Меню
16+

Интернет-портал Gazeta-bam.ru

04.11.2017 12:28 Суббота
Категория:
Тег:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 44 от 01.11.2017 г.

Эвенки-оленеводы называют ноябрь аналоге бега

Автор: Вадим Иванищенко, с. Усть-Нюкжа.

Фото:pics.photographer.ru/

В ноябре начинается забой оленей на мясо.

Ноябрь – последний месяц осени. В народе называют его полузимник, декабрю родной брат. Ноябрь сковал воду на озёрах и реках, только на бурных речных перекатах ещё журчит вода, поднимая густой белый туман.

Эвенки-оленеводы называют ноябрь аналоге бега, что означает «месяц падения снега». Тайга в ноябре покрылась толстым снежным одеялом, а снег всё падает, кружит, порошит. Крепко-накрепко заснули деревья и кустарники, под тяжестью снега кедровый стланик прижался к самой земле так, что не видны его вечнозелёные иголки.

Стоит тишина в тайге, лишь изредка прокричит кедровка, разыскивая под снегом свои летние запасы кедровых орешков, да рябчики перелетают с дерева на дерево полакомиться плодами рябины и боярышника. Зайцы проделали тропы меж кустарников.

С каждым днем светлого времени становится все меньше и меньше, а морозы все крепче и крепче.

Эвенки-оленеводы говорят, что с наступлением холодов пасти оленей легче, чем летом. Зимой олени не разбегаются и держатся вместе. Олени коллективные животные и всегда держатся вместе. Несмотря на сильный холод накопленный за теплое время года жир не расходуется и сохраняет жизненную энергию животных. В сильную пургу олени сбиваются в плотное стадо и своим теплым дыханием согревают друг друга.

В ноябре начинается забой оленей на мясо. Оленина является биоло­гически ценным, высококалорийным, диетическим продуктом, обладает целеб­ными свойствами.

Из оленьих шкур эвенки шьют одежду, спальные мешки, хозяйственные сумки. Из камуса (шкурки от оленьих ног) – шапки, унты, рукавицы, коврики – кумаланы, обклеивают ими охотничьи лыжи для лучшего скольжения по снегу.

«Тайга кормит оленей, а олени кормят и одевают нас», – говорят эвенки-оленеводы. От количества оленей всегда зависело благополучие их жизни, а численность оленей всегда зависит от ритма северной природы и хозяйственной деятельности человека в освоении новых территорий. Большой урон оле­неводству Амурской области был нанесен при строительстве Зейской ГЭС и промышленном освоении зоны БАМА. Из-за этого сократились богатые оленьи пастбища, нарушена экология.

В легендах эвенков в годы «большой оленьей беды» звучал скорбный мо­тив песни: «Куда ушел олень, дающий нам жизнь? Он давал нам мясо и кровь для супа, давал нашим собакам силу бежать по глубокому снегу, его жилы сшивали нам одежду, а в его костях был нежный мозг – уман, наши жилища согревал огонь его жира, и наши щеки лоснились от его соков... эйах-эйа, куда же ты ушел наш олень?». Но времена менялись, и на смену беды и печали снова приходили благополучие и довольство.

И хочется верить, что и сейчас придут благополучные и стабильные времена.

Новости партнеров

Новости партнеров

Новости партнеров

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.