Великий пост. Недели Великого поста (19 февраля – 7 апреля)
Великом посту каждая неделя посвящена воспоминанию какого-либо особого события или лица.
Великом посту каждая неделя посвящена воспоминанию какого-либо особого события или лица, призывающих грешную душу к покаянию и надежде на милосердие Божие.
Первая неделя – Торжество Православия
Первая неделя Великого поста отличается особенной строгостью, а вместе с тем и богослужение – особенной продолжительностью. В первые четыре дня (понедельник, вторник, среда и четверг) на великом повечерии читается Канон преподобного Андрея Критского.
В пятницу первой недели Великого поста на Литургии после заамвонной молитвы происходит освящение колива, то есть отваренной пшеницы с медом, в память святого великомученика Феодора Тирона, оказавшего благотворную помощь христианам для сохранения поста.
Феодор Тирон
Византийский император Юлиан Отступник в 362 году приказал в городе Антиохии тайно окропить кровью идоложертвенных животных все съестные припасы. Но святой великомученик Феодор Тирон, сожженный в 306 году за исповедание Христовой веры, явился в сновидении антиохийскому епископу Евдоксию, открыл ему тайное распоряжение Юлиана и повелел в течение всей недели ничего не покупать на рынке, а питаться коливом.
В первое воскресенье Великого поста совершается Торжество Православия, установленное при царице Феодоре в 843 году в память восстановления почитания святых икон.
В конце Литургии священнослужители совершают молебное пение на середине храма перед иконами Спасителя и Божией Матери, молясь Господу об утверждении в вере православных христиан и обращении на путь истины всех, отступивших от церкви. Диакон затем громко читает Символ веры и произносит анафему, то есть объявляет об отделении от церкви всех, кто осмеливается искажать истины православной веры, и «вечную память» всем скончавшимся защитникам веры православной, а «многие лета» – живущим.
Вторая неделя – Григория Паламы
Во второе воскресенье Великого поста совершается память святителя Григория Паламы, жившего в XIV веке. Согласно православной вере он учил, что за подвиг поста и молитвы Господь озаряет верующих благодатным Своим Светом, каким сиял Господь на Фаворе.
По той причине, что святой Григорий раскрыл учение о силе поста и молитвы, и установлено совершать его память во второе воскресенье Великого поста.
Третья неделя – Крестопоклонная
В третье воскресенье Великого поста за всенощной выносится после великого славословия святой Крест и предлагается для поклонения верующим. При поклонении Кресту церковь поет: Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим. Эта песнь поется и на Литургии вместо Трисвятого.
Церковь выставляет в середине Четыредесятницы верующим Крест для того, чтобы напоминанием о страданиях и смерти Господней воодушевить и укрепить постящихся к продолжению подвига поста. Святой Крест остается для поклонения в течение недели до пятницы, когда он, после часов, перед Литургией вносится обратно в алтарь. Поэтому третье воскресенье и четвертая неделя Великого поста называются крестопоклонными.
Четвёртая неделя – Иоанна Лествичника
В четвертое воскресенье воспоминается преподобный Иоанн Лествичник, написавший сочинение, в котором показал лествицу, или порядок добрых деяний, приводящих нас к Престолу Божию.
В четверг на пятой педеле совершается так называемое стояние святой Марии Египетской. Жизнь святой Марии Египетской, прежде великой грешницы, должна служить для всех примером истинного покаяния и убеждать всех в неизреченном милосердии Божием. На утрене в этот день читается житие святой Марии Египетской и канон святого Андрея Критского, тот самый, который читается в первые четыре дня Великого поста.
В субботу на пятой неделе совершается Похвала Пресвятой Богородицы. Читается торжественный акафист Богородице. Эта служба установлена в Греции в благодарность Богородице за неоднократное избавление Ею Царьграда от врагов. У нас акафист «Похвала Богородицы» совершается для утверждения верующих в надежде на Небесную Заступницу, Которая, избавляя от врагов видимых, тем более готова нам помочь в борьбе с врагами невидимыми.
Пятая неделя – Марии Египетской
В пятое воскресенье Великого поста совершается последование преподобной Марии Египетской. Церковь дает в её лице образец истинного покаяния и для ободрения духовно труждающихся показывает пример неизреченного милосердия Божия к кающимся грешникам.
Шестая неделя – Вход Господень в Иерусалим
Шестая неделя посвящена приготовлению постящихся к празднику Входа Господня в Иерусалим и к Страстной неделе.
В субботу на шестой неделе на утрене и Литургии воспоминается воскрешение Иисусом Христом Лазаря. Эта суббота называется Лазаревой.
Шестое воскресенье Великого поста есть великий двунадесятый праздник, в который празднуется торжественный Вход Господень в Иерусалим на вольные страдания.
Этот праздник иначе называется Вербным воскресеньем, Неделей Ваий, или Цветоносной. На всенощной после прочтения Евангелия не поется Воскресение Христово, а читается 50-й псалом и освящаются молитвой и окроплением святой воды распускающиеся ветви вербы (вайа) или других растений.
Освященные ветви раздаются молящимся, которые при возжженных свечах стоят с ними до конца службы, знаменуя победу жизни над смертью (воскресение).
Новости партнеров
Новости партнеров
Новости партнеров
Добавить комментарий
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.