Празднование Собора всех святых, в земле российской просиявших, с 1946 г. стало торжественно совершаться во 2-ю неделю по Пятидесятнице
Мы сегодня прославляем тех наших сродников, финалом жизни которых стала святость и на земле, и в Отечестве Небесном.
Празднование Собора всех святых, в земле российской просиявших, появившееся в 50-е годы XVI века и забытое в синодальную эпоху, было в 1918 г. восстановлено, а с 1946 г. стало торжественно совершаться во 2-ю неделю по Пятидесятнице.
История святости
История святости на Руси начинается, бесспорно, с проповеди святого апостола Андрея Первозванного (+ 62 или 70) в пределах нынешнего нашего Отечества, в будущей Приазово-Черноморской Руси.
Апостол Андрей обратил в христианство наших прямых предков, сарматов и тавро-скифов, положив начало церквам, которые не прекратили своего существования до Крещения Руси. Эти церкви (Скифская, Херсонская, Готская, Сурожская и другие), входившие в состав Константинопольской митрополии, имели в своей ограде и славян. Крупнейшей из этих церквей, праматерью Русской церкви, была церковь Херсонская.
Продолжателем дела апостола Андрея в Херсонесе стал священномученик Климент, апостол от 70-ти, ученик апостола Петра, третий епископ Римский. Будучи сосланным туда в 94 г. императором Траяном за обращение в христианство многих знатных римлян, святой Климент «нашел около 2 тысяч христиан среди многих общин и церквей Крыма как духовное наследие апостола Андрея». В Херсонесе святой Климент мученически скончался около 100 г.
Почитание священномученика Климента в Херсонесе в II‑IX вв. перешло в Х в. и в Киевскую Русь. Его мощи, чудесно уцелев, хранились в храме святых апостолов в Херсонесе. В 886 г. они были перенесены святым Кириллом, просветителем славян, в Рим; часть же их осталась на месте и позднее, при Крещении Руси, была положена равноапостольным Владимиром в Десятинной церкви в Киеве, где в скором времени появился придел святого Климента.
Из вселенских святых, ныне особо чтимых Русской церковью и связанных своими подвигами с церковью Херсонской, следует упомянуть о следующих:
1) преподобномученик Амат (IV) – сармат, ученик преподобного Антония Великого и сподвижник Макария Великого;
2) святой мученик Василиск (+ 308) – скончался в местечке Команы в Абхазии;
3) священномученик Григорий, просветитель Великой Армении (+ 335);
4) равноапостольная Нина, просветительница Иверии (+ 335);
5) святитель Иоанн Златоуст (+ 407) – скончался в ссылке в Команах;
6) священномученик Мартин, папа Римский (+ 655) – скончался в ссылке в Херсонесе;
7) преподобный Максим Исповедник (+ 662) – скончался в ссылке в Мингрелии в Иверии;
8) святитель Стефан, архиепископ Сурожский (+ 750);
9) преподобный Иосиф Песнописец (+ 883) – в 831‑842 гг. был в ссылке в Херсонесе;
10) равноапостольные Мефодий (+ 885) и Кирилл (+ 869), учители славянских народов.
Все эти и многие другие святые, просиявшие своими подвигами в землях нашего Отечества, почитались нашими предками сразу после принятия Русью христианства, поэтому и ныне в день памяти всех русских святых наша церковь молитвенно обращается и к ним, считая их своими святыми.
Почти сразу же после Крещения Руси, в 988 г., новорожденная церковь явила всему православному миру своих чад, прославившихся богоугодной жизнью, как своеобразный ответ на проповедь Евангелия на Руси. Первыми святыми, канонизированными Русской церковью, были сыновья князя Владимира – страстотерпцы Борис и Глеб, претерпевшие мученическую кончину от своего брата Святополка в 1015 г.
Вторым святым, торжественно канонизированным Русской церковью, стал преподобный Феодосий Киево-Печерский, скончавшийся в 1074 г. Уже в 1091 г. обретаются его мощи и переносятся в Успенскую церковь Печерского монастыря.
Впрочем, еще до церковного прославления святых Бориса, Глеба и Феодосия на Руси особо чтили святых первомучеников российских Феодора варяга и сына его Иоанна (+ 983), святую равноапостольную великую княгиню Ольгу (+ 969) и, немного позднее, святого крестителя Руси – великого князя Владимира (+ 1015).
Первое официальное церковное установление дня памяти всех русских святых связано с именем новгородского святителя – Макария, в 1542‑1563 г. возглавлявшего Русскую православную церковь. Более 12 лет, с 1529 по 1541 г., святитель Макарий и его помощники работали над составлением двенадцатитомного сборника, вошедшего в историю под названием Великие Макарьевские Четьи Минеи.
В древности все члены церкви назывались святыми, поскольку все стремились к непричастности ко злу и всякой нечистоте.
Если следовать Ветхому и Новому Завету, тот человек называется благочестивым, морально чистым и совершенным, кто Богом освящен и Богу принадлежит.
Cвятость – это то, что исходит от Бога. Бог свят (Откр. 4:8), Он в святости пребывает. Свят Его закон и заповеди, они праведны и добры, как писал апостол Павел. Свят Иисус Христос, Сын Божий, а от Его Тела – и вся церковь. В церкви Дух Святой сообщает святость людям и предметам, которые, проходя по земле, освящают ее своим присутствием. Там, где жили святые люди, получили названия святых даже горы, пещеры, острова и озера.
Достижение святости
Мы сегодня прославляем тех наших сродников, финалом жизни которых стала святость и на земле, и в Отечестве Небесном. Поставим себе вопрос: достижима ли их святость для современного человека? Невозможно же бросить все, уйти в пустыню, чтобы только думать о Боге?
Это не всегда нужно. Бог вездесущен. Мы уже рассматриваем Его через окружающий мир как через стекло. Но степень чистоты стекла наших очков зависит от того, насколько мы о Боге помним каждый день и к Нему тянемся. Степень притяжения к Нему, степень восхождения – это и есть мера святости.
Новости партнеров
Новости партнеров
Новости партнеров
Добавить комментарий
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.