится в Хабаровске у автора и может навсегда отправиться в Китай или Японию.

Геннадий Дмитриевич Павлишин родился 27 августа 1938 года в Хабаровске. С раннего детства увлекался рисованием. Первую свою настоящую картину «На Амуре» (холст, масло) написал в кружке юных художников при Дворце пионеров.

Окончил художественное училище во Владивостоке (1964). Пять лет работал в лаборатории этнографии ДВО АН СССР (Владивосток). Много ездил по Дальнему Востоку, изучая быт, нравы и культуру коренных народов, делая многочисленные рисунки, эскизы, наброски, на основе которых впоследствии создавались его картины. С 1965 года активно сотрудничал с книжными издательствами. Его книги издавались в США, Греции, Франции, Японии и других странах.

Учился во Владивостокском художественном училище, где впервые и серьезно обратился к самобытному творчеству коренных народов, зарисовывал детали национальной одежды, хозяйственной утвари, записывал легенды и песни потомков древних племен. В те студенческие годы вместе с известным сегодня археологом Э. Шевкуновым после раскопок Бохайского храма создал большой академический альбом «Материальная культура чжурженей»; много времени, уже работая в лаборатории института этнографии АН СССР, провел в экспедициях по национальным районам.

Геннадия Павлишина знают в нашей стране и за рубежом как признанного мастера иллюстраций к книгам об истории, этнографии и природе Дальнего Востока. Кроме оформления книг он занимается созданием мозаичных панно из поделочного и полудрагоценного камня. На его панно есть редкие камни, специально доставленные из других стран.

Наиболее известной работой художника является «Поэма в камне» о природе Приамурья площадью более 12 кв. метров, украшающая конференц-зал Хабаровска.

Панно из самоцветов, на котором изображены богатства растительного и животного мира Приамурья, находится в Доме приемов. Амурский тигр и белогрудый медведь, корень жизни женьшень и лотос, воздух и вода составлены из тщательно подогнанных друг к другу и отшлифованных кусочков драгоценных, полудрагоценных и ювелирных камней. По праву оно считается одной из главных достопримечательностей Хабаровска. Соавторами Павлишина можно считать геологов, без которых исполнение замысла было невозможно: в дополнение к его собственным коллекциям они привозили из далеких экспедиций специально отобранные образцы минералов нужных оттенков.

Геннадий Дмитриевич по-прежнему живет и работает в городе Хабаровске, с мая 1993 года являясь его почетным гражданином. А среди книг, заслуживающих самые высокие отзывы специалистов, – оформленные Павлишиным «Амурские сказки», «Аленушкины сказки» Д. Н. Мамина-Сибиряка. Иллюстрации к «Амурским сказкам» насыщены культурой малочисленных народов Дальнего Востока. Очень правдиво переданы художником цветовая гамма узоров орнаментов. В картине «Эвенские девушки собирают бруснику» привлекают особое внимание яркие национальные костюмы.

«Еще никогда природа северных джунглей не изображалась столь правдиво, типично и ярко!» – ​утверждал писатель-натуралист Всеволод Сысоев. Одна из лучших совместных работ писателя и художника – ​книга повестей и рассказов «Золотая Ригма», воспроизводящая удивительный мир зверей, сказок, людей. Впрочем, небезынтересны и другие плоды их сотрудничества: «Удивительные звери», «Последний барс», «В северных джунглях». Готовится к выходу альбом о Приморском крае, о городе Владивостоке.

Несколько лет Г. Д. Павлишин посвятил работе над альбомами о строительстве БАМа: «Повстречались магистрали на Амуре» и «Навстречу времени. От Байкала до Амура»

Автор работал на всех участках, и западном, и родном восточном. В альбомах фактически запечатлена летопись великой стройки. После выпуска альбомов по просьбе общества ветеранов БАМа оригиналы работ были оформлены автором в рамы с паспарту и привезены в Тынду для размещения на выставку, посвящённую юбилею стройки.

Но, к сожалению и по недоразумению, зритель так и не увидел эту выставку. Сейчас эта бамовская летопись находится в Хабаровске у автора и может навсегда отправиться в Китай или Японию. Работникам культуры этих стран интересна эта земля, которая в России зовётся Дальней, и они давно знакомы с творчеством автора, издают его книги, и только принципиальная позиция Г. Д. Павлишина не позволяет бамовской коллекции перекочевать в их музеи.

Акварели Г. Д. Павлишина можно рассматривать бесконечно. Объективу фотоаппарата вряд ли удастся передать то удивительное сочетание предельной реалистичности, тщательности и подробности всего изображаемого, будь то деревья, люди или животные. Своей особой живописностью, декоративностью, красочностью рисунка произведения производят завораживающее действие.

Надо гордиться такими соотечественниками! Его работы – ​как книги, по которым историю родного края изучать нужно!

Сейчас железные пути-дороги стремятся на север, возводят их строители Якутии, помогая коренным народам сделать суровый край более комфортным. А эти дороги тянут за собой станции и посёлки с Домами культуры и музеями, где так нужны работы таких авторов как Г. Д. Павлишин.

Награды и премии

«Народный художник РСФСР

Орден Дружбы народов

Медаль «За строительство Байкало-Амурской магистрали» (1986)

Государственная премия РСФСР имени Н. К. Крупской (1979) – ​за иллюстрации к сборнику Д. Д. Нагишкина «Амурские сказки»

Приз «Золотое яблоко» (1975; Братислава)

Золотая медаль международной выставки книги (1977; Лейпциг)

Серебряная медаль (Япония) – ​иллюстрации к книге Т. Кандзава «О, мой брат олень»

Почётный гражданин Хабаровска (1993)»

Новости партнеров

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

33