Меню
16+

Интернет-портал Gazeta-bam.ru

22.04.2018 09:41 Воскресенье
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 16 от 18.04.2018 г.

Третью неделю по Пасхе от­крывает День жён-мироносиц (22 -28 апреля).

Женщины хранят верность Господу в момент, когда Его поражение кажется несомненным.

Третью неделю по Пасхе от­крывает День жен-мироносиц (22 апреля).

Этот праздник посвящен не только женам, но и двум мужам — тайным ученикам Иисуса Хри­ста, приходившим слушать Его под покровом ночи. Это Иосиф Аримафейский и Никодим, уча­ствовавшие в погребении Госпо­да. Оба быии членами Синедри­она, но в суде над Христом, ко­нечно, не участвовали.

Иосиф и Никодим

Ещё до Его осуждения Никодим пытался защищать своего Учи­теля, говоря: «Судит ли закон наш человека, если прежде не выслушают его и не узнают, что он делает? (Ин 7:50). Но к его словам не прислушались.

После Распятия Никодим и Иосиф больше не стали таить­ся: Иосиф осмелился прийти к Пилату и просить отдать ему тело умершего Учителя. Полу­чив это позволение, вместе с Никодимом они сняли тело Спасителя с орудия мучитель­ной казни и перенесли в Геф- симанский сад, во гроб, кото­рый Иосиф готовил когда-то для себя. Трудно поверить, но эти детали Его погребения были предсказаны еще проро­ком Исаией, жившим в VIII веке до нашей эры: «Ему назна­чали гроб со злодеями, но Он погребен у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его» (Ис 53:9).

Причем надо понимать, что гроб в древней иудейской тра­диции ничего общего с четырь­мя досками и крышкой не имел: хоронили в естественных или искусственно вырубленных пе­щерах и входное отверстие, обычно очень маленькое, зак­рывали большим камнем.

В спешке Страстной Пятницы, когда и распятых торопились умертвить и снять со крестов ради соблюдения дня покоя, субботы (по-еврейски — «ша­бат», последний день недели), Иосиф и Никодим успели лишь выпросить у Пилата поз­воление забрать и положить во гроб Его израненное Тело. По свидетельству евангелиста Иоанна, Никодим принес бла­говонные масла, которыми пропитали погребальные пеле­ны, обвили ими Христа и по­ложили во гроб до первого дня недели (воскресенья).

Евангелие умалчивает о том, как провели ту субботу после Распятия апостолы Христовы, не говорит, где они были рано утром в воскресение и почему жены-мироносицы не обрати­лись за помощью к ним. Скупые слова о них, «плачущих и ры­дающих», даёт нам евангелист Марк (Мк 16:10). И действи­тельно, трудно и представить степень этой муки и смятения...

Жёны-мироносицы

В бездействии минула страшная, безысходная, опустошающая суббота. И вот рано на рассве­те несколько женщин шли ис­полнить свой последний долг перед Учителем — по традиции помазать тело благовонными маслами. Евангелисты, описыва­ющие этот эпизод, не дают нам точного перечня тех, кто нёс миро для Господа. Все четверо единодушно упоминают в их числе Марию Магдалину. Не­сколько различаются у еванге­листов детали событий, одна­ко точно известно, что встре­тило жен-мироносиц в саду Гефсимании: тяжелый камень лежит в стороне, гроб пуст, и только пелены и плат, покры­вавший голову, отдельно сло­женный, на месте погребения.

Первые догадки женщин: «Тело похитили, унесли!». Но от этих сомнений мироносицы избавлены явлением ангела. Евангелист говорит, что вид его был как молния. А сказанные им слова поражали не меньше, чем его вид: «Что ищете живо­го среди мертвых? Его нет здесь. Он воскрес и предваря­ет вас в Галилее!». И вот со смесью радости и страха уче­ницы Господа бегут с этой вес­тью к апостолам.

Мария Магдалина

Великая равноапостольная свя­тая мироносица Мария Магда­лина, особенно прославившая­ся своею пламенною, непоко­лебимо самоотверженною лю­бовью к Господу Иисусу Хри­сту, была родом из богатого го­рода Магдалы, который нахо­дился в Галилейской области Палестины, на берегу озера Геннисаретского, или иначе моря Галилейского.

Относительно первой части жизни святой равноапостоль­ной Марии Магдалины извес­тно только то, что она была подвержена тяжкому, неизле­чимому недугу, была одержи­ма, по евангельским словам, «семью бесами» (Лк. 8:2). При­чина и обстоятельства возник­новения этого её несчастья не­известны. Но святое Евангелие и отцы церкви Христовой по­учают, что такие особенные тяжкие страдания Провидение Божие допускает для того, что­бы «явились дела Божии», ка­ково в настоящем случае исце­ление от бесов, для славы Бога и Христа и для духовного про­свещения, для спасения Марии Магдалины.

Многие благочестивые жены, которые исцелены были Хрис­том от тяжких болезней и име­ли достатки от своих имуще­ственных средств, сопутствуя своему Благодетелю в хожде­нии Его с проповедью Еванге­лия, «служили Ему имением своим» (Лк.8:3), то есть, в слу­чаях нужды, уплачивая расхо­ды по насущным потребностям бедных, сопутствовавшим их Спасителю, и, по указанию Его, оказывали необходимые пособия нуждающимся в мате­риальной помощи. Из таких благодарных жен Евангелист Лука называет Марию Магда­лину первою (Лк. 8:2), потому что она первая подала другим пример такого признательного служения делу Богочеловека, или же она преимуществовала пред всеми прочими усердием в этом святом деле.

И после смерти Исцелителя Своего Мария Магдалина не покидает Его: она сопровожда­ла перенесение тела Его Иоси­фом Аримафейским и Никоди­мом от креста ко гробу, была при погребении Его, смотрела, где полагали Христа (Мф. 27:61; Мрк. 15:47) Она поку­пает миро и ароматы (Лк. 23:56), чтобы помазанием тела погребенного Христа воздать Ему, по еврейскому обычаю, возможную почесть.

Апостол для Апостолов

В утро Воскресения Христова она удостоена была видеть Гос­пода воскресшего первая из всех учеников и учениц Его (Мрк.16:9; Иоан. 20:14-17) и первая же по непосредственно­му повелению Господа сдела­на вестницею, проповедницею для них Воскресения Его.

Апостолы проповедовали Вос­кресение Христово всему миру: Мария Магдалина про­поведовала Воскресение Хри­стово самим Апостолам — она была Апостолом для Апосто­лов!.. Святые отцы церкви про­видят в этом обстоятельстве особенную тайну и премуд­рость провидения Божия.

- Жена, — учит святой Григорий Богослов, — из уст змия приня­ла первую ложь, и жена же из уст Самого Воскресшего Гос­пода первая услышала радост­ную истину, дабы чья рука ра­створила смертное питье, та же самая подала и чашу жизни.

Вот поэтому-то, как первая, по­сланная от Самого Господа, благовестница совершившего­ся Христова Воскресения, Ма­рия Магдалина церковью хри­стианскою признана «Равно­апостольною».

Немощное мира избрал Бог

В Евангелии вообще нет незна­чительных деталей, и то, что первыми о Воскресении удос­тоены узнать именно женщи­ны, глубоко не случайно.

В античном мире — как иудейс­ком, так и языческом — женщи­на была существом второго сор­та. Иудейский историк Иосиф Флавий, описывая современные ему обычаи, говорит: «Свиде­тельство женщин, ввиду их лег­комыслия и пристрастия, не должно быть принимаемо во внимание». (Иудейские древно­сти, Книга 4, 8, 15).

Талмудический трактат «Шевуот» (Клятвы), относящийся к вопросам судопроизводства, исключает женщин из числа свидетелей, которые имеют право давать показания в суде.

В Талмуде неоднократно ука­зывается на низкий статус жен­щины. Например, их не следо­вало учить Закону: «сказано: «..и учите их, сыновей ваших» — сыновей, но не дочерей (т.е. мужчин, а не женщин)» (Трак­тат «Брахот»).

Но это принижение женщин среди иудеев того времени было еще весьма умеренным, если мы взглянем на язычников.

Наиболее приниженным поло­жение женщины было в Греции, где женщина (если только она не была гетерой) была полнос­тью подчинена отцу (или мужу) и не могла принимать никаких самостоятельных решений.

Несколько лучше положение было в Риме; но и там женщины не имели гражданских прав и были формально отстранены от участия в государственных де­лах, хотя могли иметь на них кос­венное влияние. В суде интере­сы женщины должен был пред­ставлять отец или, при его отсут­ствии, опекун мужского пола.

В античной литературе более чем достаточно примеров край­не презрительного отношения к женщине, которая представ­лялась существом умственно и нравственно неполноценным.

То обстоятельство, что первыми Воскресение возвещают женщи­ны, служило для языческих кри­тиков христианства неиссякае­мым источником насмешек.

Духовный опыт и вера женщин и долгое время спустя не вы­зывали у язычников ничего кроме презрения. Другой анти­христианский автор — Порфирий — приводит ответ оракула, который получил от Аполлона некий мужчина, спрашивав­ший, как отвратить жену от христианства:

Легче тебе письмена начер­тать на поверхности моря, Легче взлетишь ты, как птица, поднявшись на крыль­ях воздушных,

Нежели женщины ум нечес­тивый, нечистый испра­вишь.

Пусть же и дальше она в бес­смысленной лжи погрязает, Пусть воспевает в обманчи­вых жалобах мертвого Бога, Коего судьи в решении муд­ром своем осудили,

И среди славных позорная смерть и железо сразили.

Более того, даже сами Апосто­лы воспринимают свидетель­ство жен-мироносиц с явным недоверием: «И показались им слова их пустыми, и не пове­рили им» (Лук. 24:11). В ту эпо­ху женщины считались явно неподходящими свидетелями для события такой важности.

Из того, что первыми о Воскре­сении узнают именно женщи­ны, а мужчины-ученики внача­ле не верят, следует, что Бог посрамляет человеческую гор­дыню, избирая тех, на кого ок­ружающие склонны смотреть с пренебрежением, как на людей второго сорта.

Стоит отметить и то, что жен­щины идут к Иисусу не в тот момент, когда Он в окружении восторженной толпы творит чудеса, не тогда, когда люди ожидают Его воцарения, а ког­да Он, как кажется, полностью и окончательно проиграл, ког­да Господь унижен, уничтожен, убит и погребен. Они хранят верность Господу в момент, когда Его поражение кажется несомненным. Именно поэто­му они и узнают о Его Воскре­сении первыми.

Подражание мироносицам

В наше время бесстрашие ми­роносиц может быть выражено, в первую очередь, бесстрашием в исповедании евангельских нравственных норм, что в лю­бом случае будет вызовом окру­жающему обществу. С юных лет мироносицами могут быть те, кто из любви ко Спасителю свою жизнь строят на принци­пах внутреннего и внешнего целомудрия. В это же время бес­страшием будет исповедание собственной церковности, кото­рая у окружающих вызывает вопрос: «Зачем в молодости де­лаешь себя старухой?».

В учебе и на работе бесстраши­ем мироносиц для женщины может стать элементарная по­рядочность, следуя которой женщина не идет по головам, строя свою карьеру, не интри­гует и не «подсиживает», не заискивает перед начальством, помогает павшим духом и под­держивает нуждающихся мо­рально и материально.

Подражанием мироносицам в семье будет исполнение запо­веди о любви — любви самозаб­венной, жертвенной, но и одно­временно разумной, где есть сознание и несовершенства че­ловека и способность разгля­деть в нем образ Божий.

Если говорить о подражании мироносицам в обществе, то здесь даже не нужно искать современных аналогов, по­скольку бесстрашное испове­дание Христа по-прежнему яв­ляется (и, наверное, до конца времен будет являться) подви­гом даже в официально хрис­тианских государствах.

Когда говоришь о женах-мироносицах, невольно встает пе­ред глазами картина поля пос­ле битвы, по которому ходят женщины, находят живых и выносят их на себе. Некогда женщины вынесли на себе цер­ковь в безбожном государстве. Теперь же стоит гораздо более трудная задача — преодолеть безбожие в себе и помочь в этом близким.

Христос воскресе!

Новости партнеров

Новости партнеров

Новости партнеров

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.