Меню
16+

Интернет-портал Gazeta-bam.ru

11.03.2018 15:10 Воскресенье
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 10 от 09.03.2018 г.

О вере и церкви. Вхождение в церковь совершается именно и только через крещение

В крещении мы возрождаемся, очищаемся от греха, оправдываемся перед Богом, чтобы ходить в обновлении жизни.

Вхождение в церковь совершается именно и только через крещение. В крещении мы возрождаемся, очищаемся от греха, оправдываемся перед Богом, чтобы ходить в обновлении жизни. Обещаем мы, со своей стороны, Богу добрую совесть, т.е. обещаем проводить жизнь по воле Божией и вступаем, таким образом, с Богом в Новый Завет.

Получить силу Божию

Чем отличается, по мысли святителя Феофана Затворника, крещёный человек от некрещёного? Тем, что как бы ни стремился некрещёный к освящению, очищению, соединению с Богом, какую бы праведную жизнь ни стремился проводить – не получится это у него, не хватит своих сил: где-то обязательно вылезет повреждение падшей природы. А крещёный получает именно эту силу. Он не выходит из купели бессмертным, бесстрастным, не способным болеть, изменяться, но к его естеству прививается именно эта сила Божия, которая, если человек захочет, поможет ему одолеть грех, живущий в нём.

Крещение детей

Крещение детей – давняя церковная традиции, связанная, однако, с определёнными, весьма строгими условиями.

Дело в том, что по устроению церкви Таинства должны приниматься человеком свободно, сознательно и осмысленно. Младенец лишен всех этих качеств, и, формально рассуждая, крещение нужно откладывать на сознательный возраст.

Но чтобы семья, в которой рождаются дети, могла быть совершенной домашней церковью – а именно такой должна быть христианская семья, чтобы не было так, что родители – члены церкви, христиане, а дети – вне церкви, дожидаются своего возраста, церковь дозволяет крестить детей – именно чтобы не лишать целостности домашнюю христианскую общину. Но делает это церковь под одним условием: чтобы дети, быв крещены, созревали и воспитывались обязательно как христиане, в церковной среде. Для этого существуют восприемники, крёстные – люди, произносящие за младенца обеты крещения и обязующиеся перед церковью, совместно с родителями, воспитать дитя так, чтобы, придя в возраст, оно восприняло обеты крещения как свои.

Таинство миропомазания

С самого начала бытия церкви возрождение человека к новой жизни совершилось двойственным актом: сначала человек принимал крещение от воды, а затем он принимал дар Духа Святого через возложение рук апостольских.

Впоследствии, при расширении церкви, апостолам и их преемникам – епископам стало невозможно самим поспевать всюду и возлагать руки на обращающихся ко Христу, поэтому уже в апостольское время форма совершения этого Таинства была изменена: епископы стали освящать миро – особое благовонное драгоценное масло, т.е. как бы возлагали руки на миро, а потом это миро рассылалось по церквам и им помазывались новокрещёные христиане.

Таинство покаяния

Покаяние есть Таинство, в котором христианин, при раскаянии в своих грехах и исповеди их перед священником, получает через него от Бога прощение и разрешение грехов. Мы сразу видим, что для совершения Таинства нужны две вещи: 1) наша исповедь и 2) власть от Бога прощать грехи.

Сделанный грех нарушает законы бытия – духовные законы прежде всего; и, следовательно, для человека он влечёт за собою неизбежную ответственность.

Причина греха – внешнее воздействие злых сил, но прежде всего это склонение ко злу воли человека, его свободный выбор. Плоды греха – скорби, болезни, стыд, слабость молитвы, удале­ние от Бога, смерть для жизни вечной.

Но любой, даже самый страшный грех – капля в океане милосердия Господа. «Грешен ты? – говорит Иоанн Златоуст, – не отчаивайся. Каждый день согрешаешь, каждый день прино­си покаяние».

Искреннее раскаяние и исправление жизни способны сделать грешника святым – это под­тверждается примерами великих подвижников, таких, как святая Мария Египетская.

Что такое грех?

Иногда на исповедь приходит совсем маленький ребенок, и когда священник заговаривает с ним о грехах, он смотрит на батюшку и не понимает, о чем идет речь. Тогда священник спраши­вает его: «А тебе бывало когда-нибудь стыдно?» «Да», – отвечает ребенок и начинает рассказывать, когда ему бывало стыдно: когда маму не слушался, когда брал что-то без разрешения... И тогда батюшка говорит ему: «Вот это и есть грех, раз твоя совесть подсказывает тебе, что ты сделал что-то нехорошее». Стыд – самый первый индикатор греховности как для взрослых, так и для детей.

Первая победа

Но не только «плохие поступки» омрачают детскую жизнь. Подчас «плохие мысли» больше беспокоят детишек, чем плохие дела. Ребёнку сразу надо помочь понять, что грех и он – это разные вещи, что злые помыслы – это не его мысли и нельзя принимать их как свои. «Это не мое, я этих помыслов не боюсь, я могу победить их», – так надо научить думать ребенка. Когда ребенок начинает молиться, он видит, как по молитве отходят злые помыслы. Если помыслы не отходят, можно употребить усилие, молиться дольше и все равно победить. Сама возможность победить грех очень важна для ребёнка. Осознать свою победу – значит осознать власть над грехом, почувствовать помощь Божию. Когда это происходит, человек растет духовно.

Почему так?

Ежедневно по телевидению и радио передают новости, из которых мы узнаём о трагических событиях, происходящих в разных концах Земли, и однажды мой ребёнок спросил: «Папа, столько людей погибает. Почему же Господь попускает всё это?». «Представь себе, что ты едешь на машине с высокой скоростью, – попытался ответить я, – и видишь знак, который запрещает ехать быстрее сорока километров в час. Ты знаешь, что он обозначает, но, не снижая скорости, продолжаешь движение. Дальше видишь другой знак, который предупреждает водителей о том, что впереди – скользкая дорога. Не обращая на него внимания, ты едешь дальше с прежней скоростью. А потом видишь: «Обрыв». Но ты ехал сто километров в час и влетаешь в пропасть на бешеной скорости...

Можно ли сказать, что тебя наказал Бог? Бог тебя предупреждал. Ты видел знаки, на которых было написано, как избежать опасности. И такой конец – это результат твоего поведения. Ты нарушал закон, и это привело тебя к несчастью. Своеволие разрушает гармонию между человеком и Богом. А отсутствие гармонии – это страдание (через болезни, через потерю близких), но никак не мстительный упрек. Самое страшное наказание – это когда ты – сытый, богатый и здоровый – идешь прямо в ад».

Наказал или спас?

«Как ты хочешь, – спросил я у сына после этого рассказа, – чтобы тебя Господь наказал и спас через наказание или чтобы Он тебя не наказывал и забыл про тебя? Ведь я тоже тебя наказываю, когда ты плохо себя ведешь. Я поступаю так для того, чтобы ты исправился. После наказания человек становится умнее. Или ты хотел бы, чтобы я перестал обращать на тебя внимание? Представь, что однажды ты взял у меня без спроса деньги и купил себе мороженое. Я не заметил, а ты подумал: «Как хорошо. Можно всегда брать деньги без спроса». Потом ты взял что-то ещё, потом еще... А потом стал вором, и тебя посадили в тюрьму. Так, может, было бы лучше, если бы я тебя наказал, когда ты в первый раз взял у меня деньги на мороженое?».

«Да, так было бы лучше», – согласился мой ребенок.

Когда читаем Евангелие

Трудно бывает объяснить ребёнку, для чего мы исповедуемся, и тогда, когда мы не читаем ему Евангелие. А если мы перед сном имеем в семейной традиции такое чтение, пусть не ежедневное, но хотя бы частое, то вопрос «зачем нужно исповедоваться» у ребёнка обычно не возникает. Евангелие начинается словами: Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 3, 2). Покаяние – это путь духовной жизни, который ведёт нас ко спасению. Жизнь без покаяния нельзя назвать верой в Бога, спасение невозможно без покаяния.

Быть другом Христовым

Послали мальчика лет семи на исповедь к митрополиту Антонию Сурожскому. Мальчик еще ни разу не был на исповеди и не знает, что говорить.

– Ты пришёл не для того, чтобы мне рассказывать, на что сердятся твоя мать или твой отец. А ты мне скажи вот что: ты о Христе что-нибудь знаешь?

– Да.

– Ты читал Евангелие?

– Мне мама и бабушка рассказывали, и я кое-что читал, да и в церкви слышал...

– Скажи мне, тебе Христос нравится как человек?

– Да.

– Ты хотел бы с Ним подружиться?

– О, да!

– И ты знаешь, что такое быть другом?

– Да. Это значит – быть другом.

– Нет. Этого недостаточно. Друг – это человек, который верен своему другу во всех обстоятельствах жизни, который готов все делать, чтобы его не разочаровать, его не обмануть, остаться при нем, если все другие от него отвернутся. Друг – это человек, который верен своему другу до конца. Вот представь: ты в школе. Если бы Христос был простым мальчиком, и весь класс на Него ополчился, что бы ты сделал? У тебя хватило бы верности и храбрости стать рядом с Ним и сказать: если вы хотите Его бить, бейте и меня, потому что я с Ним? Если ты готов быть таким другом, то ты можешь сказать: да, я друг Христов, и уже ставить перед собой вопросы для твоей исповеди. Читай Евангелие! Ты можешь узнать из него о том, как можно прожить, чтобы в самом себе не разочароваться; как можно прожить, чтобы Он радовался за тебя, видя, какой ты человек, каким ты стал ради этой дружбы. Ты понимаешь это?

– Да.

– Ты готов на это идти?

– Да...

Таинство Таинств – евхаристия

В Таинстве покаяния мы встречаемся с любовью Божиею – Господь нас милует, очищает, исцеляет, прощает и руководит в покаянии. Покаяние – наше постоянное внут­реннее делание, которым мы восстанавливаем живую связь с Богом, нарушенную и нарушаемую гpexaми.

Евхаристия есть Таинство, в котором верующему под видом хлеба и вина преподается истинное Тело и истинная Кровь Господа нашего Иисуса Христа.

Наше участие в этом Таинстве, приобщение Чаше Жизни даёт нам всё, что есть в церкви, – оправдание, освящение, бессмертие.

Таинство елеосвящения (соборование)

Немощи телесные и душевные имеют своим происхождением человеческую греховную природу. Источник телесных болезней, согласно христианскому воззрению, заключается в грехе.

Однако следует отметить, что не все без исключения болезни – непосредственное следствие греха. Бывают болезни и скорби, посылаемые с целью испытания и усовершенствования верующей души. Такова была болезнь Иова, а также слепца, о котором Спаситель прежде, чем исцелить его, сказал: Не согрешил ни он, ни родители его, но [это для того], чтобы на нем явились дела Божии (Ин. 9, 3).

Елеосвящение есть Таинство, в котором при помазании тела елеем призывается на верующего благодать Божия, исцеляющая болезни душевные и телесные.

Принято считать, что в Таинстве елеосвящения отпускаются грехи забытые, мелкие, оставшиеся без нашего внимания в силу, может быть, не особой чувствительности нашей совести, – а вовсе не те, что мы стыдимся исповедовать или утаиваем по другим причинам. Любое лукавство с Таинствами «не проходит»: потому что Бог наш есть огнь поядающий (Евр. 12, 29).

Елеосвящение – Таинство исцеления, но в елеосвящении церковь приходит к одру болящего и даже умирающего человека не восстанавливать его здоровье, не замещать медицину, когда та исчерпала свои возможности. Церковь, в лице собора священников или одного священника, приходит для того, чтобы ввести этого человека в Любовь, Свет и Жизнь Христа.

Она приходит не только для того, чтобы утешить его в страданиях, не только для того, чтобы помочь ему, нет – главным образом церковь приходит для того, чтобы соделать человека учеником, исповедником, свидетелем Христа в своих страданиях, чтобы и он увидел небеса отверстые и Сына Человеческого одесную Бога Отца.

Новости партнеров

Новости партнеров

Новости партнеров

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.