Божественная литургия. Окончание. Что нужно делать?
Когда открылись царские врата, надо перекреститься, сделать земной поклон и сложить руки крестообразно на груди.
Малый вход и «Трисвятое»
Во время пения заповедей блаженства открываются средние, так называемые Царские двери (в честь «Царя славы» – Господа) для совершения малого входа: священник и диакон с Евангелием в руках идут от престола через северные, то есть левые от лица народа двери на амвон. Это знаменует собой и напоминает собой выход Христа на Его проповедь. «Пришёл Иисус в Галилею, проповедуя Евангелие Царствия Божия» (Мк. 1, 14).
Свеча, несомая перед Евангелием, знаменует собой Иоанна Крестителя, который был и «предтечей» Господа, и «светильником света». Этот выход Христа на проповедь осуществляется на литургии уже не символически – через несколько минут после малого входа чтением слова Божия – апостольских посланий и Евангелия.
Перед самым чтением слова Божия певчие поют «Святый Боже», или «Трисвятое». Эту молитву, по преданию, услышал в V веке в Константинополе мальчик в пении ангелов. Во время пения «Трисвятого» священик отходит к горнему месту, знаменующему собой Небесный Престол Божий. После этого следует чтение Апостола и Евангелия.
Возглас «Премудрость, вонмем» или только «Премудрость», возглашаемый как в этой части литургии, так и в других, означает призыв к усилению внимания молящихся. «Прости» значит «станем прямо, благоговейно». Еврейское слово «аллилуиа» вообще означает «хвалите Господа».
Во время чтения Апостола и Евангелия не следует молиться о чём-то своём, ходить по храму и ставить свечи, но внимательно слушать слова апостолов и Самого Иисуса Христа, в знак чего верующие должны наклонить головы.
После чтения Евангелия и следующих за ним ектений начинается моление об оглашенных.
В древней церкви оглашаемые словом учения были люди уже высоко христиански просвещенные, но могли стоять на литургии только до начала литургии верных и были обязаны покинуть храм на виду у всех, как недостойные еще в нем находиться во время дальнейшего священнодействия.
Вдревности на литургию верных не могли оставаться не только оглашенные, но и те христиане, которые за свои грехи находились под церковным запрещением участвовать в принятии Таинства, иногда на очень длительный срок.
В христианстве вера неотделима от нравственности, от исполнения заповедей. Исполнение заповедей есть действование любви. «Если любите Меня – соблюдите Мои заповеди», – сказал Христос. Нераскаянный грешник самоотлучает себя от Тела Христова, от Его Церкви и тем самым не может участвовать в её таинствах.
Чтением святого Евангелия заканчивается литургия оглашенных и начинается литургия верных.
Литургия верных
«Иже херувимы тайно образующе, и Животворящей Троице трисвятую песнь припевающе...». То есть: «Мы, таинственно изображающие херувимов и воспевающие трисвятую песнь жизнь творящей Троице, оставим теперь всякое житейское попечение, чтобы поднять Царя всех, носимого невидимо на копьях чинами ангельскими. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа».
Начиная с этих слов совершается в храме литургия верных.
Стремление к святости и Божия благодать
Начиная с Херувимской делается уже совсем явной воля Божия, чтобы мы – все мы – участвовали в Его святыне, чтобы мы достигали святости – «мы, таинственно изображающие херувимов...».
Святость не есть совершенство чистоты. Ни один святой не мог считать себя чистым. Для святых святость не есть совершенство и тем более не осознание себя в нем, а только постоянная устремленность к нему, вернее говоря, к Богу в покаянии и любви.
Устремляясь к Богу, человек пребывает в благодати. Поэтому можно сказать, что святость есть благодатность, – благодатность действительная, а не по документу или по «занимаемой должности».
Есть две причины оскудения святости. Первая – это нежелание труда очищения души, и тут никакие разъяснения не помогут: только луч Божий может осветить узкий путь. Вторая причина – это наше невежество: мы считаем, что благодатность – это плата за нравственные труды, за добрые дела.
Мы не знаем учения церкви. Человек спасается по одной милости Божией, через благодать, то есть даром, а не потому, что он совершает подвиг. Но этот подвиг (или добрые дела) необходим для того, чтобы доказать свою волю к Богу, свою любовь к Нему.
Все благое в нас – от благодати, и все добрые дела совершаются только через неё и благодаря ей.
По словам Иоанна Кронштадского, «Святые Тайны называются Божественными дарами… (они) подаются нам Господом совершенно даром, незаслуженно с нашей стороны». Видя Кровь Божию, человек понимает, что только ею он спасается, только ради неё получает благодать.
Великий вход
В промежутке между первой и второй частью Херувимской священнослужители берут приготовленные во время проскомидии на жертвеннике Святые Дары и переносят их на престол. Это именуется великим входом и знаменует восхождение Иисуса Христа на вольное страдание в Иерусалим.
Переносятся Дары через амвон, чтобы вся церковь участвовала в этих проводах Господа на Голгофу.Священник останавливается в царских вратах и молится за всех, поминая предстоятеля церкви, епископа и всех христиан.
Ставя священную чашу и дискос на престол, священник произносит: «Благообразный Иосиф с древа снем пречистое тело Твое, плащаницею (полотном) чистою обвив, и благоуханьми во гробе нове покрыв, положи». В алтаре происходит точно снятие со креста и положение во гроб тела Христова.
Закрытие Царских врат символизирует схождение души Спасителя во ад, задергивание завесы – преставление стражи ко гробу.
Во время великого входа, изображающего распятие Господа, проси Его и тебя помянуть во Царствии Своем. Когда услышишь возглас: «Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы», помолись, чтобы Господь вложил в тебя святую любовь и дал любить всех, особенно же тех, кого ты не любишь или обижаешь, и тех, кто тебя обижает или не любит.
Символ веры
После просительной Ектении диакон возглашает: «Двери, двери, премудростию вонмем!». Это напоминание о том, что надо закрыть двери своего ума от посторонних помыслов.
Как правило, все молящиеся поют «Символ веры», исповедуя свою веру в важнейшие догматы православной церкви.
Пением Символа веры молящиеся в храме свидетельствуют пред Богом и церковью, что они являются верными, которым дозволено присутствовать при совершении великого таинства и приступить к причащению Святых Тайн.
С этой минуты верующие не должны выходить из храма до окончания литургии. Приближается время совершения Таинства.
После «Верую» начинается завершительная часть литургического священнодействия, а поэтому диакон предупреждает: «Станем добре, станем со страхом, вонмем, святое возношение в мире приносити...». Страх в христианстве есть порождение веры (а не наоборот, как думают некоторые). Вера не мыслится вне любви. Значит, не может быть христианского страха вне хотя бы малейшей любви к Господу, а тем самым и познания Его.
Евхаристический канон
ЕВХАРИСТИЧЕСКИЙ КАНОН – важнейшая часть литургии, во время которой совершается преложение Святых Даров.
ПРЕЛОЖЕНИЕ СВЯТЫХ ДАРОВ – изменение хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы, осуществляемое на Божественной литургии в таинстве Евхаристии действием Святого Духа. При этом видимые признаки хлеба и вина сохраняются.
ЕВХАРИСТИЯ (благодарение) – еще одно название литургии. Евхаристия – это суть жизни церкви, её сердцевина, центральное переживание и таинство церкви.
Господь Иисус Христос в Евхаристических Дарах присутствует всем Своим существом, то есть и телом, и душой Своего человечества и Божеством.
Возглашением «Благодарим Господа» священник начинает совершение Святого Таинства и внушает верующим воздать благодарение Богу, как и Сам Спаситель начал священнодействие Бескровной Жертвы, при её установлении на Тайной Вечере, благодарением Богу Отцу (см.: Мф. 26:27; Лк. 22:19).
По возгласе: «Благодарим Господа» – особенно благодари. В это время священнослужитель читает молитву, где вспоминаются все благодеяния Господа к людям, и благодарит за них и за совершаемую литургию. И тут каждый обязан за это благодарить и, в частности, за то, что Господь дал лично ему, какими милостями осыпал.
Преложение Святых Даров
В эти великие и святые минуты хлеб и вино прелагаются в истинное Тело и истинную Кровь Христову. Крайне нежелательны хождения по храму, передача свечей, написание записок: это время сосредоточенной молитвы.
За возношением Святых Даров, во время пения «Тебе поем...», совершается их преложение. В тайной молитве священник прежде всего просит Господа ниспослать Духа Святого на всех молящихся и на предлежащие Дары. Это самый важный момент литургии.
Во время «Тебе поем» надо вспомнить грехи свои, особенно тяжкие, и просить прощения за них у Господа. Если так простоишь литургию со всем вниманием и усердием, то непременно получишь пользу.
При возгласе «Святая святым» священник берёт Агнец обеими руками и поднимает его вверх. Смысл этого жеста заключается в том, чтобы торжественно показать верующим освященный хлеб, ставший Телом Христовым.
Причащение мирян
Открываются царские врата, выходит диакон, держа Святую Чашу.
Диакон: «Со страхом Божиим и верою приступите».
В этот момент все верующие делают земной поклон, почитая в Святых Дарах Самого Христа.
Описание причащения
Те верующие, кто был на исповеди, готовился к причастию и был допущен священником до причастия, подходят к амвону (место перед царскими вратами, с которого священник обычно произносит проповедь) с правой стороны и по очереди причащаются.
Священник причащает верующих, а церковный хор тем временем поёт: «Тело Христово приимите – Источника Безсмертнаго вкусите».
Что нужно делать?
Когда открылись царские врата, надо перекреститься, сделать земной поклон и сложить руки крестообразно на груди, так, чтобы правая была сверху. Около самой Чаши уже не следует креститься и кланяться, чтобы не задеть Чашу. Не разнимая рук, причаститься, а потом не торопясь отойти к столику с запивкой.
Подойдя к священнику, нужно ясно произнести свое имя (которое нарекли в Святом Крещении).
Затем священник лжицей (специальной ложечкой) из Чаши подаёт причастнику Святые Дары. В это время он произносит: «Причащается раб Божий (имя причастника) во оставление грехов своих и в жизнь вечную. Аминь».
Затем диакон отирает уста причастника особым красным платом. После чего нужно поцеловать нижний край Чаши. Трогать Чашу руками и целовать руку священника не нужно.
Затем пройти к столику с запивкой, где надо съесть антидор (кусочек просфоры) и запить теплотой (церковное вино с водой) или просто теплой водой. И только после этого можно прикладываться к иконам.
После причащения мирян священник заходит в алтарь, читает молитву: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею Честною, молитвами святых Твоих» – и опускает частицы, изъятые из просфор за проскомидией, в потир.
Спасительные плоды причащения
Спасительные плоды или действия причащения таковы:
• оставление грехов (см.: Мф. 26:28);
• теснейшее соединение с Господом (см.: Ин. 6:56);
• возрастание в духовной жизни и обретение жизни истинной (см.: Ин. 6:57);
• дарование залога будущего воскресения и вечной жизни (см.: Ин. 6:58).
Новости партнеров
Новости партнеров
Новости партнеров
Добавить комментарий
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.