Меню
16+

Интернет-портал Gazeta-bam.ru

20.01.2019 10:38 Воскресенье
Категория:
Теги (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 3 от 16.01.2019 г.

К 45-летию с начала масштабного строительства БАМа: разъезд Якутский

Мы жили в другое время, когда его мерилом был труд, были цели, к которым стремились.

После открытия в 1975 году рабочего движения поездов на линии Бам-Тында трасса будущей Байкало-Амурской магистрали зажила напряженной жизнью. Особенно это ощущалось на Центральном участке БАМа. Мостостроители треста № 10 завершили монтаж моста через Тынду, предоставив возможность тресту «Тындатрансстрой» уложить главный путь до разъезда Курьян. Механизаторы треста «Бамстроймеханизация», сдав в эксплуатацию участок автомобильной дороги Тында-Ларба, сосредотачивали свои силы на отсыпке главного пути магистрали. Хорошие вести шли с Восточного и Западного участков. Был сдан мост через Лену, единственный пока на великой сибирской реке. Он стал своего рода визитной карточкой треста «Мостострой‑9» в первый год своего существования. А вскоре трудовую победу праздновали и мостостроители треста «Мостострой‑8», соединившие полуторакилометровым мостом берега Амура-батюшки. Успешно осваивали подходы к будущим тоннелям коллективы тоннельных отрядов.

За событиями, происходящими на трассе Байкало-Амурской магистрали, внимательно следили в Дирекции строительства БАМа и в Главбамстрое, не выпуская из поля зрения и ход сооружения Малого БАМа. Руководители тройки прекрасно понимали, что линия Тында-Беркакит стала своеобразным испытательным полигоном, где проверялись на прочность люди, техника, новые технологии. Значительное место отводилось и факту досрочного прихода линии к углям Южной Якутии, которыми предстояло рассчитываться перед зарубежными инвесторами, и в первую очередь перед японскими, поставлявшими на стройку технику и промышленные товары. И если отдачу от БАМа страна планировала получить через десятилетия, то до якутских углей временной промежуток измерялся двумя годами. И к этому были все предпосылки.

Что же происходило на трассе Тында-Беркакит в 1976 году? После того как путеукладчик достиг станции Могот, все внимательно следили за подступами строителей к следующей станции – Нагорная, где базировался СМП‑577 и которому моготцы должны были передать укладку. Там усиленно готовились к этому событию. Последнее звено на станции Нагорная строители запланировали уложить 24 декабря 1976 года. Но прежде чем добраться до нее, нужно было пройти разъезд Якутский, где сконцентрировались основные силы строительных подразделений Центрального участка. Без всяких преувеличений отметим, что Становой хребет явился здесь самым главным препятствием. Огромной каменной стеной встал он на пути строителей, отделяя Якутию от Амурской области. Но люди не испугались его неприступности, трудились с полной самоотдачей. Вела путеукладчик к границе СМП‑577 бригада монтеров пути, возглавляемая известным на стройке бригадиром СМП‑576 Героем Социалистического Труда Владимиром Новиком. Справившись со строительством водопропускных труб, Новик возглавил бригаду монтеров пути и повел укладку до 257 километра, где и передал её коллективу СМП‑577. Принял эстафету укладки опытный транспортный строитель Карим Гараев. До разъезда Якутский оставалось 28 километров.

27 октября 1976 года рельсы Малого БАМа подошли к границе Якутии. Последние километры укладки велись рекордными темпами: за 15 часов монтеры пути уложили 2 000 метров рельсошпальной решетки, а также стрелочный перевод на разъезде Якутский.

А 2 ноября на разъезде состоялись торжественный митинг и укладка «золотого» звена. Этой чести удостоились десятки строителей, которые с интересом наблюдали за происходящими на Якутском событиями. 12 часов дня. Вступительным словом митинг открывает первый секретарь Тындинского ГК КПСС Ю. А. Есаулков и передает бразды правления торжественным процессом строителям.

Заместитель начальника УС «Бамстройпуть» Ю. А. Чупринко командует: «Уложить звено». Конечную точку в напряженном трудовом соперничестве, ставит бригада К. Гараева. Многочисленные гости с интересом наблюдают за четкими и собранными действиями монтеров пути, среди которых и парни, работавшие несколько месяцев с Новиком. Они – подлинные мастера своего дела, особенно Николай Ягосфаров. Это он на митинге в Моготе, посвященному приходу первого рабочего поезда, от имени всех строителей дал крепкое рабочее слово прийти на разъезд Якутский ко дню рождения комсомола. Что ж, Николай, как и его товарищи, сдержал с честью свое слово.

Слово предоставляется начальнику Главбамстроя, заместителю министра транспортного строительства СССР К. В. Мохортову. Сердечно поздравив строителей с трудовой победой, Константин Владимирович отметил огромную роль строительства железной дороги в жизни республики, пожелал строителям досрочно уложить рельсы на конечной станции линии Тында – Беркакит. Поздравления прозвучали также из уст начальника Дирекции БАМа В. П. Калиничева, руководителей общественных организаций, передовиков соревнования.

Первые секретари Якутского и Амурского обкомов КПСС Г. И. Чиряев и С. С. Авраменко горячо поздравляют всех присутствующих с историческим событием и перерезают алую ленту, возвещая о том, что на рельсы, уложенные на якутской земле, в первый раз въезжает тепловоз. Не один. С грузом для строителей, которые поведут дорогу дальше.

Торжества подходят к концу. На уложенном звене через несколько минут останавливается первый поезд. Его привел экипаж тепловоза ТЭМ‑2 отделения временной эксплуатации УС «Бамстройпуть» Георгия Степановича Гусева.

Прибытию первого рабочего поезда предшествовали оленьи упряжки. Ими управляли лучшие каюры Якутии. Красочное, незабываемое и в то же время весьма редкое для строителей зрелище. Каюры, как бы известили миру: кончается пора «оленьей» республики, в Якутию пришли новые индустриальные времена.

В честь большого события в жизни Якутии, земля которой до этого не имела ни одного метра железных дорог, в честь дружбы на разъезде Якутский руководители области и республики с победителями соревнования открывают Сэргэ, памятник, символизирующий приход рельсов стальной магистрали в холодный, но сказочно богатый край. Он подчеркивал интернациональный характер великой стройки, дружбу и трудовой подвиг советского народа, сделавшего невозможное возможным. На его постаменте – схема железнодорожной линии Тында-Беркакит, перечень коллективов и надпись: «Они строили железную дорогу».

Следуя традициям тех лет, участники митинга направили письмо в адрес ЦК КПСС, генеральному секретарю компартии Л. И. Брежневу, в котором заверили, что не пожалеют сил для выполнения решений ХХV съезда КПСС, определившего для транспортных строителей большие задачи по освоению необжитых пространств Сибири и Дальнего Востока. Текст письма зачитал управляющий трестом «Бамстроймеханизация» Герой Социалистического Труда Ф. В. Ходаковский…

Выступая на страницах тындинской газеты «Авангард», первый секретарь Тындинского горкома КПСС Юрий Афанасьевич отмечал:

«…Малый БАМ пришел на землю Якутии. Пришел через горы, мари, болота и реки. В братскую республику его прокладывали тысячи людей, которых по велению сердец привела сюда великая стройка. Русские, украинцы, белорусы, грузины, молдаване, марийцы, люди других национальностей нашей страны протянули руку великой дружбы северной республике.

Впервые в истории Якутии на её землю легли рельсы. Событие историческое, как и более 50 лет назад, когда в республике впервые приземлился аэроплан. Люди всем сердцем почувствовали тогда, что это начало больших перемен в их суровом крае.

Ученые и специалисты прямо говорят, что никогда раньше Якутии не приходилось решать задачи такого масштаба, которые осуществляются на юге республики. Создание Южно-Якутского территориально-промышленного комплекса стало реальностью в связи со строительством дороги. Якуты давно готовились к этому событию. На трассе Байкало-Амурской магистрали нет другого района, где природные ресурсы были бы так основательно изучены и подготовлены к разработке, как в Южной Якутии. Но именно строительство дороги создало благоприятную ситуацию для развертывания работ в этом богатом крае…».

А вот слова первого секретаря Нерюнгринского горкома партии И. Пьянкова, опубликованные на страницах нерюнгринской газеты «Индустрия севера»:

«Поставить богатства Южной Якутии на службу Родине в срок и в заданном количестве стало делом чести каждого человека, приехавшего по зову партии и по велению сердца в наш суровый край. Укладка «золотого» звена на «стыке» территорий Амурской области и Якутской АССР – выдающееся событие, знаменующее собой необратимый характер партийного предвидения, силы братской дружбы народов СССР, опережающими темпами претворяющих в действительность эпохальную стройку пятилетки – БАМ».

Венец героических усилий славных строителей, значительно раньше директивных сроков приведших стальную колею в Якутию, означает и приближение дня, когда сначала энергетические угли Нерюнгри, а затем и многие другие богатства природных сокровищ Якутии станут служить делу строительства коммунизма. Не останавливаясь на достигнутом, строители железнодорожной линии решили в декабре проложить рельсы до Нагорного, а в конце 1977 года уложить последнее звено дороги на станции Беркакит. Это позволит на год раньше установленного срока начать поставку нерюнгринских углей за рубеж и на внутренний рынок страны. Строители делом доказали, что им по плечу решение самых дерзновенных задач…».

А каковы же итоги соревнования за право укладки «золотого» звена? Обратимся к выдержкам из статьи секретаря Дорпрофсожа Байкало-Амурских транспортных строителей В. К. Суханосова, опубликованной в газете «Байкало-Амурская магистраль» 2 ноября 1976 года.

«В ходе соревнования рождались ценные почины, инициативы, достигались рекордные трудовые успехи. Примеров тому немало. Звено путеукладчиков из бригады Карима Гараева, возглавляемое Николаем Ягосфаровым, организовало четкую двухсменную работу, позволившую довести укладку пути за сутки до трех километров. Здесь значительную роль сыграла правильная организация гласности соревнования. После каждой отработанной смены сразу же подводились итоги, широко было развернуто и трудовое соперничество между сменами.

Досрочно, 7 ноября, выполнил свои обязательства трест «Бамстроймеханизация». Вклад механизаторов в успешное завершение работ на участке Тында – разъезд Якутский очень велик. Раньше срока сдали под укладку сложные выемки коллективы мехколонн «№№ 94, 158, 116, 156. И это тоже результат активного трудового соперничества.

Не задержали укладку и мостовики треста «Мостострой‑10». Они организовали скоростное строительство малых и средних мостов. Работа велась по единому сетевому графику по всему участку строительства мостов. Здесь особо отличились бригады Ю. В. Ершова и С. Ю. Косинского.

Высоким энтузиазмом отмечалась работа тружеников треста «Бамтрансвзрывпром». В короткий срок необходимо было закончить буровзрывные работы на выемки 259 километра. Бригады Юрина, Пелецкого, Киселева трудились, не жалея сил, во имя пропуска укладки и успешно справились с заданием. Весом вклад в трудовую победу коллективов СМП‑576 и СМП‑577 управления строительства «Бамстройпуть». Они с честью справились с ролью генподрядчика…».

Отмечу, что широко развернувшееся тогда соревнование за право укладки «золотого» звена на «стыке» Амурской области и Якутии стало мощным двигателем в достижении намеченных целей. Я неоднократно становился свидетелем горячих споров на заседании Дорпрофсожа при подведении итогов трудового соперничества. Каждое подразделение стремились стать лидером, набрать большее количество баллов, выйти победителем. И это сказано не ради красного словца, они, как и я, жили в другое время, когда его мерилом был труд, были цели, к которым стремились. Уложив звено на Якутском, строителям предстояло развить и закрепить этот успех, придать соревнованию новый размах. Впереди у них стояли новые задачи – прийти 24 декабря на станцию Нагорная, а к концу следующего, 1977 года – на конечную станцию Беркакит.

Свидетельствовал Иван Шестак

Открытию монумента, событию, происходящему на разъезде Якутский 2 ноября 1976 года, его участник Владимир Гузий посвятил стихотворение, которое мы предлагаем читателям.

«На Якутском вырос памятник —

Будто белая коновязь

Над границей таёжно-каменной

В безграничное небо взвилась.

И подходят, петляя немного,

К пограничным высоким столбам

Чуть повыше – автодорога,

Чуть пониже и громче – БАМ.

Перекрыто пока движение,

Только времени не удержать,

Рельсы замерли по-оленьему,

Им ещё бежать и бежать.

Открываются настежь двери

Необъятно богатой страны,

Все, кто верил и кто не верил,

Чистым золотом ослеплены.

Проплывают державные звуки,

И неясно становится вдруг:

То ль от краски светятся руки,

То ль звено золотится от рук.»

Новости партнеров

Новости партнеров

Новости партнеров

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.