Меню
16+

Интернет-портал Gazeta-bam.ru

04.03.2018 18:23 Воскресенье
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 09 от 28.02.2018 г.

О вере и церкви: как читать Библию, как искать духовника

Христианин сам должен трудиться над самим собою с целью обрести Христа, выстроить отношения с Ним, с Его церковью.

Священное Писание – Библия

Главный источник вероучения церкви – Священное Писание, богодухновенное Откровение Божие.

Библия была написана для избранного народа, наследником которого после пришествия в мир Господа и Спасителя стал народ Божий, то есть церковь Христова. Библия есть книга церкви. И поэтому понимать ее надо так, как понимает ее семья, которой она принадлежит, то есть церковь.

Когда вы приходите в гости и вам показывают семейный фотоальбом, то вам не обойтись без некоторых дополнительных комментариев, помогающих правильно ориентироваться в изображённых лицах. Ведь семейный архив является достоянием данного семейства, так что человек посторонний может и не разобраться здесь самостоятельно.

Как читать Библию

Сегодня каждый человек может приобрести Библию, открыть её и начать читать. Что же нужно для того, чтобы это чтение привело к положительному результату, стало спасительным? И можно ли читать Библию так, как читают обычную книгу?

Библия есть книга Божественная, это обращённое к нам Слово Божие. Но к правильному пониманию этого Слова надо себя подгото­вить.

Святые отцы учат, что чтению Библии должна предшествовать молитва – концентрация духовных и умственных сил для того, чтобы «остыть» от горячки повседневной жизни, освободиться из плена эмоций, страстей, переживаний.

Читая Библию, нужно с готовностью воспринимать её не толь­ко разумом, но и сердцем. Читать Библию следует неспешно. Лучше всего читать не более одной главы в день, размышляя над прочитанным. Очень важно замечать в Священном Писании непонятные слова, записывать новые для нас выражения, с тем чтобы впоследствии, обратившись к толкованию или с помощью просвещенного человека, найти ответ на возникший при чтении Слова Божия вопрос.

Читая Библию, мы входим в общение с Богом, узнаем Его, устанавливаем личную связь с Творцом. Поэтому чтение Библии является не только рациональным, но и глубоко духовным деланием.

Существует ли безошибочный критерий для правильного понимания Священного Писания? Церковь утверждает: поскольку Библия есть книга народа Божия – церкви, то общецерковное понимание и содержит в себе тот крите­рий, сверяясь с которым, можно избежать ошибок.

Священное Предание

Далее, мы имеем Священное Предание – описание духовного опыта церкви, постановления Вселенских Соборов, догматическое и нравственное учение Святых Отцов в их творениях.

Священное Пре­дание есть образ совершения Таинств церкви и учение о них.

Непрестанная жизнь со Христом – в этом смысл христианства и Нового Завета человека с Богом. «Завет» – слово славянское; его можно перевести как «договор». Мы заключили с Богом некий договор: Господа уготовало нам Царство Божие, а мы обязываемся, для получения его, соблюдать заповеди и, вообще говоря, понуждать себя жить христианскою жизнью.

Таинства церкви

В церкви этой цели и служат прежде всего святые Таинства.

Существуют семь Таинств церкви: Таинство священства, Таинства крещения и миропомазания, Таинство покаяния, Таинство Евхаристии (причащение), Таинство елеосвящения, Таинство брака.

Они и делают церковь церковью; через них Богом Отцом подаётся нам Дух Святой, который и соединяет каждого из нас со Христом Спасителем, и в Нём – друг ко другу, в Тело Христово.

Таинство меняет природу человека. Можно сравнить Таинства с решительной хирургической операцией, когда организм уже не справляется с болезнью и требуется вмешательство извне.

От ветхого Адама каждый из нас получает падшую, поврежденную природу; причем мы получаем её страдательно, как данность, без участия нашего произволения, сознания, воли – пассивно: мы рождаемся такими и повлиять на это никак не можем.

От Нового же Адама – Христа – мы получаем оправдание и освящение другим образом: не как данность, а как возможность – возможность не только избежать участи Адамовой, но и неизмеримо больше – достичь обожения.

Из купели Крещения мы выходим не такими, каков был Адам до грехопадения; грех не умирает в нас, телесного физического бессмертия мы не приобретаем, страсти и болезни продолжают действовать в нас, но нам дается сила жизни о Христе, власть наступать на змию и на скорпйю и на всю силу вражию (см. Лк., зач. 50 – 51); спасение вручается нам как задача, как семя; вырастить же это семя, выполнить это задание зависит от нашего свободного произволения.

Обрядность и магизм

Речь идет о магизме, одной из самых серьёзных проблем современной церковной действительности. Для очень многих людей Таинства суть магические действия, – т. е. такие, которые не предполагают своей личной внутренней духовной работы.

Магическая точка зрения стоит на том, что Богу нужен только обряд, правильно и вовремя исполненный; в остальном человек Богу ничего не должен, и отношения человека и Бога этим вполне исчерпываются.

Каждый из нас, я думаю, так или иначе сталкивался с утилитарным подходом к Таинствам: чтобы ребеночка не сглазили, его нужно крестить. Чтобы семья не развалилась – венчаться. Чтобы не заболеть – причаститься, и т. д. При этом считается, что всё нужное автоматически произойдет, без собственных нравственных усилий.

Но это всё – нехристианский взгляд, не так учит церковь. Господь говорит: Сын мой! отдай сердце твое мне (Притч. 23, 26.

Каким должно быть наше расположение по отношению к Таинствам церкви? Во-первых, это вера: Без веры угодить Богу невозможно; (Евр. 11, 6). Без единства веры, без правого её исповедания невозможно участие в Таинствах.

Во-вторых, мы должны желать этого соединения, жаждать Бога, искать Его и в богообщении полагать смысл и цель нашей религиозной духовной жизни, и принимать Таинства исключительно для этой цели. Всяким иным соображением, как-то: креститься ради традиционного национального самоопределения, причаститься ради здоровья или потому, что я раз в две недели причащаюсь, или заодно с мужем (женою), чтобы не расстраивать его, венчаться, чтобы не ссориться или чтобы муж «не гулял», или собороваться на всякий случай, или исповедаться «по обычаю», не зная что сказать, – всем этим мотивам не должно быть места: это профанация Таинств.

О Таинстве священства

Это первое Таинство, так как им, во-первых, сохраняет­ся апостольское преемство, а, во-вторых, священством откры­вается нам дверь к другим Таинствам. Ибо таково установ­ление Божие: что Таинства могут совершать не все христиане (кроме, в отдельных случаях, Крещения), а только особо уполномоченные на то церковью; и сообщается избранным на то христианам в Таинстве священства; не будь его – не было бы и других Таинств.

Установление этого Таинства восходит еще к Ветхому Завету, где Бог через Моисея установил трехступенчатую иерархию священства: Первосвященник, священники и ле­виты. Их задачей было совершать храмовое Богослужение и от лица народа приносить Богу разнообразные жертвы.

Во времена Нового Завета Господь дал Своим учени­кам – Апостолам власть совершать Таинства, учить и проповедывать о Христе, строить и хранить церковь. Задача священника трояка: совершать Таинства, учить народ истинам веры, нравственно руководить людей ко спасению.

В любом случае нужно твердо помнить, что жить нам нужно христианской жизнью самим. Свт. Феофан удачно сравнивал духовника со столбом с указателями, стоящим на перепутье; а путь никто другой, кроме самого идущего, за него не совершит. Пастырю принадлежит лишь право совета.

Как искать духовника

Как искать духовника? У одного батюшки поисповедаться, у другого послушать, что один говорит, другой, третий – и выбрать себе: к кому сердце лежит, а главное – от кого есть польза душе. Это должно быть поставлено во главу угла. Только нужно избегать излишнего нездорового мистицизма.

Нужно внимательно смотреть, какого духа священник. Если он начинает пугать бесами, требует, что нужно ехать на отчитку, или без вашего желания и приглашения начинает интересоваться интимной стороной вашей жизни, или навязывает нечто авторитарное, противное церкви – тут нужно мягко, деликатно, но решительно удалиться от такого пастыря.

Поиск «старцев»

Всегда существует соблазн сложить с себя ответственность за свою христианскую жизнь, за свое мировоззрение и поступки. Пастырь церкви может только посоветовать то или иное; думать и делать человек обязан сам – и только сам. Многие не хотят думать: им проще найти человека, который бы им сказал: делай так и так – и не думай ни о чём. И, соответственно, никакой ответственности: я делаю только то, что старец благословил, он и отвечать будет.

Старец, с церковной точки зрения, – человек, христианин, который в монашестве (по большей части) стяжал в результате длительной и правильной духовной церковной жизни дары Духа – личные дары.

Старцы в этом узком и правильном смысле слова всегда были редки в церкви, а тем более сейчас, когда разрушена та питательная среда, в которой они, так сказать, формировались. Они остались в книгах, – а мы, читая эти книги, тоже хотим старцев – начинаем их искать.

Зачем же людям нужны старцы? Ответ простой: узнать будущее. К старцу, как правило, не едут с вопросом: как спастись? Потому что это совершенно ясно из Евангелия, святоотеческих книг, да и любой приходской батюшка может вполне удовлетворительно каждому человеку ответить на этот вопрос исходя из его ситуации. У старца спрашивают: жениться или в монастырь идти? Разменивать квартиру или продавать? Разводиться ли? Ложиться ли на операцию? Начинать ли бизнес или сворачивать его поскорее? И т. д. В основе этого явления лежит неправильное представление о Боге, о воле Божией и об отношениях человека и Бога.

Это – абсолютно нехристианское мировоззрение, это хула на Бога и кощунство. Тогда наша религия превращается из благовествования – вести о Боге как любящем Отце, о Христе Спасителе и о свободе в Святом Духе – в зловествование: христианство становится минным полем, по которому не пройти без «сапера» – старца.

Конечно, есть Промысл Божий о каждом человеке, Господь Сам строит Свою церковь и каждому даёт свое место в ней – но не в смысле «угадать», не деспотично властительски. Вот свидетельство Святого Писания: царю Езекии Бог послал прор. Исаию сказать: ты умрешь. Но Езекия отвернулся к стене и заплакал сильно; и Бог вернул пророка Исаию сказать Езекии: вернись и скажи, что он умолил Меня, и Я прилагаю ему еще 15 лет жизни (см. 4 Цар., гл. 20).

Христианин сам должен трудиться над самим собою с целью обрести Христа, выстроить отношения с Ним, с Его церковью; пастырь здесь – посредник, соработник, помощник; он не может заслонять Христа и подменять Его.

Новости партнеров

Новости партнеров

Новости партнеров

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.