Меню
16+

Газета БАМ

12.06.2018 16:10 Вторник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 23 от 06.06.2018 г.

Празднование Собора всех святых, в земле российской просиявших, с 1946 г. стало торжественно совершаться во 2-ю неделю по Пятидесятнице

Мы сегодня прославляем тех наших сродников, финалом жизни которых стала святость и на земле, и в Отечестве Небесном.

Празднование Собора всех святых, в земле российской просиявших, появившееся в 50-е годы XVI века и забытое в синодальную эпоху, было в 1918 г. восстановлено, а с 1946 г. стало торжественно совершаться во 2-ю неделю по Пятидесятнице.

История святости

История святости на Руси начинается, бесспорно, с проповеди святого апостола Андрея Первозванного (+ 62 или 70) в пределах нынешнего нашего Отечества, в будущей Приазово-Черноморской Руси.

Апостол Андрей обратил в христианство наших прямых предков, сарматов и тавро-скифов, положив начало церквам, которые не прекратили своего существования до Крещения Руси. Эти церкви (Скифская, Херсонская, Готская, Сурожская и другие), входившие в состав Константинопольской митрополии, имели в своей ограде и славян. Крупнейшей из этих церквей, праматерью Русской церкви, была церковь Херсонская.

Продолжателем дела апостола Андрея в Херсонесе стал священномученик Климент, апостол от 70-ти, ученик апостола Петра, третий епископ Римский. Будучи сосланным туда в 94 г. императором Траяном за обращение в христианство многих знатных римлян, святой Климент «нашел около 2 тысяч христиан среди многих общин и церквей Крыма как духовное наследие апостола Андрея». В Херсонесе святой Климент мученически скончался около 100 г.

Почитание священномученика Климента в Херсонесе в II‑IX вв. перешло в Х в. и в Киевскую Русь. Его мощи, чудесно уцелев, хранились в храме святых апостолов в Херсонесе. В 886 г. они были перенесены святым Кириллом, просветителем славян, в Рим; часть же их осталась на месте и позднее, при Крещении Руси, была положена равноапостольным Владимиром в Десятинной церкви в Киеве, где в скором времени появился придел святого Климента.

Из вселенских святых, ныне особо чтимых Русской церковью и связанных своими подвигами с церковью Херсонской, следует упомянуть о следующих:

1) преподобномученик Амат (IV) – ​сармат, ученик преподобного Антония Великого и сподвижник Макария Великого;

2) святой мученик Василиск (+ 308) – ​скончался в местечке Команы в Абхазии;

3) священномученик Григорий, просветитель Великой Армении (+ 335);

4) равноапостольная Нина, просветительница Иверии (+ 335);

5) святитель Иоанн Златоуст (+ 407) – ​скончался в ссылке в Команах;

6) священномученик Мартин, папа Римский (+ 655) – ​скончался в ссылке в Херсонесе;

7) преподобный Максим Исповедник (+ 662) – ​скончался в ссылке в Мингрелии в Иверии;

8) святитель Стефан, архиепископ Сурожский (+ 750);

9) преподобный Иосиф Песнописец (+ 883) – ​в 831‑842 гг. был в ссылке в Херсонесе;

10) равноапостольные Мефодий (+ 885) и Кирилл (+ 869), учители славянских народов.

Все эти и многие другие святые, просиявшие своими подвигами в землях нашего Отечества, почитались нашими предками сразу после принятия Русью христианства, поэтому и ныне в день памяти всех русских святых наша церковь молитвенно обращается и к ним, считая их своими святыми.

Почти сразу же после Крещения Руси, в 988 г., новорожденная церковь явила всему православному миру своих чад, прославившихся богоугодной жизнью, как своеобразный ответ на проповедь Евангелия на Руси. Первыми святыми, канонизированными Русской церковью, были сыновья князя Владимира – ​страстотерпцы Борис и Глеб, претерпевшие мученическую кончину от своего брата Святополка в 1015 г.

Вторым святым, торжественно канонизированным Русской церковью, стал преподобный Феодосий Киево-Печерский, скончавшийся в 1074 г. Уже в 1091 г. обретаются его мощи и переносятся в Успенскую церковь Печерского монастыря.

Впрочем, еще до церковного прославления святых Бориса, Глеба и Феодосия на Руси особо чтили святых первомучеников российских Феодора варяга и сына его Иоанна (+ 983), святую равноапостольную великую княгиню Ольгу (+ 969) и, немного позднее, святого крестителя Руси – ​великого князя Владимира (+ 1015).

Первое официальное церковное установление дня памяти всех русских святых связано с именем новгородского святителя – ​Макария, в 1542‑1563 г. возглавлявшего Русскую православную церковь. Более 12 лет, с 1529 по 1541 г., святитель Макарий и его помощники работали над составлением двенадцатитомного сборника, вошедшего в историю под названием Великие Макарьевские Четьи Минеи.

В древности все члены церкви назывались святыми, поскольку все стремились к непричастности ко злу и всякой нечистоте.

Если следовать Ветхому и Новому Завету, тот человек называется благочестивым, морально чистым и совершенным, кто Богом освящен и Богу принадлежит.

Cвятость – ​это то, что исходит от Бога. Бог свят (Откр. 4:8), Он в святости пребывает. Свят Его закон и заповеди, они праведны и добры, как писал апостол Павел. Свят Иисус Христос, Сын Божий, а от Его Тела – ​и вся церковь. В церкви Дух Святой сообщает святость людям и предметам, которые, проходя по земле, освящают ее своим присутствием. Там, где жили святые люди, получили названия святых даже горы, пещеры, острова и озера.

Достижение святости

Мы сегодня прославляем тех наших сродников, финалом жизни которых стала святость и на земле, и в Отечестве Небесном. Поставим себе вопрос: достижима ли их святость для современного человека? Невозможно же бросить все, уйти в пустыню, чтобы только думать о Боге?

Это не всегда нужно. Бог вездесущен. Мы уже рассматриваем Его через окружающий мир как через стекло. Но степень чистоты стекла наших очков зависит от того, насколько мы о Боге помним каждый день и к Нему тянемся. Степень притяжения к Нему, степень восхождения – ​это и есть мера святости.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

5